Встреча с Карандашом
Имя КАРАНДАША хорошо известно. Многие наши читатели не раз видели его выступления на манеже. Артист отдал цирку более 50 лет. Наш корреспондент В. КИРИЛЛОВ встретился с прославленным клоуном Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР. Разговор начался с того, как много сил и помыслов отдал артист любимому искусству, и понятно — его волнует все, что происходит сейчас в цирке.
КАРАНДАШ. Мне приходится слышать о себе такое: «Что он во все вмешивается?!» А я иначе не могу. Ведь постоянно думаешь о том, чтобы цирк успешно развивался, как и другие виды искусства, отвечал требованиям сегодняшнего дня. И как остаться спокойным, если что-то делается неверно, как не посоветовать человеку, если видишь, что он ошибается. Ведь рачительный хозяин не пройдет спокойно по своему саду, обязательно к чему-то приложит руки: укрепит обвисшую ветку яблони, выдернет сорняк из грядки, сорвет и выбросит больной листок. Саду он отдает жизнь. Моя стихия — цирк...
КОРР. Михаил Николаевич, вот и хотелось бы, чтобы вы поделились с нашими читателями своими мыслями. Какие проблемы, связанные с развитием циркового искусства, На ваш взгляд, требуют особого внимания!
КАРАНДАШ. Проблем много. Обо всех подробно и не скажешь. Остановлюсь на тех, которые меня сейчас особенно волнуют.
Говорят — цирк должен утверждать лучшие человеческие качества. Обычно перечисляют: смелость, сила, ловкость. Очень хорошо, если человек силен, ловок, смел. А я думаю, как важно, чтобы он был добр, чуток, умел дружить. В наше время ускоренного, делового ритма вроде бы не остается места для сантиментов, нужны лишь энергия, воля, решительность. Я утверждаю — нужны участие к другим, доброе внимание к людям, к окружающему нас миру. Как горько и больно, когда сталкиваешься с проявлением равнодушия, жестокости, особенно к тем, кто беззащитен.
Меня печалят вроде бы даже мелочи. Выезжаешь за город. Долго едешь мимо жилых кварталов, промышленных предприятий, наконец, добрался до опушки леса. И видишь — сломано молоденькое деревце, рядом кучи мусора. Столько во всем этом душевной черствости. Тот, кто не пожалел деревце, красоту леса, будет ли внимателен к людям?
Искусство, в частности наш цирк, должны утверждать доброту, гуманное отношение ко всему живому, к людям, к природе. И действительно, эти идеи часто несут цирковые номера, например, дрессировщиков, причем не только тех, кто выступает с маленькими, безобидными зверюшками, а и с хищниками. Ушло в прошлое время, когда укротители показывали, как силой воли и бесстрашием покоряют кровожадных зверей. Сейчас артисты все чаще подчеркивают, что львы, тигры, медведи проделывают все по своей воле, без принуждения. Становится ясно — доброе слово и тигру приятно.
Всегда радует, если в номерах акробатов проявляется готовность поддержать товарища, порадоваться его успеху. Солидарность — в самой природе цирка. Возьмем воздушный полет. Вольтижер устремляется с мостика, уверенный, что встретит руки ловитора, и ловитор подхватывает его — в этом ощущается надежная дружба, объединившая партнеров. И в других жанрах успех одного исполнителя часто зависит от действий его товарища. Это стоит всячески подчеркивать, Большое значение имеет, как участники номера общаются друг с другом, хорошо, если чувствуется их сплоченность. Сейчас, когда во всем мире столько жестокого, несправедливого, очень важно утверждать силу добра.
То, о чем идет речь, касается и клоунады. Пусть клоунский персонаж неловок, инфантилен, излишне любопытен, шаловлив, но никак не зол, не жесток, его шутки не должны обижать, унижать партнеров, тем более зрителей. В клоунских сценках объект осмеяния — черствость, грубость, равнодушие, жестокость — все, что омрачает нашу жизнь, а утверждается справедливость и доброта.
Могут заметить, надо ли так горячо доказывать вполне очевидное — ведь давно ушли из цирка игра на нервах . зрителей, подчеркивание риска. Верно, многое ушло, а что-то осталось. Еще не все на манеже так, как хотелось бы. Неприятно, если дрессировщик настойчиво и раздраженно принуждает животное что-то проделать, и не упрямого тигра, а собаку или лошадь, к тому же мы видим, животное запугано. Плохо, когда выступление акробатов не согрето теплом общения, не чувствуются дружеские контакты между исполнителями.
Утверждение добрых чувств — важная проблема. Другая проблема. Цирк должен радовать красотой, прежде всего красотой человека. Современные световые эффекты, красочный ковер, изящный реквизит — все это хорошо, но главное на манеже — гармонично развитый человек, умеющий грациозно, красиво двигаться. И пусть костюм подчеркивает достоинства фигуры. Порой же исполнители озабочены лишь тем, чтобы сделать наряд богаче, эффектнее его украсить, будто бы на манеже демонстрируются моды.
И еще замечание о костюме: он должен всегда соответствовать жанру. Костюм воздушных гимнастов должен непременно отличаться от костюмов акробатов-прыгунов или танц-жонглеров. Неплохо, если зрители уже в парад-прологе по характеру одежды исполнителей угадывают, какой номер они представляют.
Надо еще сказать об умении держаться и двигаться. Это умение есть не у всех артистов. Бывает, исполнитель проделал сложный трюк, а затем стоит безразлично, как отдыхающий молотобоец. Случается, трюк выполняют так, лишь бы удержать партнеров или выкрутить сальто, а некоторые заботятся, я бы сказал, лишь о количестве — перевернуться в прыжке два, три раза, а забывают о качестве, об эстетической стороне, о том, что движение должно быть не только сложным, но и красивым.
Третий вопрос, третья проблема. Цирк призван удивлять. Вроде бы никто с этим утверждением не спорит, но не все ему следуют. У нас в цирке есть истинно творческие натуры. Прежде всего назову Волжанского, можно вспомнить еще имена. Скажем, интересно построили свое выступление джигиты Ходжабаевы. Но нужно, чтобы каждый номер поражал зрителей своей необычностью, выдумкой. Важно подготовить новый трюк, но так же важно продумать, как эффектнее его преподнести. И, конечно, недопустимы ремесленничество, копировка.
На эти проблемы мне хотелось обратить внимание. Такое впечатление, что им уделяют пока недостаточно внимания.
КОРР. Уверен, Михаил Николаевич, с вами согласятся все читатели. Речь пока шла о цирковом искусстве в целом, может быть, скажете подробнее о своем жанре, о развитии клоунады!
КАРАНДАШ. Мне много раз приходилось выступать на совещаниях и конференциях, писать о клоунаде, не хочется повторяться, да в одной беседе всех проблем не охватишь. Скажу о том, что занимает меня в настоящее время. Например, немало размышляю о природе смешного, законах построения комических сценок. Представьте, в стакан льют воду, он заполнен до краев и вода потекла через край. Не так ли и смех возникает от переполнивших нас радостных чувств? Если все в норме, так сказать, налита точная доза, то мы останемся спокойны, а если норма нарушена, то тут может зазвучать смех.
Или другой вопрос. Термин «абсурд» некоторых пугает. Они утверждают, что это недопустимое отступление от реального, искажение действительности. На мой взгляд, абсурд — основа циркового комизма. Если вдуматься, то в сценках, в основе которых абсурдные действия и поступки, все равно отражается жизнь, те ее стороны, которые противоречат нашим представлениям о том, какой жизнь должна быть. Абсурдно — значит бессмысленно, противоестественно. Абсурдно, если кто-то утверждает, что защищает себя, а сам захватывает чужие земли. Разве не абсурдно, если скупой готов потерять близких, но не расстаться и с ничтожной частью своих сокровищ. Абсурдно, если человек, прежде чем вселиться в новую квартиру, начинает ремонтировать ее, ведь ремонтируют обычно старое, ветхое и т. д.
Отклонение от нормы, от здравого смысла клоун должен увидеть в жизни и изобразить на манеже, так сказать, вытащить на яркий свет то, что таится порой в тени. А чтобы яснее был виден объект осмеяния, комик как бы помещает его под увеличительное стекло. Небольшая, но опасная трещина в важной детали часто незаметна, но при увеличении выглядит, как расщелина, пропасть, и тогда на нее уже нельзя не обратить внимание. Клоун пользуется приемом гиперболизации, и изображенные им факты, явления выглядят необычно и смешно.
Понятно, что тот или иной отдельный факт — еще не реприза. Артист должен превратить его в произведение искусства, создать юмористическую или сатирическую сценку. Задумываясь о наилучшем построении клоунских сценок, снова обращаюсь к жизни, к природе. Природа — наш великий учитель — дает чудесные образцы гармонии, строгой логики. Рассматриваешь полевой цветок, аккуратные лепестки окружили тычинки, и в этом улавливаешь прекрасную закономерность. В расположении ветвей на огромном дереве — свой ритм, удивительная завершенность. Листья деревьев — их визитные карточки. Только пробивается из земли росток, развертывается первый лист, и мы уже знаем, что здесь поднимется могучий дуб, здесь — нежная береза, а здесь рябина будет украшать лес алыми гроздьями.
Такая же логика, закономерность всех частей должна быть в клоунских сценках. Сразу, при своем появлении, персонаж заявляет о себе — кто он: неугомонный задира или добродушный весельчак. В короткой сценке важно, чтобы зрители сразу поняли, кто перед ними. А дальше персонажи должны поступать согласно своим характерам и обстоятельствам. Нужно добиваться, чтобы каждый жест, каждая реплика были точны,тогда реприза впечатляет, убеждает.
КОРР. Вы правы, обращение к законам природы помогает осмыслить проблемы творчества. Но несомненно и другое: полезно, особенно молодым, осваивать созданное, открытое комиками старшего поколения. Что вы думаете об изучении и обмене опытом клоунами!
КАРАНДАШ. Конечно, молодым, какое бы образование они ни получили, есть чему поучиться у мастеров. Передача и обмен опытом очень нужны в нашем деле. Формы учебы могут быть разные, не берусь давать готовые рецепты. Но хочу отметить одно полезное начинание. Я имею в виду конкурс имени Енгибарова, который проводился в ГУЦЭИ. Часто ли мы, клоуны, собираемся вместе, чтобы посмотреть, что сделано коллегами, познакомиться с их новыми работами? Я имею в виду не совещания, а встречи на манеже. Как известно, в программу включают одного коверного или дуэт комиков, так что с работой коллег знакомишься от случая к случаю, если в свободные дни при переезде или в отпуск попадаешь на представление.
В училище выступили со своими репризами разные комики: и старшекурсники ГУЦЭИ и артисты «Цирк на сцене», филармоний, приехавшие из других городов. Можно было сравнить, проследить какие-то закономерности, тенденции в развитии клоунады, и сразу было видно, кто в чем силен, а в чем слаб. У одного исполнителя неплохая школа, интересный репертуар, у другого мало опыта, но он явно способный, у третьего хорошая фактура, но отсутствует вкус и т. д. Увидели собравшиеся и зарубежного комика со своей специфической манерой и приемами. Такие встречи, такое общение очень нужны. Они несомненно внесут свой вклад в практику и теорию клоунады. Хотелось бы, чтобы подобные конкурсы или фестивали клоунады проводились регулярно и не только в стенах училища.
КОРР. В этом году мы отмечаем 60-летие образования СССР. Наверное стоит поговорить о клоунах национальных цирковых коллективов. Что должно, на ваш взгляд, отличать клоуна национального цирка!
КАРАНДАШ. Вопрос не такой простой. Вообще в искусстве цирка сочетаются начала интернациональные, так сказать, универсальное и национальное своеобразие. Цирк не требует переводчика, но мы должны видеть, какую страну, какой народ представляют цирковые артисты. Например, различаются мексиканские наездники, американские ковбои, кавказские джигиты.
Разберемся, а как обстоит с клоунадой? Кто из клоунов особенно удачно отразил в творчестве своеобразие культуры своего народа? Сразу назову Акрама Юсупова. Что это узбекский комик — никто спорить не станет. Давайте вспомним его лучшие репризы, Одна — совместная с канатоходцами Ташкенбаевыми, продолжателями традиций дорвозов. Во второй участвует осел, издавна служивший средством передвижения в Узбекистане. На осле разъезжал и легендарный Ходжа Насреддин. А темы обеих реприз никак не ограничены спецификой Узбекистана. Первая сценка о бюрократизме, о волоките, герой ее хлопочет о получении справки. Во второй высмеивается забота о своем престиже. В век автомобиля клоун не хочет отставать от владетелей автомашин и превращает своего осла в машину — вешает на него номерной знак, сигнальные лампочки.
Думается, у клоуна национальное своеобразие проявляется в манере держаться, в костюме, в каких-то аксессуарах, в употреблении характерных народных выражений, поговорок, шуток, а темы реприз должны быть понятны всем зрителям нашей многонациональной страны, касаться общих проблем. Это и подтверждает творчество Юсупова. Я убежден, выступления любого клоуна, независимо, выходит ли он на манеж в тюбетейке, в папахе, в украинской соломенной шляпе, в картузе, высмеивают, разоблачают общие пороки, распространенные отрицательные явления, и тогда выступления могут приобрести публицистическое звучание.
КОРР. Хотелось бы, Михаил Николаевич, вернуться к началу нашего разговора. Вы справедливо осудили равнодушие в деле. Может быть, стоит сказать об этом подробнее!
КАРАНДАШ. Конечно, немало артистов цирка живут общими интересами, они активные общественники, всегда охотно помогают товарищам, поступятся своими интересами, чтобы выиграло все представление, безотказно участвуют во всех начинаниях, в шефских концертах и т. д. Но тем досаднее, что рядом с ними люди иного склада, те, кто думает только о своем благополучии, свои личные интересы ставят выше общественных.
Хочу заметить. Мимо явных провалов пройти нельзя. Но важно не упиваться успехами, они порой заслоняют недостатки, а любые недостатки надо увидеть, проанализировать причины их появления, искать пути преодоления. Речь я веду о повышении требовательности.
Если отдельно говорить о молодежи, то подчеркну такое. Очень хорошо обучить молодых сложным трюкам, актерскому мастерству, дать им общее образование, но одновременно очень важно воспитать в них чувство долга, чувство ответственности перед товарищами, зрителями, чтобы они с честью несли звание артиста.
Мечтаю я о том, чтобы каждый артист отдавал щедро свой талант и умение развитию нашего искусства, всеми своими делами, помыслами, своим творчеством содействовал успеху советского цирка.
оставить комментарий