В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Встреча с первым коллективом «Цирк на льду»

Так повелось: каждая моя поездка в Тульский цирк оказывалась связанной с премьерой нового представления. Ведь в Туле было подготовлено несколько больших своеобразных произведений искусства манежа. Такие, как, «Конный цирк», ярко раскрывающий все разнообразие конных номеров, «Цирк на воде», в котором обычный манеж был заменен бассейном и исполнители могли то взмыть под купол, то уйти в подводную глубину. Здесь ставились пантомимы на патриотические темы: «И арсенал и щит России», «Этих дней не смолкнет слава», спектакль молодежного коллектива «Русские самоцветы», затем с успехом показанный в Москве.

На этот раз я ехал для встречи с первым коллективом «Цирк на льду», однако не на премьеру — премьера его прошла десять лет назад, но опять же в Туле. Здесь об этом событии помнят, и не случайно Тульский обком ВЛКСМ присудил коллективу «Цирк на льду» в год его десятилетия звание лауреатов тульского комсомола «За высокие творческие достижения».

До создания первого «Цирка на льду» подобных представлений не было. Когда приступили к его подготовке, у многих возникал закономерный вопрос, а что получится?

Арнольд Григорьевич Арнольд, создатель «Цирка на льду», верил — получится интересное, своеобразное зрелище, верил в это и постановщик танцев народный артист СССР Владимир Павлович Бурмейстер. Их помощники балетмейстер Татьяна Александровна Сац и режиссер Николай Иванович Степанов рассказывали мне тогда о подготовке номеров, об их участниках, от которых требуется овладеть цирковыми жанрами и мастерски кататься на коньках.

Десять лет назад, когда всe только начиналось, меня познакомили с Татьяной Лебедевой и сообщили, что юная гимнастка из Душанбе раньше не видела ни снега, ни льда. Представили Валентину Ямщикову и тут же похвастали, что она первая из женщин выполнила сальто на льду. Рассказывали о том, как дрессированные медведи осваивают фигурное катание. Вспоминается и такое — репетиции начинались среди дня, с утра большинство участников представления уходили на уроки — заканчивали среднюю школу.

С тех пор многое изменилось. Двадцать три человека окончили заочно институты. У многих артистов уже растут дети, и только научившись ходить, ребятишки стремятся, как их мамы и палы, ловко бегать на коньках. Перед заправкой ледяного манежа, пока лед свободен, на нем появляются совсем юные фигуристы.

Минувшие годы, конечно, принесли изменения не только в личные судьбы. Ведь десять лет назад делались первые шаги. С того времени, хотя основа спектакля сохранилась, появились новые номера, были введены новые исполнители. А те, кто тогда начинал, давно уже не новички, каждый из них выступил уже почти в четырех тысячах спектаклях. Достижения у многих явные, убедительные.

И тут невольно задумываешься о некоторой несправедливости. Если исполнитель отдельного номера ярко проявит себя, ему посвящают целую статью, а если артист входит в коллектив, хотя бы такой, как «Цирк на льду», считается, что выделить его из числа других неудобно — уж если писать, то обо всех, о всей программе. Однако многие участники «Цирка на льду», их мастерство заслуживают подробного разговора. И возникает сложная задача — о ком писать в первую очередь.

Действительно, обо всем и обо всех сразу не расскажешь. Может быть, в первую очередь поведать о людях, чьи судьбы особенно тесно связаны со становлением «Цирке на льду»?

ГЛАВНЫЙ АДМИНИСТРАТОР

Главный администратор — не должность, а комический персонаж спектакля. Эту роль все десять лет исполняет Владимир Яновскис. О Яновскисе речь идет не только потому, что Главный администратор — основной персонаж. Яновскис первый из всех участников связал свою судьбу с «Цирком на льду», связал еще до того, как начались репетиции, до того, как был проведен конкурс желающих вступить в ансамбль.

Владимир Яновскис кончил ГУЦЭИ и выступал в «Балете на льду». Уже там он проделывал на коньках цирковые трюки, там проявился его комический дар. Ему даже предлагали перейти на традиционный манеж и подготовить репертуар коверного. Но в это время Арнольд увлек молодого артиста «Цирком на льду». И тут Яновскис оказался одновременно в роли учителя и ученика. Ему было чему научить юношей и девушек, которые или окончили ГУЦЭИ, но не владели коньками, или преуспели в фигурном катании, но не занимались ни гимнастикой, ни акробатикой. В иных же случаях он чувствовал себя совсем неопытным новичком. Как исполнить сальто на льду не знал. Да и никто не знал. Одно было ясно, что надо исполнять совсем иначе, чем на ковре. Но как? Яновскис искал приемы, позволяющие, разогнавшись на коньках, в прыжке перевернуться через голову. Конечно, его страховали, все проделывалось с лонжей.

Тренировки тогда шли на репетиционной базе ансамбля «Балет на льду» ночами, когда хозяева освобождали лед. На одной из ночных репетиций Арнольд сказал:

—    Может попробуем без лонжи? Пора показать, чего мы добились.

Яновскису показалось, что руководитель торопит события, но он не признался в своих опасениях, им овладел азарт, кураж. Арнольд озабоченно распорядился:

—    Ребята, встаньте поближе, страхуйте.
—    Не надо, — ответил Яновскис. — Пусть все уйдут со льда1

Казалось, уже в самой наступившей тишине чувствовалось напряженное ожидание. Волевой стремительный порыв... и впервые исполнено сальто на льду.

Сколько было тогда таких «впервые», к которым имел самое прямое отношение Яновскис. Батуд на льду. Как отталкиваться от пружинящей сетки батуда коньками? Не так, как обычно, а как? Если исполнитель, подброшенный батудом, «выкрутит» сальто, то как «приходить» на лед? А если приходить в руки партнеру, то опять же как? Искали и находили ответы на эти и многие другие вопросы.

Яновскис участвует в нескольких номерах и, в частности, в «Батуде». Когда объявляют этот номер, он появляется в облике Главного администратора, с большим портфелем — символом «руководящего положения». Часто коверные клоуны входят в номер лишь для того, чтобы дать передохнуть основным исполнителям. Владимир Яновскис сам проделывает наиболее сложные трюки. Он первым подготовил акробатический номер на льду «Комический вольтиж».

В свое время, когда его приглашали стать коверным, он не ушел со льда. И на льду раскрылись его дарования комика. Силу сатирических способностей исполнителя роли Главного администратора хорошо чувствуют зрители. Подтверждение этому —такой занятный случай. Однажды Яновскису сообщили:

—    Из милиции пришли, вас разыскивают.

«Вроде бы никаких проступков за мной не числится», — встревожился артист, завидев человека в милицейской форме. Тот вежливо козырнул и сказал:

—    Видел, как вы здорово разоблачаете бюрократические замашки, показную деловитость, пустое самомнение. А ведь есть и другое, что омрачает жизнь, что не очень-то на виду, что укрывается от взглядов людей за дверями квартир.

Милиционер рассказал несколько истории, которые заканчивались осуждением главных участников событий на пятнадцать суток, и попросил:

—    Вот бы их высмеять, показать всю их низость...

Немногие цирковые сатирики убеждают зрителей, что способны своим искусством искоренять пороки. Как видно, к числу этих немногих относится Яновскис.

Мысленно он все возвращается к разговору с Милиционером, обдумывает, как перевести житейские конфликты на язык клоунады. Яновскис постоянно в поисках интересных тем, реприз, сценок, комических приемов, способных вызвать у зрителей и смех и раздумья. Изобретает он и цирковые трюки для исполнения на льду. Например, в свое время у него возникла идея- кататься, стоя руками на коньках. Он пробовал проделывать такое, прикрепляя коньки к кубикам, но иные дела отвлекли его от этих опытов. Опыты со временем продолжил Михаил Михайленко. Сейчас в стойке на одной руке на тросточке, завершающейся коньком, он лихо объезжает манеж.

У Яновскиса столько задумано, что он с полным основанием считает — возможности «Цирка на льду» почти безграничны. И многие в коллективе придерживаются того же мнения. Далее разговор пойдет об одном из таких энтузиастов.

АВТОР РЕФЕРАТА

Автор реферата, посвященного особенностям «Цирка на льду», Геннадий Будницкий. Зрители его знают как жонглера, выступающего в паре с Маргаритой Шаевской.

Будницкий с самых юных лет связан с манежем, он рос в семье артистов. Теперь Будницкий осознает свою принадлежность не просто к цирку, а к цирку на льду — особому зрелищу. Так считать у него есть все основания. Взять хотя бы его жанр жонглирования, который он успешно освоил в ГУЦЭИ. Обычно артист, бросая булавы стоит на месте. Лишь иногда продвинется в ту или иную сторону. На льду же жонглер в непрерывном и стремительном движении. Перекидка булав с партнершей опять же ведется во время бега на коньках.

Кстати, вначале предполагалось, что Будницкий будет соло-жонглер. Но в финале он бросает и ловит факелы. Чтобы не обжечь руки, Будницкий натягивает перчатки, и тут в стремительном, захватывающем дух действии наступал досадный спад. Тогда решили ввести в номер партнершу, которая заполнила бы несложным трюком неизбежную паузу. Надо сказать, что все участники коллектива занимались акробатикой, гимнастикой, жонглированием. И вспомнили:

— У Шаевской жонглирование шло лучше всех, пусть выходит с золотой ракеткой, покрутит ее...

Так и поступили. Вначале участие Шаевской в номере было весьма скромным. Но Будницкий был убежден, что они должны стать равноправными или почти равноправными партнерами. Начались упорные тренировки, поиск новых трюковых комбинаций. В результате их выступление приобрело ту виртуозность, которая сейчас пленяет зрителей. Молодые артисты связали свои судьбы. У них растет сын. Геннадий Будницкий закончил заочно ГИТИС, а теперь помогает учиться в институте Маргарите.

А монография о Цирке на льду? Так вот, работу над ней Будницкий качал во время учебы в ГИТИСе. Диплом у него посвящен одному из номеров «Цирка на льду». Как положено, он стал составлять описание номера и тут почувствовал необходимость объяснить особенности циркового выступления на коньках. Написал несколько страниц рас-суждений об особенностях необычного зрелища. Будницкий понимал, что это только подход к сложной теме. Он убедился, что ни теоретиков, ни историков «Цирка на льду» пока нет. Все здесь ново, необычно по сравнению с традиционным цирком. Ведь сам же он в свое время ломал голову, искал, как бросать булавы во время бега, чтобы легко ловить их. Теперь он старается всесторонне осмыслить то, что происходит на его глазах, то, в чем он сам-участвует.

А жизнь готовила Будницкому испытание его приверженности к ледяному манежу. Номер Будницкого и Шаевской включили в программу нового Московского цирка на Ленинских горах. Почетно, но тут молодежь подстерегали неожиданные сложности. В новом цирке, когда сменный манеж со льдом поднимается в зрительный зал, все охлаждающее устройство отключается, и лед начинает постепенно таять, под коньками оказываются лужицы воды. Не было тут привычной освещенной рампы, которая помогает артистам ориентироваться во время быстрого движения. И еще одно: вдоль барьера тянулось бетонное кольцо шириной в десять сантиметров. Если конек попадает на бетон, то беда. И такая беда случилась — Будницкого с переломом ноги отвезли в больницу.

Травма оказалась очень серьезной. Потянулись месяцы лечения. Было время обдумать впечатления, накопившиеся за годы работы в «Цирке на льду», заняться поисками нужной литературы. Будницкому попалось издание, в котором была воспроизведена старая лубочная картинка, на ней изображались скоморохи на льду реки и, похоже, на коньках. Скоморохов, кок известно, считают предшественниками теперешних артистов цирка. И Будницкого обрадовала возможность доказать, что и у мастеров ледяного манежа есть своя родословная.

Эти изыскания увлекли Геннадия Будницкого, но он рвался назад, на лед. Врачи строго предостерегали его: «Не рекомендуем вставать на коньки — очень большой риск. Вы молоды, у вас высшее образование — изберите что-то помимо льда, помимо цирка». Но артист все же вернулся в свой коллектив. И снова каждый вечер Будницкий и Шаевская стремительно вылетают на сверкающий лед. Они мчатся по кругу и булавы, взлетая, послушно возвращаются к ним в руки. В этом столько изящества, столько искрометного задора, что каждому понятно, почему жонглеры удостоены на последнем Всесоюзном смотре молодых исполнителей циркового искусства звания лауреатов.

И те же руки, которые виртуозно жонглируют сверкающими булавами, огненными факелами, кропотливо и добросовестно исписывают страницу за страницей, ведя летопись творческих достижений мастеров ледяного манежа.

И НЕВОЗМОЖНОЕ — ВОЗМОЖНО

Ему говорили: «Пустая затея. На коньках балансировать перш — невозможно!» А Виктор Ломакин в боковом проходе пока что на полу балансировал перш, на вершину которого поднималась его жена Елена Ломакина. Было известно утверждение специалистов: «Чтобы удерживать перш — должна быть неподвижная точка». И казалось, репетиции о боковом проходе — никчемная затея, чудачество молодого артиста.

Но Ломакин действовал с удивительным упорством и псрснес тренировки на лед. К тому времени многие в коллективе стали относиться к его затее как к серьезному делу. Репетиции Ломакин начинал после вечернего представления, когда зал пустел. Кто-то из его товарищей отправлялся договариваться с дежурным электриком, чтобы дали свет, другие не уходили отдыхать, чтобы подержать лонжу, помочь еще чем-то. У Ломакина появились партнеры. Все они, конечно, были заняты а других номерах. Кстати, и сам Ломакин, кроме танцевальных сцен, выступал в динамичном номере «Погоня», но это не сдерживало его, он находил силы, чтобы увлеченно осваивать трюки эквилибра с першем.

Одним из первых присоединился к Ломакину Михаил Михайленко — участник акробатического дуэта. Он стал подниматься на вершину перша. Находились люди, которые настойчиво твердили ему:

—    А если срыв, травма? Бросайте ночные репетиции...

Михайленко не отступил. Согласилась принять участие в новом номере Татьяна Лебедева, выступающая в «Акробатическом трио с шестом», который вызывает у зрителей восхищение сложностью трюков и изяществом. Силовой жонглер Владимир Маргослепенко осваивал баланс перша. Режиссировать номер взялись выпускники заочного отделения ГИТИСв: участник «Музыкальной пятерки» Владимир Редин и жонглер Геннадий Будницкий.

Все больше и больше участников коллектива верили в успех Ломакина и его партнеров, хотя для сомнений было достаточно оснований. Столько зыбкого, неясного... Как удерживать перш, если бежишь на коньках и будто выскальзываешь из-под него? Движение идет по кругу, значит еще действует центробежная сила. Требовалось все учесть, угадать, почувствовать, как сохранять баланс.

Наконец, многометровый перш, на вершину которого поднимался партнер, стал послушен Ломакину. Определилась композиция номера, казалось во всем найдено устойчивое равновесие. Но Ломакин не удовлетворился достигнутым, не успокоился. Он решил внести новое — удерживать перш, передвигаясь на ходулях с коньками. Ходули на льду? Такого не было. Ломакин изготовил ходули. И вот уже поднялся на них, попросил товарищей:

—    Поддержите меня, друзья!

Ломакин — мастер фигурного катания. В 16 лет он добился весьма заметных спортивных успехов, тогда его и пригласили в «Цирк на льду». Но одно дело коньки на ногах, другое — на ходулях. Обычно человек на ходулях переступает, улавливая точку равновесия. А по льду надо скользить.
Одно неверное движение — и опрокинешься на спину. Рискованно, но Ломакин вскоре потребовал:

—    Отпускайте!

Товарищи медлили, тревожась за смелого экспериментатора. Но Ломакин был настойчив. И первые самостоятельные шаги по льду на ходулях были сделаны. Признаться, он падал, и не раз. но научился, передвигаясь на ходулях, балансировать перш.

Догадываются ли зрители о тех срывах, падениях, неудачах, которые достались на долю создателей номера «Эквилибристы на першах»? Наверное, нет. Они лишь видят, как молодые исполнители творят чудеса: двигаясь по кругу на коньках, артист удерживает перш, на вершине которого партнер исполняет стойку на одной руке. Скользя на коньках, Ломакин балансирует лобовой перш, руки его раскинуты в стороны. Наверху замер Михайленко в стойке на голове. В этом — дерзновенная лихость, непоколебимая уверенность в своих силах.

Ломакин на метровых ходулях. Уже само это впечатляет, а он ставит на плечо перш, на который поднимается Михайленко и исполняет там стойку на руках. И так они движутся по кругу. В эти моменты в фигуре Ломакина чувствуется пружинящая напряженность, сосредоточенная сила, подчиняющая себе и движение ходуль и тяжелый перш с человеком на вершине.

Участники номера под. руководством Ломакина удостоены звания лауреатов на последнем Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей циркового искусства. Они заслужили это, доказав, что невозможное — возможно.

ТРУДНО ПОСТАВИТЬ ТОЧКУ

Такая мысль не оставляет, когда пишешь об участниках коллектива «Цирк на льду», об их находках, творческих устремлениях. Кажется, как не рассказать о «Музыкальной пятерке» — своеобразной клоунской группе во главе с Владимиром Поповым. Несколько лет он был секретарем партийной организации коллектива. А разве не заслуживают добрых слов участники номера на моноциклах, удостоенные звания дипломантов на последнем Всесоюзном смотре молодых артистов цирка?

Невозможно удержаться, чтобы хотя бы кратко не упомянуть о номере, который готовится к выпуску. Это эксцентрическая акробатическая сценка. В ней использована на льду подкидная доска — по-настоящему, пожалуй, впервые. Взлетев с доски, исполнители «выкручивают» сальто, двойное сальто, сальто-бланш и приходят коньками на лед или на шест, который горизонтально держат партнеры. А номер «Акробатическое трио с шестом» — ставшее как бы классикой нового зрелища?!

Немало сделал для коллектива его недавний руководитель Юрий Архипцев. В режиссуре номеров кроме Архип-цова участвуют несколько артистов, и это примечательно.

Но не хочется увлекаться перечислением фамилий и номеров. Ставлю точку в надежде, что на страницах журнала будет рассказано и о других мастерах ледяного манежа, г. Тула.

К. ГАНЕШИН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100