В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Юбилей Киевского цирка

Широкой популярностью и заслуженной славой у зрителей пользуется Киевский государственный цирк, которому исполнилось сто лет.

На его счету немало ярких программ, посвященных знаменательным событиям в жизни нашей страны, замечательных новогодних феерий, детских представлений, аттракционов, интересных номеров. Киевский цирк завоевал репутацию подлинной мастерской творческого поиска, настоящей арены дружбы. На его манеже выступают не только известные артисты из братских республик Советского Союза, но и посланцы социалистических стран.

За заслуги в развитии советского циркового искусства и в связи со 100-летием со времени основания Киевский государственный цирк Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Трудового Красного Знамени, который на торжественном собрании в Киевском цирке прикрепил к знамени заместитель Председателя Совета Министров УССР тов. П. Т. Тронько. Он тепло поздравил мастеров цирка с высокой наградой Родины и пожелал им новых успехов в творчестве, идейном и эстетическом воспитании трудящихся.

В этом номере журнала мы печатаем очерк украинского писателя-юмориста Миколы Билкуна, посвященный славному юбилею Киевского цирка.

—    Сколько лет Киевскому цирку?
—    Столько же. сколько Киеву! — говорили одни и были правы.
—    Пятнадцать! — утверждали другие и тоже были правы, потому что новому помещению цирка на площади Победы действительно пятнадцать лет.
—    Скоро исполнится двадцать!

И это верно, хотя дата требует кое-какого разъяснения. В 1956 году в Киеве был организован творческий коллектив «Украинский цирк», который пот уже скоро двадцать лет успешно гастролирует по Советскому Союзу. Он успел завоевать популярность во многих зарубежных странах.

Все-таки какую же юбилейную дату Киевского цирка мы отмечали?

Круглую. 2 января 1976 года исполнилось первое столетие...

Дело, значит, было так...

И тысячу, и более лет тому назад киевляне уже были знакомы с веселым искусством бродячих циркачей-скоморохов. Славная и остроумная деятельность этих прапрадавних цирковых артистов отображена даже на фресках Софийского собора. Правда, церковь беспрерывно конфликтовала с весельчаками-скоморохами, считая их искусство «бесовским занятием», но из песни слова нс выкинешь, ничего нельзя было поделать, пришлось признать, что они на Киевской Руси «бысть сущи».

Уже тогда, на заре нашего цирке, киевляне видели и канатоходцев, и борцов, и жонглеров, и акробатов, и укротителей хищных зверей, и развеселых куплетистов (чем не нынешние клоуны — музыкальные эксцентрики?), которые под аккомпанемент дудок, рожков, цимбал высмеивали власть имущих и церковников.

Шли годы, столетия, но неизменной оставалась любовь народа к цирковому искусству.

А цирк даже не имел своего постоянного помещения, гастролировал где придется — на пустырях, на площадях, по ярмаркам и торжищам.

Вот перед нами пожелтевший от времени архивный документ, датированный декабрем 1875 года. «Казенная бумага» свидетельствует, что «на углу Елисаветинской и Фундук-леевской улиц здание имеет две гранитные лестницы и краны подведены во все этажи... По мнению г-на бранд-майора, в конюшню необходимо поставить ручную пожарную машину, так как там часто могут возникать пожары вследствие курения».

«Ручную пожарную машину» поставили, и в Киеве открылся цирк «Альказар». Он помещался в том доме, где теперь находится Русский академический драматический театр имени Леси Украинки.

Его первая афиша гласила: «Дирекция, не жалея громадных издержек, употребила асе возможные условия, дабы доставить публике разнообразные удовольствия. Дирекция цирка смеет надеяться, что многоуважаемая киевская публика благосклонно отнесется как к замечательному составу труппы, так и к отлично замечательному исполнению ежедневного репертуара, а потому льстит себя надеждой, что публика не оставит цирк своим посещением. Состав труппы 60 человек и 40 лошадей».

Далее идет перечисление тогдашних цирковых «звезд»: «Г-жа Жанна-Марта, г-жа Бланш Виллен, г-жа Мария Лалли, американцы братья Галлон-Ли, братья Маклей». И так далее — все иностранцы.

Теперь уже трудно установить, кто из тех шестидесяти артистов труппы действительно был иностранцем, о кто выходцем из Пензы или из Полтавы.

Время тогда было такое — свое не котировалось, а заграничное превозносилось, вот и придумывались эффектные псевдонимы. Русским Никитиным и Дуровым, украинцам Поддубному и Лазаренко еще предстояло ломать глупую моду и выходить на манеж под своими именами.

Вскоре на бывшей Николаевской улице было построено новое помещение Киевского цирка, впоследствии сгоревшее во время великой Отечественной войны. В апреле 1918 года о этом цирке с треском провалилась одна «премьера»: немецкий шут Павло Скоропадский не нашел лучшего место, как цирковой манеж, чтобы совершить помазание на гетмана «всея Украины». Даже для цирка это было чересчур. Помазанный «помазался», однако номер не прошел. Не только «уважаемая киевская публика не отнеслась благосклонно к программе, навязанной гетманом: скомороха с гетманской булавою освистала вся Украина. Как гласит история, циркового гетмана украинский народ освистал нс в четыре пальца—свистели пули, свистели сабли богунцев и тарашаицсв.
Гетман вынужден был в срочном порядке выехать «на гастроли» за границу, где со временем и зачах.

А манеж Киевского цирка замяли те, кому он надлежал по праву: веселые клоуны, бесстрашные акробаты, ловкие жонглеры, остроумные музыкальные эксцентрики и десятки прочих цирковых магов и волшебников.

Пожалуй, не каждый знает, что в 20-е — 30-е годы в Киевском цирке плодотворно работали такие выдающиеся наши театральные режиссеры, как Ги. Юра, Б. Болобан, М. Крушельницкий, В. Скляренко.

Новая эпоха выдвинула новые требования перед цирком. Цирк становится нс просто развлекательным, но и воспитательным. Люди старшего поколения помнят, каким успехом у киевлян пользовались до войны такие цирковые представления, как «Бунтарь Кармалюк», «1905-й год», «Махновщина», «Буть готов!», и многие другие.

В 1960 году в новом, только что открытом тогда помещении Киевского цирка была поставлена большая разнообразная программа — «Здравствуй, Москва!». А накануне столетнего юбилея в Киевском цирке с успехом прошла пантомима «Подвиг», посвященная 30-летию Победы. Авторы пантомимы дважды Герой Советского Союза, прославленный партизанский командир А. Федоров, и директор Киевского цирка В. Никулин. Постановщик — заслуженный артист Украинской СССР Б. Заец.

Какова же самая характерная примета нашего сегодняшнего цирка?

Его интернационализм. За примерами далеко ходить не приходится: в программе под куполом Киевского цирка не раз выступали русские, украинцы, черкесы, латыши, болгары, поляки, венгры, немцы.

Торжественный юбилей прошел. Что мы пожелали нашему цирку в эти славные дни?

Есть отличная польская здравица: «Сто лят! Сто лят!»

Но Киевскому цирку в ней уже тесно. Двести «лят»? Пусть будет пока двести, а там посмотрим!

МИКОЛА БИЛКУН

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100