Юбилейный спектакль «Цирка льду» - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Юбилейный спектакль «Цирка льду» 

Гостеприимный, уютный Тульский цирк. Его зал всегда заполнен зрителями, но сегодня здесь царят особая торжественность и ожидание праздника. Исполнилось двадцать лет со дня премьеры ансамбля «Цирк на льду» в этих стенах и триумфальной победы отчаянного фантазера Арнольда Григорьевича Арнольда, создавшего оригинальный вид искусства, который получил признание во всем мире.

 Фрагмент юбилейного спектакля «Цирка льду» № 1

Фрагмент юбилейного спектакля «Цирка льду» № 1

Над манежем — увитый цветами портрет заслуженного деятеля искусств РСФСР А. Арнольда. Юбилейное представление посвящено памяти любимого учителя. Это дань глубокого уважения ему и отчет коллектива о пройденном пути. Гаснет свет, и на загадочно мерцающем голубым светом льду появляется юная фигуристка. Зрители зачарованно следят за ее плавным скольжением. За ней на лед выпархивает стайка детей, старательно выполняющих «тройки» и «подсечки», но явно ощущающих свою непосредственную причастность к ледовому искусству. Следом выезжает на моноцикле, жонглируя булавами и кольцами, такой же юный исполнитель. Все они — дети артистов ансамбля, родившиеся и вырастающие на льду подобно тем потомственным циркачам, которые начинали свою жизнь на опилках старого доброго цирка. Появление детей в прологе юбилейного спектакля по замыслу главного режиссера Тульского цирка Александра Гримайло и директора Александра Калмыкова символично и многозначно. Кто-то увидит в этом эпизоде факты далекой спортивной биографии создателей и участников «Цирка на льду», а кто-то воспримет это как деликатное напоминание, что юные мастера поджимают и об этом забывать нельзя. Хотя сил у старшего поколения еще много и впереди немало радостных и ответственных встреч со зрителями.

Двадцать лет не принято считать юбилеем. Однако для артистов балета и цирка эта дата особенная. Ибо за ней наступает пора пересмотра своего художественного арсенала. И дело даже не столько в конкретных людях, которые все эти годы несли зрителям свое искусство, всецело отдавая себя любимому делу. Существуют общие объективные законы старения и износа творческого коллектива. Великие театральные режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко называли разные периоды, завершение которых неизбежно связано, по их терминологии, с кризисом театрального организма, когда необходимо кардинально обновлять свое искусство. Это утверждение справедливо и для цирка, тем более для стабильного циркового коллектива, много лет выступающего с одной и той же программой.

Двадцать лет для «Цирка на льду» — срок, можно сказать, исторический, и пришла пора разобраться, например, в том, чего сумели достичь коллектив в целом и отдельные его исполнители в частности. Сделать это совершенно необходимо, чтобы избежать творческого застоя, подчас гибельного для такого сложного синтетического вида искусства, каким является «Цирк на льду».

Для того чтобы быть по возможности объективными в своих суждениях о дне сегодняшнем, обратимся к прошлому, обозначим истоки зарождения творческих идей, живущих десятилетия.

В 1959 году два выдающихся постановщика — Л. Лавровский и А. Арнольд — совместно осуществляли постановку первой программы «Балета на льду», тут и родилась идея создания самостоятельного циркового коллектива. Первый в нашей стране «Балет на льду» уже при своем рождении был вторичен. К этому времени в мире существовало более двадцати пяти ледовых шоу, причем значительное их число принадлежало американскому импресарио Морису Чалфену. Наиболее известны «Холидей он айс», «Айс Капедс», венский «Айс-ре-вю», французский «Пари де гляс» и другие. В их программах выступали звезды — чемпионы мира в фигурном катании разных лет. Программа нашего «Балета на льду» была признана в целом удачной, но принципиальных открытий на ниве ледового искусства сделано не было. Самой большой находкой явилось создание А. Арнольдом интересной клоунской группы, в состав которой входили В. Яновские, В. Ветлицын, В. Рожков и другие. Значительный успех их комических сценок у зрителей подтвердил перспективность развития ледового представления именно в синтетическом слиянии фигурного катания и цирка. Только такой сплав — ледовая арена и манеж или лед на манеже — позволил талантливому режиссеру создать качественно новый вид искусства.

Зрелищная форма «Цирка на льду» во многом была близка заявленной в 1922 году программе фэксов (Фабрики эксцентрического актера, основанной Г. Козинцевым, Л. Траубергом и С. Юткевичем): актерская техника — цирк, драматург — сцепщик трюков, режиссер — турбина ритмов. А. Арнольд был большим другом фэксовцев, единомышленником и продолжателем их передовых идей. Все в спектакле «Цирк на льду» потрясало новизной, будоражило ум. Но создателям ансамбля хотелось сделать спектакль не только новаторский, не только феерический по своим техническим достижениям, но, пожалуй, самым главным для них было создание представления масштабного, остросатирического, пародийного, способного цирковыми средствами ставить и решать различные проблемы.

Цирк в одном ряду с другими видами искусства может и должен бороться за человека будущего в человеке сегодняшнем. Осуществление постановки программы «Цирка на льду» режиссером А. Арнольдом по сценарию Н. Эрдмана знаменовало собой новый этап развития жанра сатиры в советском цирке. Спектакль не только развлекал, но и высмеивал. В центре его — сатирический персонаж, социально узнаваемая маска Главного администратора, талантливо воплощенная Владимиром Яновскисом, обладающим уникальным музыкальным и пластическим дарованием. Главный администратор, постоянно повторяя любимую фразу: «Товарищи, я на работе, а на работе я никакими делами не занимаюсь», навязчиво и категорично вмешивался в жизнь буквально всех окружающих людей, давал советы, указания, учил всех «правильно» работать.

Главный администратор и шесть музыкальных эксцентриков, приехавших выступать в программе, составили замечательный комедийный ансамбль. У каждого — своя тема, свой мотив, у каждого — не только характерность, но и индивидуальное отношение к происходящему в цепи невероятных, фантастических ситуаций.

Действие спектакля одновременно развивалось в двух планах. Кроме комедийно-сатирического программа имела и второй не менее яркий — лирикогероический план. Его создавали исполнители воздушных, акробатических, танцевальных номеров — замечательные мастера фигурного катания Т. Жук и А. Горелик, И. Пономарева, И. Люлякова и другие.

Яркая музыкальная ткань всего спектакля, интересное использование особой подсветки льда, люстр, спускавшихся в «Пушкинском вальсе», снега, падающего из-под купола во время веселого гулянья на «Масленице» — все создавало совершенно особую атмосферу. Программа являла собой неповторимое зрелище. И не случайно знаменитая американская актриса Одри Хепберн, увидев выступление «Цирка на льду» в зале «Медисон сквер Гарден», сказала: «Благодаря им я открыла для себя фигурное катание и нечто большее. Они помогли мне как бы заново открыть такую большую и сложную страну, как Россия, глубоко понять душу ее народа». Можно бесконечно долго рассказывать о мнениях и высоких оценках многочисленных советских и зарубежных зрителей, восхищенных увиденным. Размеры статьи не позволяют сделать это. Очевидно одно:

«Цирк на льду» — незаурядный цирковой ансамбль, требующий к себе высоко профессионального подхода, творческого и организационного. Требующий пристального внимания доброжелательной критики, умеющей соотнести явления искусства и явления реальности.

Программа «Цирка на льду» и через двадцать лет по-прежнему любима зрителями, делает полные сборы, достойно представляет наше искусство за рубежом. Однако в результате многолетней эксплуатации коллектива без своевременной творческой профилактики, без необходимого материального и технического оснащения программа, надо признать, несколько потускнела. Нет прежней художественной цельности спектакля. Он раздробился на отдельные номера, к сожалению, далеко не равнозначные. Нынешнее дивертисментное представление утратило ту идею, ради которой собраны именно эти номера и исполнители. Бывший «пунктирный» сюжет стал едва различим. Главный администратор В. Яновские самостоятельно приспосабливает найденную маску к новым условиям существования. По-прежнему убедительна его задорно-категорическая интонация, энергична пластика, достоверна непосредственность, с которой он выражает свои эмоции, но пародийная маска не всегда выдерживается на протяжений роли, отчего теряет свою сатирическую завершенность.

Если в пору расцвета программа отличалась единством и чистотой стиля, то сейчас бросается в глаза отсутствие строго продуманной современной сценографии, пестрота и неравноценность музыкального материала, выцветший реквизит. Разрушительную роль сыграло исчезновение «старых» красочных, темпераментных массовых танцевальных номеров, поставленных В. Бурмейстером и Т. Сац. Вместе с ними из программы ушел целый музыкальный мир Чайковского, Аренского, Прокофьева, Соловьева-Седого. А в результате произошла потеря динамики, снизился уровень мастерства фигурного катания. Думается, если и дальше продолжать культивировать только чисто цирковые жанры, забывая изначальную идею органичного слияния двух искусств, то коллектив рискует потерять свое неповторимое лицо, так выгодно отличавшее его ранее. Нельзя, будучи дилетантом в фигурном катании, стать мастером ледового циркового искусства.

В подтверждение этой мысли, как пример правильного подхода к репертуару, следует назвать сравнительно недавно пополнившие программу номера: «Акробаты с обручами» и «Швунг-трапе». Первый — можно считать образцом гармонического единства музыки, задуманного образа и его трюкового воплощения. Этот номер олицетворяет лучшие традиции «Цирка на льду», в нем — динамичность, истинный вкус и высокий профессионализм. Порадовало выступление чемпиона всемирной универсиады, пятикратного чемпиона СССР по фигурному катанию В. Мешкова. Несмотря на то, что в цирке он совсем недавно, его вышеназванное «Швунг-трапе» органично вписывается в действие, усиливая общее впечатление от программы. Созданный им художественный образ навеян высоким эмоциональным строем токкаты Баха, выражает торжество человеческого духа над всем земным и бренным. Артист восхищает своим эффектным полетом и неожиданными обрывами под куполом цирка, темпераментом и кура-жем в исполнении заднего сальто-мортале на льду в финале. Мастерство его бесспорно, но мы убедились, что В. Мешков не привык останавливаться на достигнутом. В связи с этим хотелось бы посоветовать ему убрать проскальзывающий в его образе надрыв и добавить пластической кантиленности. Если вдуматься, станет очевидным, что она заложена в самой природе исполняемого им номера.

Продолжая разговор о сегодняшнем дне «Цирка на льду», нельзя не удивиться умению А. Арнольда распознавать людей. Среди множества спортсменов и артистов, мечтавших двадцать лет назад поступить в ансамбль, от отобрал молодежь особой породы — энтузиастов, наделенных потребностью «творить, выдумывать, пробовать». Эти ученики Арнольда впоследствии сами стали авторами и режиссерами в родном коллективе. Ими поставлены новые прологи, эпилоги, номера и новогодние детские представления. Из номеров, созданных дипломированными и недипломированными пока режиссерами ансамбля, можно составить новую программу. Лучшие из них наверняка получили бы одобрение А. Арнольда и дали ему еще один повод гордиться своими учениками. Неполное перечисление новых номеров даст читателям представление о серьезной и разнообразной постановочной работе, ведущейся в коллективе: «Веломоторевю» — постановка и художественное руководство В. Минкина; «Емеля-эквилибрист» — постановка Ю. Архипцева и В. Редина, исполнитель И. Буторин (сейчас эти номера переданы для усиления программы во второй коллектив «Цирка на льду»); «Эквилибристы на першах» — постановка В. Ломакина и В. Редина; «Эквилибр на ручных ходулях» — постановка и исполнение Н. и М. Михайленко. Последние два номера — лауреаты Всесоюзного конкурса артистов цирка.

Много смелых, неожиданных трюков найдено Е. Рамазановой и заслуженным артистом РСФСР Ф. Сафаргалеевым в «Воздушном полете». Открытием «Цирка на льду» стала дрессировка обезьян В. Ломакина и голубей Г. Холоповой. Приятно смотрится «Танец с хула-хупами» в исполнении Т. Гросс и П. Лисиченко, поставленный М. Шаевской. Конечно, не все эти работы завершены постановочно и отточены исполнительски. Вот, например, номер «Русский сувенир». Хотя он имеет свои достижения в области акробатической техники на льду, строится на таких трюках, как двойной сальто-мортале с подкидной доски с приходом на лед в исполнении Валентины Ямщиковой, задний сальто-мортале с доски в кресло, укрепленное на четырехметровом перше, в исполнении Валерия Быкова, но композиция его довольно эклектична, образное решение очень приблизительное, не до конца продумано и художественное оформление. Одним словом, сказалась режиссерская неопытность в постановке крупномасштабных массовых номеров.

Подробный разбор многих новых работ коллектива был своевременно опубликован на страницах нашего журнала.

В настоящей статье хочется особо подчеркнуть значительные достижения и непрерывное обновление жанра клоунады в «Цирке на льду».

Редкая программа обладает такой разнообразной группой музыкальных эксцентриков. Нельзя их не назвать. Это — В. Редин, засл, артист РСФСР В. Попов, Г. Кузин, П. Егоров, И. Ямпольский, Г. Попова, В. Яновские и В. Ветлицын Они поддерживают и развивают арнольдовскую идею создания клоунского спектакля. Как первоклассным мастерам своего жанра, всем им присуще умение владеть словом, гиперболизацией пластико-изобразительных средств, гротескно подчеркнутым жестом, и, что не менее важно, им удается избежать невыразительного, тусклого мельтешения на ледовой арене, которое, к сожалению, приходится довольно часто видеть на манежах цирка. Они очень смешны, непосредственны, любимы зрителями и как прежде задают основной тон звучанию всей программы. Хотя в нынешнем варианте они, видимо, сознательно и принципиально выходят за рамки прежних клоунских масок, переводя их из разряда сатирических в шутливо-развлекательные. Такой уклон просматривается в репризах «Тарелки», «Бревно», «Пожарные». В этом ряду, на наш взгляд, а судя по нескончаемому смеху, и зрители того же мнения, наибольшей удачей стала реприза «Шар». Достоинство этой клоунады в том, что она органично вытекает из пластического этюда силового жонглера. В. Маргослепенко. Катастрофический дистрофик, длинный и тонкий клоун (В. Попов) решается продемонстрировать силовую работу с реквизитом жонглера. Его товарищи, видя безнадежность этого предприятия, привязывают тяжелый шар к канату и пытаются помочь клоуну поднять шар. В результате помощники лежат на льду, боясь поднять головы, так как их неминуемо снесет разбушевавшийся шар, кружащийся над ними на канате. Трудно выразить словами ужас поверженных клоунов, не знающих, как усмирить летающий шар. Но не легче и передать неудержимый смех зрителей над этой комической ситуацией. Профессионалы знают, как труден и мучительно долог путь к минутам искреннего смеха в зрительном зале. Потому так дороги его крупицы.

Наличие многочисленных находок и актерских удач убеждают в существовании здорового, сильного и перспективного творческого ядра. Да, им выпало редкое счастье встретиться в пору своего становления с такими удивительно талантливыми мастерами, как А. Арнольд, Т. Сац, В. Бурмейстер, Н. Степанов, И. Нестеров, В. Перинац и другие. Но жизнь продолжается. В ансамбль приходят и еще придут многие одаренные люди, любящие цирк, омолодят и обновят его. Коллектив должен вновь пережить счастье творчества. Но кто и под каким девизом поведет его к новым открытиям и высотам искусства? Этот вопрос необходимо решать Союзгосцирку незамедлительно, отложив на время эксплуатационные проблемы, которые на сегодня, к сожалению, превалируют над творческими. Коллектив такого высокого класса заслужил право на работу с постановщиками самого высокого уровня. Он еще долгие годы должен нести зрителям свое жизнеутверждающее искусство.

А. ЮДИНА

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования