Закулисная история
Старый лев сдружился с дрессировщиком. И, чувствуя за собой звериную силу, человек обнаглел и обленился. На глазах всей публики он таскал львов за хвосты и ходил по ним ногами.
А вместо репетиций дрессировщик гулял перед клеткой и кричал:
— Я вам инстинкты вправлю! Намотайте себе на усы: те, кто на спектакле не будет стоять на задних лапах и плясать под мою дудку, узнают, почем фунт мяса...
В это же время старый лев сидел в отдельной клетке с бараньей ногой в лапах и позировал для фильма «Львиная доля» (роль ему устроил дрессировщик). В его голове постепенно утверждался безусловный рефлекс, что он войдет в историю. Каждый вечер львы выбегали на арену и дрессировщик демонстрировал публике их непротивление издевательствам. Старый лев рявкал на строптивых собратьев, и ему аплодировали за сознательность, потом он рявкал на дрессировщика, чтобы тот мог сорвать аплодисменты за бесстрашие.
Потом в цирке гас свет и львы роняли головы на лапы. Им снились грандиозные аттракционы и бурные овации. Но однажды терпение труппы лопнуло.
— Для чего мы в город ехали, — громко зароптали молодые львы, бегая по узкой клетке.
— Никакого творческого роста, — горячо мурлыкнула большеглазая львица.
— Да-а, — заворчал с хорошей завистью гривастый лев, — посмотришь кругом — творческая жизнь кипит. В соседнем коллективе собаки ложкой едят, медведи галстуки завязывают, а нас даже к гигиене не приучают: я у шефа кусок мяса должен с потного лица слизывать. И чего он потеет?! Я же его не трону, мне его грызть противно.
— Сколько можно терпеть бесчеловечное отношение, — нервно застучала хвостом темпераментная львица, — почему он на меня рычит, а я на него не имею права. Кто из нас зверь: я зверь или он зверь? Львы загалдели.
— Нас не ценят!
— ...если ты собака, то ты — друг человека, а если ты лев, то с арены гонят на конюшню.
— Наши предки гладиаторов и первых христиан ели, а здесь нас каждым куском несвежего мяса попрекают, — зарокотал лев с хорошей наследственностью.
От рева проснулся старый лев.
— Спать, котята, — замахнулся он по привычке лапой и разинул пасть. Но против его стертых зубов раскрылись четыре пасти с зубами, как у ковша экскаватора. И старый лев сник.
— Эгоист! — заворчала труппа.
— Подхалим! — зарычала труппа.
— Ты нам больше не лев! — рявкнули все львы.
В клетку вбежал дрессировщик.
— Это что за сборище? Почему звериные крики? — Хлопнул он кнутом, потом стрельнул из пугача. — Укуси их, — крикнул он старому льву, но тот отвел глаза. А темпераментная львица, облизываясь, села у входа. Дрессировщик выронил пугач...
Долго рявкали львы ему свои обиды и, наконец, присудили его к выполнению всей программы. Кряхтя и загораживая лицо, пролез он сквозь огненный круг, зубами выбрал у гривастого льва из гривы рассыпанный там бефстроганов. Потом лев с хорошей наследственностью сунул ему в рот мохнатую лапу и, подержав ее там, торжественно вынул:
— Цела!
Обессиленный, с обгоревшими бровями, дрессировщик прилег у тумбы, но темпераментная львица щелкнула над его головой хвостом: во время представления артист должен стоять на задних лапках и улыбаться. А через некоторое время львы выступали с триумфальной программой. Они демонстрировали все свои способности: соревнования по прыжкам в длину и по поднятию тяжестей зубами, приемы маскировки, групповые действия по окружению жертвы, громовой рык и царственную поступь.
— Какой коллектив! — ахали зрители.
Старый же лев с трудом нашел место в провинциальном зоопарке и то клетку ему дали не отдельную, а с собачкой Тобиком.
А дрессировщик остался в труппе. Он стал скромным и трудолюбивым. Он ворочает тумбы, готовит реквизит и, когда садится отдохнуть, получает сахар. И публика каждый вечер аплодирует ему за то, что он сумел преодолеть свои вредные привычки и перестал подавать дурной пример зверям и зрителям.
Л. ЗОЛОТАЙКИН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий