Жонглер Александр Иванович Артамонов - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жонглер Александр Иванович Артамонов

Среди исполнителей праздничной программы «Друзья встречаются вновь», которой Московский государственный театр эстрады отметил свое 30-летие, лидировали артисты, чья биография неразрывно связана со сценой и творческими исканиями юбиляра.

Многие из них защищали свою Родину с оружием в руках в годы Великой Отечественной войны, и именно им была доверена тема воинского братства защиты Отечества, которая красной нитью проходила через все представление. (Авторы сценария И. Топоровский и Б. Зоричев).

Программа праздничного концерта включала самые разнообразные номера. Был и такой, нетрадиционный: жонглеры Александр Артамонов и Галина Протасевич. Легкий, динамичный, поражающий стремительностью ритма, красочностью, этот номер концерта полно отвечал ощущению праздника, который присутствовал в эти вечера в зале и на сцене Театра эстрады.

Выступают Г. ПРОТАСЕВИЧ и А. АРТАМОНОВ

Выступают Г. ПРОТАСЕВИЧ и А. АРТАМОНОВ

А после одного из выступлений я встретилась с ветераном Великой Отечественной войны и ветераном эстрады заслуженным артистом РСФСР Александром Ивановичем Артамоновым. 

— Александр Иванович, через два года вы отмечаете золотой юбилей вашей работы на эстраде. Расскажите, как вы выбрали профессию жонглера? У вас в роду были цирковые артисты?

— Нет, я не из цирковой семьи. Просто однажды в детстве я попал в цирк шапито в Парке культуры и отдыха — попал как в сказку, и особенно потряс меня жонглер. И уже ни о чем другом думать я не мог. Я отобрал несколько картофелин и стал учиться жонглированию. Потолок у нас в комнате был невысокий, и я, чтобы освободить себе пространство, становился на колени. Трудно представить сколько часов я проводил в такой работе. Кидал и ловил все, что можно. Свои достижения сначала демонстрировал домашним, а потом стал выступать на вечерах школьной самодеятельности. Так и кидал кольца, шарики, булавы до окончания школы. Потом пошел работать на завод «Радиоприбор» фрезеровщиком, но самодеятельности не оставлял.

И тут судьба свела меня с заслуженным артистом РСФСР Виктором Александровичем Жанто. Он был директором циркового училища и вел там класс жонглирования. Виктор Александрович увидел меня на сцене и посоветовал идти учиться в училище.

А в 1937 году я уже начал выступать как артист.

Мы с моим сокурсником Фирсом Земцевым создали дуэт жонглеров. Разлучила нас война. Мы оба стали солдатами. Я начал войну в 1941 году на Западном фронте.

В боях за Москву был награжден медалью «За отвагу». Потом были другие награды. Орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды, медали, но вот моя первая награда — солдатская медаль «За отвагу» мне наиболее дорога. В 1942 году был я принят в члены КПСС. Начал войну солдатом, а командиром минометного взвода дошел до Берлина. И ни разу не был ранен.

— Александр Иванович, за эти четыре военных года, наверное, отвыкли от своей цирковой профессии. На войне ведь не до шариков...

— Не дали отвыкнуть. Солдаты узнали, что я цирковой артист, й'^'попросили выступить. Сначала я, честно скажу, стеснялся, а потом и самому захотелось доставить ребятам радость. В часы затишья я из дерева выстрогал булавы. У нас проходили такие концерты с одним номером...

Вот так и воевал, жонглируя в антракте между боями. 

Кончилась война. Вернулся в Москву и сразу — в Москонцерт. Даже руки зудели, так хотелось работать. Вот тогда мы и сделали с Маргаритой Васильевной Ольховской свой номер. С ней работали почти тридцать лет, до 1973 года, когда она оставила сцену.

Новый номер принципиально отличался от того, который мы создали с Земцевым. Во-первых, женщина в дуэте жонглирования делает партнера «кавалером», как в балете. Отсюда другой рисунок, другая эстетика номера. Тогда я и придумал свои светящиеся булавы. До этого я видел подобный трюк у одного чешского артиста. Только у него было два цвета, а у меня четыре. И чех останавливался, когда менял цвет, а у нас цвет меняется без остановки.

В составе группы советских артистов мы с Ольховской побывали в сорока странах мира: Китае, Новой Зеландии, Кубе, Франции, Швеции, Голландии, пять раз были в странах Африки. И везде зрители очень тепло встречали наши выступления.

— Скажите, а как вас принимали в Китае? Ведь цирковое искусство в этой стране на высоком уровне.

— В Китае очень развито балансирование. А вот бросание предметов, жонглирование менее популярно. И наш номер вызывал у китайских зрителей восторг. Нас даже заставляли выступать «на бис», что в жонглировании бывает крайне редко. Вообще следует сказать, что жонглирование в советском цирке на очень высоком уровне.

— Александр Иванович, я знаю, что вы ведете большую общественную работу, являетесь председателем Совета ветеранов Москонцерта, членом художественного совета вашего творческого коллектива, вы много сделали для авторитета своего жанра, а есть ли у вас ученики?

— Я не преподаю в училище. После ухода со сцены Ольховской, я какое-то время работал один. А потом, в 1975 году, начал работать в дуэте с молодой артисткой Галиной Протасевич. Думаю, что ее я могу назвать своей ученицей. Свою творческую биографию Галя начала в коллективе «Цирк на сцене». Прекрасная гимнастка, она одновременно увлекалась жонглированием. Это увлечение оказалось столь сильным, что Галина решила готовить номер. Скажу, что решение это было смелым и верным. Протасевич как бы родилась для жонглирования: хороший глаз, прекрасная реакция, подвижность, артистизм и необыкновенно чувствительные руки, руки, чувствующие предмет, его фактуру. А в нашем деле — это очень важно. Она необыкновенно трудолюбива, а трудолюбие — составная, если не главная, часть профессиональной честности. Ей никогда не надо было напоминать о репетициях. Когда мы готовили номер, она работала по семь-восемь часов, да и сейчас репетиции считает для себя обязательными.

Вместе с Протасевич мы побывали во многих городах нашей страны, выступали в составе советских программ перед зрителями Индии, Венгрии, ГДР...

Стремительно взлетают вверх светящиеся булавы, посланные точными, рассчитанными движениями жонглеров... Красный, голубой, зеленый, желтый. Каскад огней, похожий на победный салют. Праздник... Праздник, необходимый людям всегда.

ЕЛЕНА СЛОБОДЧИКОВА

оставить комментарий

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования