Афанасий Белов всегда в образе
Афанасий Белов сейчас по преимуществу поет куплеты, но куплетистом я его назвать не могу. Куплетисты прежде всего стремятся, используя каламбуры, подтекст, намеки, заключенные в песенке, раскрыть ее злободневный, сатирический, а иногда и лирический характер. Искусство это очень тонкое и трудное. И не мудрено, что хороших куплетистов мало.
Но для Белова, мне кажется, такое раскрытие песни не самое главное. Исполняя куплеты, он стремится создать при их помощи характеры и биографии людей. Куплеты для него — это даже не особого рода музыкальный монолог, а целая пьеса, заключающая и развитие сюжета и конфликты. Исполняя песенку, Белов играет роль, перевоплощается в образ, иногда используя для этого те или другие сценические детали: шляпу-канотье, трость, тюбетейку.
Немного погодя я еще вернусь к исполнительской манере Белова. Пока же бегло расскажу о его творческом пути; считаю, что он в значительной степени определил эстрадную деятельность артиста. Сразу после окончания Московского театрального училища Белова приняли в Театр Революции. Ученик талантливого педагога О. И. Пыжовой, он попал под руководство выдающегося режиссера А. Д. Попова.
Что характерно для Пыжовой? То, что она, будучи последовательницей К. С. Станиславского, требует от своих учеников верности в передаче чувств, театральной яркости их подачи. Попов же всегда требовал от актеров умения создавать четкий, выразительный и законченный образ. Он считал, что безо-бразье — самый страшный враг театра. Я пишу об этом потому, что и Пыжова и Попов благотворно повлияли на Белова.
В театре молодого артиста стали все чаще и чаще занимать в спектаклях. Одним из критериев при этом была необходимость исполнить по ходу пьесы романс или песню — у Белова это получалось хорошо. Дело здесь заключалось не только в голосе, но и в задушевности пения, в умении передать через песню эмоциональный настрой спектакля и персонажа, которого артист изображал. Так он пел в «Отважном трусе» И. Штока, в «Умке — Белом Медведе» И. Сельвинского. Но дело пением не ограничивалось. Были сыграны роли: Тристана в «Собаке на сене» и Фло-реса в «Овечьем источнике» Лопе де Вега, Оскара Риго в «Лестнице славы» Э. Скриба, Васи в «Тане» А. Арбузова, Поющего гусара в «Давным-давно» А. Гладкова.
Все это, кроме Тристана, — роли небольшие, выражаясь театральным языком, «без ниточки», то есть помещающиеся на одной странице. Но зрители тем не менее Белова выделяли. Существует такое понятие — мастер эпизода. Вот Белов им стал очень скоро. В эпизоде тоже надо уметь раскрыть характер человека. Только времени для этого отводится совсем немного. Отсюда и возникает повышенный интерес к внешнему рисунку роли, к известной преувеличенности, даже гротесковости и внешнего облика и манеры поведения персонажа. Здесь следует заметить, что «эпизодический актер» часто бывает близок эстраде, по самой своей сути являющейся искусством малых форм (малых, а не мелких, что, кстати, далеко не одно и то же). И не мудрено, что Белов пришел на эстраду.
Афанасий Белов
Переход из одной области искусства в другую произошел не сразу. Начался он во время Великой Отечественной войны. Тогда, кажется, все театральные труппы выделяли фронтовые бригады. Попал в такую бригаду и Белов. Ему поручили объявлять номера. Но просто объявлять — скучно, неинтересно, да и бойцы ждали от ведущего острого словца. Своего репертуара у Белова не было, и он использовал анекдоты талантливого конферансье А. Менделевича.
Выходил перед занавесом эдакий простецкий рыжеватый парень. И было видно, что он смущен, что конферировать ему непривычно. Конечно, и сами анекдоты, которые рассказывал Белов, были смешные. Но оттого, что их рассказывал человек, явно стесняющийся, не знающий, куда девать руки, как поставить ноги, — они становились еще смешнее. Исполнять роль неумелого артиста трудно: тут особенно нужны такт, чувство меры. Белов играл эту роль блистательно, соединяя обаяние, чуть приметную иронию, простоту тона со страхом — и перед зрителями и перед теми, кого он взялся объявлять. Он именно играл неопытного, впервые выступающего конферансье. Играл роль так же, как это делал в театре.
Конферансье Белов пришел на Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Строгое жюри оценило его работу как хорошую, специально отметив, что исполнителем найдена своеобразная и интересная маска. Но репертуар встретил общее недоумение: нельзя молодому человеку выступать со старыми анекдотами, да к тому же еще взятыми у другого артиста. И тогда был приглашен писатель В. Поляков, который и написал для Белова специальный репертуар. Через короткое время одну из лучших своих вещей передал Белову 3. Гердт. Это была пародия на зазнавшихся и невежественных поэтов — «Евгений Альный». Белов в роли Ального читал стихи и сам их комментировал. Он показывал человека самоуверенного, бравирующего своей грубостью. Мы, мол, не интеллигенты, и наши стихи просты, как березовая кора. Но в то же время артист очень тонко подмечал, что поэт вовсе не уверен в себе, что он трус, а его нахальство — только способ спрятать жалкую душонку. И, несмотря на весь свой гонор, Альный чутко прислушивается к мнениям «вышестоящих». Короче говоря, писатель и артист создали значительный сатирический образ, могущий, как мне кажется, звучать и сегодня.
Успех на эстрадном конкурсе, успех с номером Евгения Ального, то, что Белова все чаще приглашали на концерты, в то время как в театре особенно ролями не баловали, — все это вместе привело артиста к заключению: надо окончательно переходить на эстраду. И с 1950 года А. Белов — артист эстрады, прибавим — один из ведущих артистов. На эстраду Белов пришел, переиграв несколько ролей не только в театре, но и в кино, Назову некоторые фильмы, в которых он снимался: «Первая перчатка», «Доброе утро», «Очередной рейс», «Два бойца», «Песня табунщика», «Гость с Кубани» и другие. Но, кроме того, Белов не без успеха пробовал свои силы в литературе. Сценарий «Тихая пристань» он отправил на Всесоюзный конкурс и получил за него премию. Рассказы печатались в журналах, а сейчас Белов мечтает об издании сборника. Сам себя Белов в шутку называет графоманом, но это далеко не так: у него определенный литературный вкус и талант. Говорю об этом после того, как прочел если не все, то некоторые его произведения.
Но здесь важно сказать и другое: на эстраду пришел талантливый и образованный, любящий литературу и искусство артист. Скажем честно: так бывает не всегда. Поначалу он продолжал конферировать, показывал Евгения Ального, начал петь куплеты. Потом соединился с М. Мироновой и А. Менакером, и они в 1959 году показали обозрение В. Дыхо-вичного и М. Слободского «Кляксы». Здесь Белов играл шесть ролей и в каждой был убедителен. Он не менял ни костюмов, ни париков, но внутренне перевоплощался в своих героев и одновременно находил для них точные детали. Так, играя взяточника, Белов все время сплевывал в сторону, и эти небрежные плевки как нельзя лучше передавали циничное отношение персонажа ко всему на свете. В другой сцене Миронова танцевала, а Менакер и Белов пели — тут у Белова было маленькое соло, всего одна строчка. Но какое у него было при этом сознание своего превосходства, как он ставил руки в боки, как кокетничал и глазами и всей фигурой, как поглядывал на зрителей! Сразу было видно, что это и пустой малый и ужасный нахал.
Ну а потом артист стал выступать по преимуществу с куплетами и уже в этом качестве пришел в 1963 году в мюзик-холл. Как исполнитель куплетов Белов музыкален, ритмичен, умеет найти контакт с аудиторией. Но согласитесь, что это — азбука жанра. Хотя замечу: на эстраде не все ею владеют. В чем индивидуальные особенности куплетиста Белова? Вот он поет куплеты В. Бахнова и Я. Костюковского «Вы мне, я вам». В них говорится о круговой поруке взяточников. И здесь у артиста все имеет значение: жест, поза, эмоциональная и характерная окраска слова. Белов, исполняя куплеты, действует в определенном образе, играет роль.
Вероятно, то, о чем я говорю, станет еще более очевидным, когда мы вспомним, как Белов показывал старого куплетиста. Он выходил на сцену и заявлял, что ему от дедушки-куплетиста достались не только круглая соломенная шляпа, но и репертуар. Конечно, что касается репертуара — это была шутка: исполняемые Беловым куплеты были злободневными, хотя и стилизованными под старинные песенки. Но в танцах, жестах, даже в походке чувствовалась какая-то старомодность. Есть такое профессиональное слово: подтанцовка. Это — умение в каких-то полудвижениях передать сущность танца и играемого персонажа. Соединяя танец со словом, куплетист придает ему особое своеобразие: и комизм, и драматизм, и лиризм, и в конечном счете характерность. Белов это делает отлично. И, играя куплетиста-дедушку, он показывает его со всех сторон: и в его злободневности, и в отличном ощущении Публики, и в стремлении ей потрафить, и в музыкальности, и в механистичности. Старая эстрада во всей ее сущности предстает перед нами благодаря волшебству актерского перевоплощения.
Я знаю, что некоторым не нравится тот номер, в котором Белов показывает русского шантанного артиста, оказавшегося в эмиграции в Париже и знающего только одну тему— ворчливую тещу. Согласен, сами куплеты могли бы быть поострее. Но посмотрите, как играет Белов свою роль, как именно через куплеты раскрывает он судьбу человека. Вначале он поет залихватски. Артист знает — в ресторане сидит его публика, и он уверен в успехе. А потом звучит все тот же разбитной мотив, и кажется, что и куплеты так же веселы. Но вглядитесь в исполнителя: неопределенный, какой-то незаконченный жест, чуть-чуть испуганный взгляд в сторону, чуть-чуть сгорбленные плечи, как у человека, постоянно получающего удары. И мы сразу понимаем: теперешнее веселье наигранное. Куплетист сам стесняется своего репертуара, своей развязности. И еще он боится: а вдруг его номер не будет иметь успеха у публики — что тогда? Белов изнутри разоблачает пошлую буржуазную эстраду, всю ее никчемность. Сам шантанный куплетист, которого он показывает, приходит к такому выводу. В этом общественная сущность номера, его драматическая сила.
Я бы мог остановиться на других куплетах, исполняемых артистом, хотя бы: «О, Жоржета, моя Жоржета». По-моему, это — удача. Но анализ этого номера принципиально ничего не изменит в характеристике артиста. Я думаю, что каждый действительно талантливый эстрадный артист — непременно яркая творческая индивидуальность, единственный в своем жанре, как писали когда-то на афишах. Белов — это прежде всего творческая индивидуальность, его ни с кем не спутаешь. Он принадлежит к тем артистам, выступлений которых мы ждем с особым нетерпением, которых мы любим и ценим. Ну а кому много дано, с того и многое спрашивается. Вот с репертуаром за последние годы что-то не очень вытанцовывается у Белова, нужны вещи художественно и общественно более значительные. Ведь речь идет о подлинном художнике эстрады — значит, и репертуар у него должен быть подлинно художественным.
Ю. ДМИТРИЕВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г
оставить комментарий