Александр Шуров и Николай Рыкунин - два мушкетера или двадцать лет спустя - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Александр Шуров и Николай Рыкунин - два мушкетера или двадцать лет спустя

Когда артисты эстрады проработали вместе двадцать лет, о них можно говорить как об одном человеке. Появляется выработанное с годами чувство локтя, каждая реплика одного из участников дуэта вызывает точную, наиболее выразительную реакцию другого, каждая, даже мельчайшая, ошибка исправляется партнером немедленно, тактично, профессионально.

Александру Шурову и Николаю Рыкунину повезло. Когда они впервые встретились на эстраде двадцать лет назад, им обоим стало ясно, что они идеально до­полняют друг друга. Шуров уже тогда был опытным артистом эстрады, комиком-репризером, к тому же хорошо владеющим фортепиано. Рыкунин — молодой, как принято гово­рить, подающий надежды артист Театра сатиры, вдо­бавок еще танцующий и поющий. И когда они на сцене заговорили между собой, спокойно, доверительно и остроумно, слова стали летать между ними, как тен­нисный мячик между ракетками двух мастеров экстра­класса — четко, ритмично, красиво. Музыка, песенка, танцевальное движение не могли сломать этого ритма, а только усиливали его, убыстряли, доводили до филигранности.

Через несколько лет Шуров и Рыкунин стали по­стоянными участниками лучших эстрадных представ­лений в столице и желанными гостями во всех горо­дах Советского Союза. Постепенно сложился собствен­ный почерк, а вместе с ним появилась потребность сказать свое собственное слово на эстраде. Артисты стали выступать с сатирическими программами. С тех пор почти ежегодно они выпускают новый эстрадный спектакль. Зрители, наверное, помнят их названия — «Вместо концерта», «На маскараде», «Маленькие обиды большого города», «Мужской разговор», «Подробности при встрече», «Два мушкетера»... Текст для артистов писали известные эстрадные драматурги и молодежь, которая впоследствии тоже стала известной: В. Дыховичный и М. Слободской, В. Бахнов и Я. Костюковский, Я. Грей, А. Мерлин и А. Куни, О. Левицкий, А. Арка­нов, А. Внуков...

В чем особенности построения каждой новой эстрад­ной программы Шурова и Рыкунина? Это эстрадная пьеса, составленная из отдельных номеров, разнооб­разных по теме, жанру и стилю исполнения. В каждой пьесе есть и музыкальный фельетон, и куплеты, и сцен­ки-миниатюры, и пародийные песенки, и даже поэти­ческий монолог. Темы — самые разнообразные, от внешнеполитической сатиры до пародийного подтру­нивания над коллегами по искусству. Но разные по темам и жанрам номера всегда связаны воедино не только формальными приемами режиссуры и сцени­ческого оформления, но и биением пульса современ­ности: каждый номер — сегодняшний, сиюминутный, злободневный. И только в конце спектакля, уже «на бис», Шуров и Рыкунин исполняют старые номера из «золотого фонда», полюбившиеся зрителям. А этих номеров накапливается год от году все больше и боль­ше. Иногда выступления «на бис» длятся по полчаса...

Основное «оружие» Шурова и Рыкунина, конечно, музыкальные жанры — в первую очередь музыкаль­ный фельетон, куплеты и музыкальная пародия. В этих жанрах они достигли наибольшего успеха. Думается, исполнители вполне овладели «секретами» органиче­ского слияния прозаического и музыкального текста. Это зависит и от природной музыкальности артистов, и от того, что музыкальный текст у них никогда не бывает иллюстрацией темы, а ее логическим развитием и завершением. Музыкальная шутка часто заменяет словесную и почти всегда дополняет ее.

В жанре музыкальной пародии Шуров и Рыкунин особенно остры. В их дружеских, а порой и не очень дружеских шаржах всегда присутствует элемент са­тиры. Это не наивное звукоподражание напополам с сахарными комплиментами популярному артисту, иногда выдаваемое за пародии на эстраде. Это дуэль с поэтическими, музыкальными и актерскими штампами, существующими порой как у популярных арти­стов, так и в популярных жанрах. Попадания всегда точны, и «обиженному» артисту остается лишь одно утешение: раз его пародируют Шуров и Рыкунин, зна­чит, он действительно популярен!.. Приемы музыкальной пародии в репертуаре Шурова и Рыкунина разнообразны. Они исполняли «оперу» об общественном питании, «оперетту» об обмене квар­тир, «а-капелльный хор» о боннских реваншистах. «Балет Большого театра» у них бессловесно приветст­вовал юбиляров, а «артисты итальянского, француз­ского и американского кино» — каждый по-своему — говорили о бытовых неурядицах.

Известно, что в куплетах найти новизну особенно трудно. Ведь куплеты поются не первое столетие, и предшествующие мастера жанра почти не оставили белых пятен в куплетной географии. Вроде бы все из­вестно, все найдено. Однако если спеть куплеты о строителях домов на бешеную музыку «Танца с саб­лями» и назвать эти куплеты «Танцем с швабрами» — это запомнится зрителями. Если заставить мушкете­ров петь частушки под аккомпанемент русских дере­вянных ложек — русско-французский рефрен «пардон, гран-мерси, зравствуйте, спасибо» тоже останется в памяти. Но наряду с сатирическими и юмористическими куплетами в каждой новой программе Шурова и Ры­кунина всегда присутствует героико-романтическая тема. Рождается песенка о комсомоле, сплавленная из двух музыкальных первоисточников — современной песни   «Комсомольцы-добровольцы» и песни времен гражданской войны «Не ходил бы ты, Ванёк, во сол­даты»... Великолепен музыкальный номер о героях Великой Отечественной войны, в котором воскрешают­ся замечательные песни тех лет.

Последняя программа заслуженных артистов РСФСР. А. Шурова и Н. Рыкунина называется «Два мушкетера». Она по праву считается одной из луч­ших эстрадных программ прошлого года. В ней соче­тается острота тем с остротой формы. Вообще отрадно видеть, что с каждой новой про­граммой артисты выносят на суд зрителей все более сложные в режиссерском решении спектакли. От спек­такля к спектаклю растет мастерство и изобретатель­ность Н. Рыкунина, как эстрадного режиссера. Растет неповторимое комедийное дарование А. Шурова. Его подкупающая простота и непосредственность, обаяние и жизнерадостность подчиняют себе любой текст и лю­бого зрителя. Позади — двадцать лет совместной работы, десяток программ, сотни номеров, тысячи концертов.

Впереди — две новые программы. Одна будет назы­ваться «Черный кот», вторая — «Сатирик в отпуске». Неизвестно, о чем пойдет речь в этих программах, но верится, что мы познакомимся в них с новыми актер­скими и режиссерскими поисками и находками. Впе­реди множество непроторенных эстрадных дорожек, и в конце каждой из них видится новый, яркий и отточенный музыкальный номер, в котором Александр Шуров и Николай Рыкунин скажут зрителям свое звонкое, поющее, остроумное слово.
 

М. ВИККЕРС

Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:  

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования