Александр Шуров и Николай Рыкунин - два мушкетера или двадцать лет спустя
Когда артисты эстрады проработали вместе двадцать лет, о них можно говорить как об одном человеке. Появляется выработанное с годами чувство локтя, каждая реплика одного из участников дуэта вызывает точную, наиболее выразительную реакцию другого, каждая, даже мельчайшая, ошибка исправляется партнером немедленно, тактично, профессионально.
Александру Шурову и Николаю Рыкунину повезло. Когда они впервые встретились на эстраде двадцать лет назад, им обоим стало ясно, что они идеально дополняют друг друга. Шуров уже тогда был опытным артистом эстрады, комиком-репризером, к тому же хорошо владеющим фортепиано. Рыкунин — молодой, как принято говорить, подающий надежды артист Театра сатиры, вдобавок еще танцующий и поющий. И когда они на сцене заговорили между собой, спокойно, доверительно и остроумно, слова стали летать между ними, как теннисный мячик между ракетками двух мастеров экстракласса — четко, ритмично, красиво. Музыка, песенка, танцевальное движение не могли сломать этого ритма, а только усиливали его, убыстряли, доводили до филигранности.
Через несколько лет Шуров и Рыкунин стали постоянными участниками лучших эстрадных представлений в столице и желанными гостями во всех городах Советского Союза. Постепенно сложился собственный почерк, а вместе с ним появилась потребность сказать свое собственное слово на эстраде. Артисты стали выступать с сатирическими программами. С тех пор почти ежегодно они выпускают новый эстрадный спектакль. Зрители, наверное, помнят их названия — «Вместо концерта», «На маскараде», «Маленькие обиды большого города», «Мужской разговор», «Подробности при встрече», «Два мушкетера»... Текст для артистов писали известные эстрадные драматурги и молодежь, которая впоследствии тоже стала известной: В. Дыховичный и М. Слободской, В. Бахнов и Я. Костюковский, Я. Грей, А. Мерлин и А. Куни, О. Левицкий, А. Арканов, А. Внуков...
В чем особенности построения каждой новой эстрадной программы Шурова и Рыкунина? Это эстрадная пьеса, составленная из отдельных номеров, разнообразных по теме, жанру и стилю исполнения. В каждой пьесе есть и музыкальный фельетон, и куплеты, и сценки-миниатюры, и пародийные песенки, и даже поэтический монолог. Темы — самые разнообразные, от внешнеполитической сатиры до пародийного подтрунивания над коллегами по искусству. Но разные по темам и жанрам номера всегда связаны воедино не только формальными приемами режиссуры и сценического оформления, но и биением пульса современности: каждый номер — сегодняшний, сиюминутный, злободневный. И только в конце спектакля, уже «на бис», Шуров и Рыкунин исполняют старые номера из «золотого фонда», полюбившиеся зрителям. А этих номеров накапливается год от году все больше и больше. Иногда выступления «на бис» длятся по полчаса...
Основное «оружие» Шурова и Рыкунина, конечно, музыкальные жанры — в первую очередь музыкальный фельетон, куплеты и музыкальная пародия. В этих жанрах они достигли наибольшего успеха. Думается, исполнители вполне овладели «секретами» органического слияния прозаического и музыкального текста. Это зависит и от природной музыкальности артистов, и от того, что музыкальный текст у них никогда не бывает иллюстрацией темы, а ее логическим развитием и завершением. Музыкальная шутка часто заменяет словесную и почти всегда дополняет ее.
В жанре музыкальной пародии Шуров и Рыкунин особенно остры. В их дружеских, а порой и не очень дружеских шаржах всегда присутствует элемент сатиры. Это не наивное звукоподражание напополам с сахарными комплиментами популярному артисту, иногда выдаваемое за пародии на эстраде. Это дуэль с поэтическими, музыкальными и актерскими штампами, существующими порой как у популярных артистов, так и в популярных жанрах. Попадания всегда точны, и «обиженному» артисту остается лишь одно утешение: раз его пародируют Шуров и Рыкунин, значит, он действительно популярен!.. Приемы музыкальной пародии в репертуаре Шурова и Рыкунина разнообразны. Они исполняли «оперу» об общественном питании, «оперетту» об обмене квартир, «а-капелльный хор» о боннских реваншистах. «Балет Большого театра» у них бессловесно приветствовал юбиляров, а «артисты итальянского, французского и американского кино» — каждый по-своему — говорили о бытовых неурядицах.
Известно, что в куплетах найти новизну особенно трудно. Ведь куплеты поются не первое столетие, и предшествующие мастера жанра почти не оставили белых пятен в куплетной географии. Вроде бы все известно, все найдено. Однако если спеть куплеты о строителях домов на бешеную музыку «Танца с саблями» и назвать эти куплеты «Танцем с швабрами» — это запомнится зрителями. Если заставить мушкетеров петь частушки под аккомпанемент русских деревянных ложек — русско-французский рефрен «пардон, гран-мерси, зравствуйте, спасибо» тоже останется в памяти. Но наряду с сатирическими и юмористическими куплетами в каждой новой программе Шурова и Рыкунина всегда присутствует героико-романтическая тема. Рождается песенка о комсомоле, сплавленная из двух музыкальных первоисточников — современной песни «Комсомольцы-добровольцы» и песни времен гражданской войны «Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты»... Великолепен музыкальный номер о героях Великой Отечественной войны, в котором воскрешаются замечательные песни тех лет.
Последняя программа заслуженных артистов РСФСР. А. Шурова и Н. Рыкунина называется «Два мушкетера». Она по праву считается одной из лучших эстрадных программ прошлого года. В ней сочетается острота тем с остротой формы. Вообще отрадно видеть, что с каждой новой программой артисты выносят на суд зрителей все более сложные в режиссерском решении спектакли. От спектакля к спектаклю растет мастерство и изобретательность Н. Рыкунина, как эстрадного режиссера. Растет неповторимое комедийное дарование А. Шурова. Его подкупающая простота и непосредственность, обаяние и жизнерадостность подчиняют себе любой текст и любого зрителя. Позади — двадцать лет совместной работы, десяток программ, сотни номеров, тысячи концертов.
Впереди — две новые программы. Одна будет называться «Черный кот», вторая — «Сатирик в отпуске». Неизвестно, о чем пойдет речь в этих программах, но верится, что мы познакомимся в них с новыми актерскими и режиссерскими поисками и находками. Впереди множество непроторенных эстрадных дорожек, и в конце каждой из них видится новый, яркий и отточенный музыкальный номер, в котором Александр Шуров и Николай Рыкунин скажут зрителям свое звонкое, поющее, остроумное слово.
М. ВИККЕРС
Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
оставить комментарий