На манежах мира. Необычные истории и трюки
2-ГЕНРИКС
Немецкие артисты — отец и сын — Генрикс выступают с новым номером на горизонтальной вращающейся мачте, середина которой опирается на специальное приспособление, стоящее на манеже. Юный 17-летний артист делает стойку на одной руке и другие акробатические трюки на одном конце мачты. На мотоцикле, закрепленном на другом конце мачты, его отец исполняет несколько сальто-мортале в то время, когда скорость мотоцикла достигает 80 километров в час.
На фото: артисты Генрике на репетиции в момент исполнения сальто-мортале на мотоцикле.
ПИТОМИЦА МАКСИ НИДЕРМЕЙЕР
Когда в цирке «Аэрос» родился белый медвежонок, многие специалисты считали, что животное погибнет, так как до сих пор еще никому в цирке не удавалось сохранить жизнь белому медведю, родившемуся в неволе. Но Макси Нидермейер, популярная немецкая дрессировщица, думала иначе: она сумела воспитать медведицу Верит (так она назвала свою питомицу) и выдрессировать ее для работы.
Сейчас Верит идет уже третий год и она с успехом участвует в представлениях цирка «Аэрос».
На фото: дрессировщица М. Нидермейер со своей питомицей.
СИЛОВОЙ АРТИСТ МИЛО БАРУС
Мило Барус, в прошлом содержатель гостиницы, прошел путь от спортсмена-любителя до артиста. Он прославился после того, как недавно участвовал в бое быков в Барселоне и силой своих мускулов распростер на арене разъяренного быка.
Сейчас Мило Барус выступает в западноевропейских цирках с несколько необычным силовым номером. Он поднимается с конем на плечах на семиметровую лестницу.
ЧЕЛОВЕК-РЕЗЕРВУАР
Омека — тюрингский артист, единственный в мире человек, способный вдыхать газ без смертельного исхода.
В течение долгого времени артист на глазах у публики удерживает в себе газ, поступающий из газового резервуара. Выдыхая его затем через рот, он поддерживает горение газового рожка или многоламповой люстры.
Во всем этом, бесспорно, неясно одно: в какой степени это имеет отношение к искусству цирка?!
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Во время гастролей в Рижском цирке у дрессировщика Т. Сидоркина заболели морские львы. Врач-ветеринар, осмотрев животных, констатировал у них желудочное заболевание. В качестве «лекарства» львам были прописаны... вьюны! Да, живые вьюны.
Из Москвы в Ригу было срочно отправлено самолетом 200 вьюнов, купленных по заказу дрессировщика в зоомагазине. Морских львов накормили вьюнами. Это странное лечение дало нужный результат. Вскоре все животные выздоровели и продолжали выступать на манеже в цирке.
После работы на манеже морские львы отдыхают в воде, в которой растворяют морскую соль. «Морские» ванны доставляют животным большое удовольствие, улучшают у них обмен веществ, быстро восстанавливают работоспособность. На фото: И. Сидоркина со своим рыжиком.
РЕДКАЯ ПЛОДОВИТОСТЬ
В одном из немецких передвижных зверинцев львица принесла восемь львят.
Ни в литературе, ни в практике советских и других зоопарков такое многоплодие у львиц не отмечалось.
Обычно львица после беременности, продолжающейся 105 дней, приносит от одного до трех детенышей, хотя известны несколько случаев, когда берберийские львицы имели по шести.
Все восемь новорожденных львят живы и здоровы. Ввиду того, что мать не может их всех выкормить, четырех львят оставили под ней, а четырех подложили к щенной суке дога, которая их приняла и хорошо кормит.
В Ленинградский цирк пришли художники
Интересно отметить, что это третий помет молодой львицы. В первых двух молодая мать принесла по шесть львят, подарив, таким образом, своему хозяину за три помета двадцать львят.
Женщина-извозчик. Заметка о людях старого цирка
Несколько десятков лет тому назад в Петербург на гастроли приезжал французский клоун Боб Коннор, почему-то выступавший под английской фамилией. У него был партнер.
Они показали в цирке Чинизелли новинку, название которой было «Женщина-кучер».
Поводом к созданию этого маленького обозрения послужило событие, удивившее в то время парижан: на улицах Парижа появилась первая женщина-извозчик, вызывавшая веселые остроты уличных зевак.
В чем же заключался их номер?
Под оркестровую мелодию из-за распахнутого бархатного занавеса на середину манежа бойко выезжал кабриолет. На козлах восседала женщина-кучер с длинным хлыстом в руке. Роль кучера исполнял Боб Коннор.
Сделав круг, лошадь останавливалась. К коляске подходил партнер Боба Коннора, в длинном до пят сюртуке, и просил его куда-то отвезти.
Пассажир занимал свое место, женщина-кучер вскакивала на козлы и натягивала вожжи. Лошадь топталась на месте, фыркала, становилась на дыбы. Кабриолет не двигался с места.
Возмущенный седок вылезал из коляски, и пока Боб Коннор возился с лошадью, пытаясь ее усовестить, партнер изгибался буквой «Г», затем становился на голову, делал вертушку, потом приходил в исходное положение, запускал во внутренний карман сюртука руку, извлекал оттуда узкий бокал с напитком красного цвета и выпивал.
Боб Коннор видит это. Видит и лошадь. Она трогается с места.
Как только кучер влезает на козлы, а партнер садится на свое место, лошадь снова стоит как вкопанная.
Так происходит несколько раз. За это время партнер Боба Коннора, вертясь штопором на голове, меняет бокалы, наполняя их жидкостью разных цветов.
Зритель удивлен: как это так? Человек вертится на голове и не проливает +ж одной капли из бокала.
Между Бобом Коннором и его партнером при этом происходят мимические разговоры: упреки, возмущение, обиды.
Заканчивается номер так. Униформист выносил на манеж большой цветной резиновый мяч и передавал его в руки Боба Коннора. Тот бросал мяч на задние ноги лошади. Лошадь его подкидывала, и мяч летел в зрителей, на шумную галерку.
Поиграв с мячом, оба клоуна довольные друг другом и лошадью садились в кабриолет и скрывались за кулисами.
Искать смысл в этой старой клоунской сценке не приходится. Очевидно, она служила поводом для демонстрации разностороннего искусства исполнителей.
3. ДАВЫДОВ
В Ленинградский цирк пришли художники
ВПЕРВЫЕ
В цирке Ренца впервые в клетке-вагоне, открытой со всех сторон, выступил зимой 1863 года с шестью львами Томас Батти. С тех пор демонстрация дрессированных хищников стала неотъемлемой частью циркового представления.
Разборная круглая клетка появилась в манеже всего 68 лет тому назад. Первым в ней работал Юлиус Зетт, который за 23 года работы выдрессировал около 300 львов.
Немецкий укротитель Генрих Мэрман один из первых в 1891 году подготовил смешанную группу хищников, состоявшую из двенадцати львов, двух тигров, трех леопардов и трех медведей.
В том же году при участии Карла Гагенбека была составлена смешанная группа из хищников и домашних животных (львы, тигры, леопарды, пантеры, козы, пони, зебу, пудели).
В 80—90-х годах XIX века появились первые женщины-укротительницы. Мисс Кора (Штейнер) работала с группой медведей, гиен и собак; шведка Цецилия выступала со смешанной группой из львов, тигров и медведей; интересную работу со львами демонстрировала Клэр Элиэт.
На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго укротитель Филадельфиа демонстрировал льва верхом на лошади. Здесь же К. Гагенбек создал первый зооцирк — новую форму циркового зрелища.
Метод гуманной дрессировки восторжествовал в 1889 году, когда укротитель Дейрлинг, следуя новой системе, подготовил группу львов. Его коронным номером была езда в кабриолете на тройке львов (позднее на четверке).
Комическая дрессура животных как самостоятельный жанр появилась в 1871 году и связана с именами клоунов-дрессировщиков итальянцев Меллило и Пинта. Первый выступал с дрессированными собаками, второй — с ослами.
Журнал «Советский цирк» апрель 1959