Клоун дрессировщик. Г.Венецианов
Тяжелыми мокрыми хлопьями падает снег. Он набивается всюду: в рукава, за шиворот армяка, в валенки. Извозчик стоит в одном из московских переулков. Подрядили его на вокзал, на Зацепу. Пошли за вещами. В ожидании седоков извозчик от нечего делать смахивает кнутовищем снег с крупа своего гнедого конька.
Вещей много. Большой узел пришлось взять на козлы. Сам возница — малый лет пятнадцати — примостился сбоку. Впрочем, ему много места и не требуется: мелковат парнишка — что называется, аршин в шапке. И номер-то выправлен на отца, а сам по малолетству ездит зайцем. Второй уже год промышляет извозом в Москве Николай Ермаков. Привез его с братом Сергеем в Москву отец. Справил тому и другому сыну по лошади с пролеткой, санками и сбруей, собрал кое-какую одежонку, устроил на квартире, а сам подался обратно в деревню. Время было нэповское (двадцать шестой год).
В детстве Николаю привольно жилось в деревне. Отец его слыл лошадиным чудотворцем. Кто не помнит лесковского «очарованного странника» Голована, который умел укротить любую норовистую или, как говорят на профессиональном языке, «строгую» лошадь. Таким же талантом обладал и отец Николая. Вели к нему лошадей на укрощение из ближних и дальних мест. На конюшне постоянно стояло по нескольку голов «строгих» лошадей. При этих-то лошадях и росли три брата Ермаковы, из которых Николай был младшим. Все шло хорошо, покуда не стряслась беда: погиб старший брат Иван. Ехал он на дрожках и по рассеянности упустил вожжи. Наклонился с козел, чтобы поднять, потерял равновесие и упал под колеса. Лошадь понесла. Вынули Ивана из-под колес уже мертвым. Мать не перенесла утраты и на исходе второго года со дня Ваниной смерти скончалась. Еще год прошел — отец привез в дом молодую жену. А та потребовала отправить сыновей от первого брака в Москву, на заработки.
Трудновато пришлось поначалу: города не знаешь, ездить по-настоящему не умеешь. Чуть было не погубил отцовскую лошадь. На трамвайные рельсы заезжать надо умеючи, всегда чуточку наискось. Николай этого не знал, заехал вдоль и засадил лошадиную ногу. Туда-сюда, а лошадь ни с места. Трамвай звенит над самым ухом, надрывается. Стал лошадь понукать, рванула она ногу и оставила в трамвайной колее вместе с подковой зацепный край копыта. Жаль было Гнедого. Насилу привел его домой. Долго пришлось маяться с ним, выхаживать.
Извоз был Николаю не по нутру. Хотелось ему научиться выезжать и дрессировать лошадей. Его привлекал профессиональный манеж, а больше всего манеж цирковой, куда он заглядывал частенько, — благо, дядя его еще со времен Саламонского служил там берейтером. Дядя уговаривал его поступить конюхом в цирк; отец был решительно против, но, в конце концов, уступил.
Обязанности циркового конюха довольно разнообразны. Прежде всего — вот тебе четыре лошади. Их надо вычистить до лоска, по тридцать две скребницы выбить из каждой лошади. А лошадь на лошадь не приходится: иная попадется щекотливая, примешь с ней горя! Потом надо напоить, накормить. Да все это по часам и по мерке. Потом репетиция часа на три. Репетиция — это главное событие дня. Тут приходилось подавать на манеж и убирать лошадей, помогать берейтеру держать то лонжу, то корду, водить разгоряченных лошадей по манежу и коридорам, пока не остынут и можно будет поставить их в станок. Но главной обязанностью во время репетиции было садиться верхом на непонятливых лошадей в «свободе» и направлять их. Легкий вес Николая Ермакова позволял посадить его на любую лошадь.
А вечером, во время представления, надо стоять в униформе. «Стоять» — так только называется. Не стоять, а работать надо. И больше всего во время конных номеров. Загрести манеж, подать лошадей из конюшни, стоять в боковом проходе, незаметно направляя движение лошадей в «свободе», водить лошадь по первой писте (то есть по кругу вдоль барьера) во время луфт-паузы, чтобы дать передохнуть наезднику и лошади. На такие луфт-паузы чаще других конюхов посылали Николая Ермакова. Он обладал приятной внешностью, стройной фигурой, и униформа — мундир, рейтузы и сапожки с отворотами — сидела на нем ладно. Бывало, во время такой луфт-паузы ведет Николай лошадь за арнир, вроде как бы под уздцы, гротеск-наездница сидит на панно, заложивши ножку за ножку, и тяжело дышит, а коверный объясняется ей в любви, либо уцепится за хвост лошади и едет по манежу, либо подставляет Николаю ножку.
Простоит Николай в униформе допоздна, а еще нужно прибраться на конюшне, задать корм лошадям на ночь. Домой вернется глубокой ночью, а утром опять в цирк.
Жизнь и работа были напряженными, хотя и интересными для будущего берейтера и дрессировщика. Через Московский цирк за те годы (конец двадцатых и начало тридцатых) прошел ряд первоклассных конюшен, как отечественных, так и иностранных: Вильямса Труцци, Ефимова, Медрано, Банрума, Предо. Каждая из них имела свои черты, свой репертуар, свои приемы дрессировки. Это было поучительно для молодого берейтера, каким в ту пору становился Ермаков. В некоторых конюшнях были не только лошади и пони; были и борзые, и зебу, и яки, и ламы. Особым разнообразием поголовья отличались конюшня и зверинец Медрано. При его конюшне был даже слон. В Советском Союзе Медрано взялся подготовить для одной иностранной дрессировщицы группу из восьми львиц. Центральным трюком был одновременный прыжок двух львиц с двух сторон в одно кольцо, причем одна львица прыгала поверх другой. Добились этого трюка так: сначала закрывали фанерой верхнюю половину кольца и заставляли прыгать нижнюю львицу. Затем так же поступали с верхней львицей, только теперь уже закрывали фанерой нижнюю половину кольца. Потом свели обеих львиц в одном прыжке. Прыжок получился эффектный. Он решил успех всего номера.
Годы работы в Московском цирке предрешили судьбу Николая Ермакова. Из него выработался дрессировщик лошадей и других животных, но полученные на работе увечья затрудняли переход на артистическую работу. Основательно он пострадал дважды: в 1932 и 1935 годах. Внешне особенно сильно — в 1932 году у Медрано.
Перед Николаем стал вопрос: как быть? Правда, в это время в качестве опытного дрессировщика он стал получать отдельные поручения от Центрального управления цирков: то помочь в выездке лошадей под высшую школу, то наладить работу групповых жокеев. Наиболее серьезным поручением была подготовка лошадей для пантомимы «Индия в огне». Был запроектирован прыжок лошади с всадником с рампады в манеж, то есть прыжок в бассейн на манеже. Для выполнения этого трюка были приведены с конного завода шесть степных необъезженных лошадей. Дело было летом, а пантомима намечалась на весну следующего года. Николай построил на Москве-реке четыре вышки высотой в один, два, три и пять метров и стал тренировать лошадей. Одна лошадь не пошла с самого начала. Она боялась даже метровой вышки в спокойной реке. От трех других пришлось отказаться по мере увеличения высоты и усложнения прыжков. Двух лошадей удалось довести до репетиций в цирке и прыжков с рампады. К премьере осталась только одна вполне надежная лошадь, на которой Николай и прыгал в водопад, погружался в бассейн на манеже. Трюк этот исполнялся ежедневно в течение трех месяцев, пока шла пантомима.