Новые достижения и старые недостатки
В программе, идущей сейчас в Московском цирке, как в зеркале, отразились многие достижения и некоторые, иногда существенные недостатки нашего циркового искусства. Программа оптимистична, празднична, нарядна: цирк своими средствами передает тот бодрый, радостный тон, который свойствен эпохе строителей коммунистического мира.
Программа хорошо организована, в ней нет пустых пауз, одинаковых номеров и трюков. Твердая рука режиссера (М. Местечкин) очевидна. Музыка (композитор Ю. Слонов, дирижеры Б. Осипов и П. Скворцов) отличается хорошим вкусом.
Много интересного внес в оформление программы художник Л. Окунь, хотя не все в его работе бесспорно. Четыре гирлянды огромных «колокольчиков», свисающие из-под купола в прологе и финале отвлекают внимание от манежа, приобретают самодовлеющее значение, а излишне яркая барьерная дорожка скрадывает удачные в общем костюмы артистов.
Э. Рушат ведет программу в хорошем темпе, и сам он обаятелен и артистичен. И главное, на арене выступает ряд очень хороших исполнителей акробатических и гимнастических номеров, выдающиеся укротители Т. и А. Буслаевы и яркий клоун О. Попов.
На афишах стоит: «Новое в цирке». И надо сказать, нового, своеобразного на арене Московского цирка немало, хотя есть и номера новые по фамилиям исполнителей, но старые по трюкам, по манере и реквизиту.
Пролог и эпилог представления с балетом и песней мало связаны с характером всего представления, с его ритмической направленностью, они слишком «эстетны». Такое решение пролога и эпилога, даваемых в отрыве от представления, не может быть названо новаторским.
Самым интересным следует признать номер Буслаевых. Это действительно эффектное зрелище, когда красавицы-лошади кружатся вокруг тумб, на которых восседают цари зверей, и особенно когда лошади переходят в карьер, неся на своих спинах огромных гривастых львов. Вот цирк в его лучших качествах, где смелость соединяется с большим трудом и великолепным зрелищным впечатлением.
Нельзя не отметить бесспорного режиссерского дарования Александра Буслаева. Оно проявляется и в построении впечатляющих групп из хищников и коней и в том, как после острого «спора» укротительницы и льва, когда, используя и бич и палку, она не может усадить своего грозно рычащего питомца на место, укротитель тонкой тростинкой мгновенно заставляет льва смириться. По-цирковому выразителен первый выезд укротительницы в качалке, укротителя верхом на лошади и исполнение нескольких аллюров из репертуара наездника высшей школы. Тамара Буслаева работает смело и темпераментно. Может быть, только кое-где следовало расцветить номер блестками юмора, придав ему тем самым еще большую выразительность. Ну, хотя бы в тот момент, когда четыре льва умильно поглядывают на находящегося среди них на столе живого петушка.
Номер несколько затянут и, вероятно, стоило бы подумать о сокращении дрессировки лошадей без львов, тем более что почти те же самые трюки повторяются и со львами,
Олег Попов работает плодотворно. К этой программе он подготовил ряд остроумных шуток. Во многих из них он пародирует исполняемые номера, кое-какие шутки имеют самостоятельное значение. Попов не чуждается сатиры. Почти каждая исполняемая им сценка имеет в своей основе цирковой трюк, благодаря чему в условиях манежа она становится убедительной. Исключение здесь составляет сценка о двух спекулянтах. В ней отсутствует цирковое начало, и поэтому она выглядит на арене чужеродной. Зато хороши такие сценки, как «Разоблачение врачом пьяницы-симулянта», «Лекция о вреде курения». Хороши потому, что в них интересные темы решаются подлинно цирковыми средствами.
Попов, это очень приятно отметить, как актер растет от программы к программе. Его отличают простота, обаяние, разнообразие цирковых приемов. Но именно теперь, когда Попов многого достиг, перед ним хочется поставить новые задачи.
Попов — комедийный артист, создавший яркий эксцентрический образ. И это, разумеется, хорошо. Но его герою не хватает психологической глубины. Попов и сам задумывается об углублении характера своего персонажа. В этом ему может помочь высококвалифицированный, требовательный режиссер. Дальнейшая работа над образом, бесспорно, повысила бы идейное и художественное качество исполняемых Поповым номеров. Может быть, сохранив свою жизнерадостность, следовало бы подняться еще на одну ступень, на ступень клоуна-мыслителя, клоуна высокой сатиры, если угодно, клоуна-философа. Трудно этого добиться? Да, очень трудно. И все-таки такому талантливому артисту, как Попов, легче, чем какому-нибудь другому.
Нельзя не отметить нового и способного комедийного актера А. Асадчева — веселого участника Сцен, разыгрываемых Поповым.
Из новых для Москвы артистов самой высокой оценки заслуживают Солохины. Это в полном смысле новое в цирке: канат, прикрепленный к барьеру арены двумя резиновыми амортизаторами и поддерживаемый на плечах двумя акробатами, превращается в удивительный трамплин, при помощи которого третий участник номера совершает сложнейшие акробатические прыжки. О трудности номера можно судить хотя бы по одному трюку. Акробат, оттолкнувшись от каната, делает в воздухе двойное сальто-мортале и снова приходит на канат. Удивительное достижение! Нельзя не отметить в этом номере чуткости нижних, умеющих вовремя, под самые ноги поднести канат своему верхнему товарищу.
В. Яковлев показал новый номер, который он исполняет на созданном им новом аппарате. Его приходы после того, как он оттолкнулся от батуда и сделал полтора сальто-мортале, на высокую тумбу на руки доказывают, что это эквилибрист высшей квалификации. Но особого внимания заслуживает следующий трюк: встав на руки на ничем не укрепленной лестнице, балансируя ее только движениями своего тела, он умудряется перейти по высоким брускам с одного мостика на другой.
Творчески переработав номер, показанный несколько лет тому назад в Эрмитаже шведскими артистами, И. и А. Петровские демонстрируют своеобразную игру с тарелками. Двенадцать тарелок должно удержаться в равновесии на гибких прутьях, закрепленных вдоль длинного стола. Сила номера не только в ловкости исполнителей, в их высоком артистизме, но и в том, что они превращают этот номер в веселую, увлекательную игру. Вот-вот одна из тарелок должна упасть — и весь зал, волнуясь, подсказывает артисту, что эту тарелку надо подкрутить. Такой актерской подачи номера недостает многим представителям разных жанров. Не секрет, что иные наши номера великолепны по трюкам, но суховаты по подаче.
В. Суркова демонстрирует выдающиеся гимнастические достижения на новом аппарате, позволяющем показать разнообразные упражнения. Работает она смело и уверенно. Может быть, лишь иногда артистке недостает улыбки и лиричности, из-за чего номер выглядит чуть-чуть суховатым.
Воздушного турника москвичи не видели добрых два десятка лет. Поэтому для зрителей выступление турнистов Морозовых тоже новинка. Номер этот хороший, но не больше. Странно, что в аппарате отсутствует мостик, хотя известно, что самые эффектные трюки у воздушных турнистов — это сходы с турника на мост. Упражнения, исполняемые Морозовыми, доступны турнистам средней квалификации. Правда, успеху номера помогает высота, на которой упражнения производятся, поэтому номер и определяется нами как хороший. Не хватает Морозовым гимнастической чистоты в исполнении упражнений: грудь у них не развернута, локти и ноги согнуты. Известно, что советская гимнастическая школа — лучшая в мире, тем более в цирке нетерпимы отступления от этой школы.
Олег Попов явно заинтересован
Музыкальные эксцентрики ДО-РЕ-МИ
Н. Горлов и Ю. Сомов выделяются среди других акробатов тем, что оба с успехом выполняют роли и верхнего и нижнего партнеров. Привлекает и оттенок комедийности, окрашивающий номер. Трюки они делают достаточно сильные, хотя и не исключительные. Лучше всего японский кульбит; медленный темп, в котором артисты его проводят, делает это упражнение и трудным и впечатляющим.
У фокусников И. и Б. Хейфец один заслуживающий внимания трюк — мгновенная, на глазах у зрителей перемена платья на партнерше. Другие фокусы известны, хотя, например, фокус с ловлей рыбы в зрительном зале давно не демонстрировался.
Воздушная гимнастка В. Суркова
Хорошо, что в программу включены эксцентрические номера. Эксцентрика всегда была сильнейшей стороной циркового искусства, и жаль, что на нее в последнее время обращали мало внимания.
До-Ре-Ми — Музыкальные эксцентрики. Все они неплохие музыканты, а Г. Шахнин — первоклассный тромбонист. У всех троих бесспорные актерские данные. В номере много забавных, хорошо придуманных трюков. Но в номере отсутствуют логика развития действия и логика взаимоотношений партнеров, поэтому он распадается на ряд трюков. Сами по себе они, может быть, и смешны, но лишены всякого оправдания: то из раструба течет вода, то тромбон заменяется тростью, то скрипичный смычок заменяет флейту. Едва ли принцип механического соединения парадоксальных приемов в эксцентрике может быть признан у нас правильным.
А. Маслов и С. Чарышников — акробаты-эксцентрики. Маслов — превосходный каскадер и недурной комик, Чарышников — квалифицированный нижний. Но в номере не найдены взаимоотношения характеров. Они подменены автоматизмом, которого не должно быть в комедийной сценке.
До сих пор говорилось о номерах, лучших или худших, иногда спорных, но привносящих в цирк нечто новое; теперь несколько слов о двух номерах, лишенных нового.
А. Польди обаятельна, артистична. Выдрессированные ею и Н. Польди собаки работают хорошо. Но все трюки, кроме одного — кошка-наездник на собаке,— старые. Все это мы видели еще в детстве. Номер лишен какого бы то ни было новаторства.
А. Маслов и С. Чарышников – акробаты-эксцентрики
В труппе акробатов Аболонских поражает А. Саженев, исполняющий при помощи подкидной доски сальто-мортале на ходулях — трюк действительно исключительно трудный и впечатляющий. Правда, Саженева мы видели и раньше в составе труппы акробатов Довейко, и там он делал то же самое. Сложные прыжки с доски, и в том числе поражающее переднее тройное сальтомортале с пируэтом, демонстрирует еще артист Ю. Хазов, в остальном у Аболонских нет ничего интересного. По сравнению с тем, что исполняли лучшие так называемые плечевые акробаты: двойное сальто-мортале на колонну из трех человек, сальто-мортале на колонну из четырех человек, — упражнения Аболон-склх примитивны. У них нет квалифицированного верхнего, в партере Аболонекие совсем не прыгают.
Комический жонглер А. Петровский
Надо заметить, что современные плечевые акробаты вообще переживают кризис. Уровень их работы явно ниже тех достижений, какие были у Беляковых, Инго, Павловых в их лучшие времена. Конечно, и приходы акробата, подброшенного доской, на манеж могут быть очень эффектны, но каждому ясно, что приход на колонну более труден и эффектен. А этого-то во многих акробатических номерах сейчас почти нет.
И, наконец, несколько слов в заключение. Московская программа еще раз продемонстрировала слабость таких жанров, как конный жанр, клоунада. Иначе чем же объяснить, что в программе нет клоунов-буфф, музыкальных клоунов, клоуна-акробата, клоуна-дрессировщика? Вероятно, их нет потому, что клоунов, достойных московской арены, мало, а может быть, и нет вовсе. То же можно сказать о жокеях, джигитах, парфос-наездниках, сальтоморталистах на лошади, гротеск-наездницах, исполнителях конных сцен. Их тоже нет в программе. Дело дошло до прямого безобразия: манеж Московского цирка находится в таком состоянии, что конным номерам выступать на нем крайне трудно.
Впрочем, упреки, здесь высказанные, нужно скорее адресовать художественному отделу Союзгосцирка. Надо, наконец, добиться того, чтобы наш цирк преодолел отставание в конном жанре и клоунаде.
По поводу новой программы Московского цирка можно много спорить. Приятно отметить творческое начало, присущее большому числу номеров и всему представлению в целом. Именно оно определяет непрерывное совершенствование советского циркового искусства.
Ю. ДМИТРИЕВ
Фото С. МИШИНА
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.