В защиту животных
Кто из наших дрессировщиков не говорит о гуманном обращении с животными, не вспоминает трогательные эпизоды, не выступает с гневными речами против жестокости в дрессировке?
Все говорят, все вспоминают, все пишут! И это не удивительно. Советскому артисту цирка, будь то дрессировщик, акробат или клоун, не свойственны жестокость, насилие, зверство.
Жизнеутверждающее искусство нашего цирка отличается высокой гуманностью. Мы не запугиваем «смертельными трюками» зрителей, не рискуем жизнью артистов для удовольствия публики.
Говоря о дрессировке животных в цирке, мы также решительно стоим на принципах гуманного обращения с ними. Наши дрессировщики работают с животными методом «гуманной дрессуры». Они используют теорию условных рефлексов академика И. П. Павлова, тщательно изучают повадки зверя, находят к каждому из них особый подход.
Насколько удачна практика такой дрессировки, можно судить по ее результатам, А результаты, как известно, отличные! Достаточно вспомнить аттракционы Владимира и Юрия Дуровых, аттракцион Ирины Бугримовой и много различных номеров с дрессированными лошадьми, собаками и прочими животными.
Такая дрессировка радует зрителей во время представления и не вызывает возмущения за кулисами во время репетиций.
«... И не вызывает возмущения за кулисами во время репетиций?» Невольно я повторяю последнюю фразу и ставлю вопросительный знак.
К сожалению, не всегда так.
Сколько писем поступает в Союзгосцирк с жалобой на дрессировщиков, сколько приказов издано по циркам о недопустимом обращении артистов со зверями!
А разве не имеют место случаи, когда животные, стоящие огромных денег государству и представляющие особую редкость, погибали в результате жестокого обращения или преступно халатного отношения к ним?
Я уже не говорю о том, как подчас разбазаривается дрессировщиками и их ассистентами скромный рацион питания животных.
Недопустимо, когда укротитель, теряя самообладание, привязывает зверя и вместе со своими служащими избивает его.
К счастью, подобные случаи у нас редки благодаря вмешательству представителей охраны труда, общественности цирка и возросшему сознанию наших дрессировщиков.
Но мы должны самым беспощадным образом бороться за то, чтобы таких позорных явлений в нашем цирке не существовало!
У нас в цирке бытует фраза, состоящая из двух слов: «На мясо». Эти роковые слова произносятся в тех случаях, когда животное, отслужив на манеже много лет, в силу биологических причин подлежит списанию. И вот это животное «идет на мясо»!
В результате жокейская лошадь, отработавшая на арене цирка больше десяти лет, превращается по воле дрессировщика в куски сырого мяса для львов в этом же цирке. Старый медведь, ослепший от долголетней работы на манеже, превращается в медвежатину для дрессировщика и его помощников, а медвежья шкура — в удобный ковер под ногами дрессировщика.
Все эти грустные примеры еще встречаются в нашей закулисной жизни. К ним привыкают дети артистов цирка, которые много бывают за кулисами. Какие же инстинкты прививаются подчас нашему подрастающему поколению, воспитывающемуся на высоких моральных идеях «Каштанки» Чехова, «Гуттаперчевого мальчика» Григоровича, на великолепных рассказах о цирке и животных Куприна?
Во многом здесь повинен и Союзгосцирк, который как следует не упорядочил вопрос с выбраковкой животных.
Я знаю, что многие наши ведущие мастера-дрессировщики стараются по возможности избежать варварской сдачи животных на мясо. Они находят другие, более благородные способы: сдают их в зоопарк или в зверинец, устраивают лошадей в обоз. Словом, делают все возможное, чтобы не создавать в цирке тяжелой атмосферы и продлить существование цирковых животных.
Мне думается, что большинство артистов цирка поддержат меня, а ведущие мастера дрессуры внесут ценные предложения по ликвидации существующих недостатков в этом серьезном вопросе.
Н. ЗИНОВЬЕВ
Журнал «Советский цирк» апрель 1959