Манеж ждет режиссера. Л. Куксо
В юности я учился в студии Карандаша, потом работал клоуном на манеже и знаю, как трудно написать и сыграть хорошую клоунаду. Но даже хорошо написанная клоунада может не дойти до зрителя, если она плохо поставлена. Одна из самых важных задач сейчас — подготовка режиссеров для цирка. Приход хотя бы еще десяти-пятнадцати молодых талантливых режиссеров сразу поднял бы уровень всего нашего циркового искусства.
На днях по просьбе репертуарного отдела я ездил в Новосибирск, чтобы на месте написать программу для группы «Цирк на сцене». Актеры этих групп самоотверженно работают в труднейших условиях. Каждый день, в любую погоду, они переезжают на новую сцену, зачастую необорудованную, гримируются нередко в холодных помещениях, где даже осколка зеркала не найти. В то время, как районные и областные театры создают по-настоящему художественные спектакли, группы «Цирка на сцене» не то что режиссера, а даже инспектора годами не видят. А ведь они выполняют важнейшую политическую работу там, куда ни театры, ни телевидение не проникают. Эти группы жаждут поднять художественный уровень своих программ, но без репертуара и режиссера они бессильны. Им нужно помочь.
Журнал "Советский цирк" февраль.1960 г
Л. Куксо, писатель