Программа в Московском цирке «Встреча друзей»
Первая программа зимнего сезона идет в Московском цирке под скромным и, казалось бы, не очень обязывающим названием «Встреча друзей». Но, думается мне, задача создания интересного и увлекательного представления является самой главной, независимо от придуманного названия. Ведь столичная арена должна быть образцовой, задающей тон не только всем циркам Советского Союза, но, я позволю утверждать это — и циркам Европы. Нынешний год снова показал, что мастера советского цирка были желанными гостями столиц и городов многих стран Европы и Латинской Америки. В самом деле, наши артисты гастролировали в Италии, Бразилии и Уругвае, Англии и Дании, Венгрии и Болгарии, Румынии и Франции, Финляндии и в других государствах.
Зрители этих стран восхищались высоким мастерством и профессионализмом советских артистов, отточенностью их трюков, благородным стилем исполнения, режиссерской слаженностью представлений,— словом всеми теми качествами, которые всегда были присущи советскому цирку. Именно эти главнейшие черты и подмечались иностранными рецензентами в многочисленных газетах и журналах. И не случайно в своих рецензиях, в частности, английские критики писали, что «русские во всем задают тон: и в области покорения космоса, и в области политики, и в области балета, и, теперь уже это бесспорно, в области цирка...»
Сейчас, в дни, когда в журнале «Советский цирк» появится эта статья, мастера советского цирка будут гастролировать и в ряде других, не упомянутых нами странах, получая заслуженные аплодисменты. Действительно, «география» зарубежных гастролей советского цирка необычайно расширилась. Советский цирк уже давно вышел на международную арену. И теперь особенно трудно составить такую программу, которая отвечала бы высоким требованиям, предъявляемым к образцовой столичной арене. Лучшие актерские силы находятся за рубежом, поддерживая славу нашего циркового искусства. И режиссура (М. Местечкин) пошла по верному пути — приглашения в Москву не только хорошо известных и апробированных номеров, но и артистов, еще не выступавших в столице.
Участник декады искусства и литературы Северо-Осетинской АССР в Москве Ирбек Кантемиров и его конь Буян в прологе представления
Гимнасты на кольцах Сирицкие
Этот путь следует практиковать еще шире, выискивая в стационарных и передвижных цирках те номера, которые по своим художественным качествам и разнообразию трюков достойны представлять в Москве советское цирковое искусство. Ведь и лучшие столичные театры, по исстари сложившейся традиции пополняют свои труппы молодыми артистами из периферийных театров...
Программа «Встреча друзей» открывается не парадом, а проходом артистов через манеж. Диктор называет их фамилии, представляя зрителям, певец исполняет какую-то песенку (я говорю «какую-то», так как слова ее трудно разобрать!), чтец читает какие-то стихи... И это в Московском цирке, где давно уже пора отойти от шаблона и попытаться найти интересные формы создания пролога и финала представления. Быть может для решения этой задачи следует привлечь людей, обладающих выдумкой и фантазией, пригласить видных режиссеров и художников театра и кино. Повторяю: задача эта очень трудная и поэтому-то и следует ее решать с помощью «варягов»... Зато само представление начинается эффектным трюком: джигит Ирбек Кантемиров, с верхней площадки над форгангом, громко зовет своего коня: «Буян, Буян!». И красавец конь, ржаньем откликаясь на знакомый зов, вихрем проносится через манеж и, к восторгу зрителей, влетает вверх по деревянным ступенькам лестницы. Затем, припав на колени, «Буян» раскланивается...
И сразу после этого, полного динамики пробега, на манеже появляется веселая и жизнерадостная компания прыгунов с подкидными досками. Во главе со своим руководителем Юрием Канагиным, недавние выпускники Государственного циркового училища, демонстрируют серию прыжков, пируэтов и двойных сальто. Они прыгают на колонну из двух акробатов — рука в руку, ногой в руку, показывая отличную тренировку. Хороший темп, легкость и подкупающая молодость обеспечивают прыгунам успех у зрителей.
Интересные трюки показывают партерные акробаты Елена и Андрей Куделины. Особенно здесь следует отметить Елену Куделину, одинаково успешно выступающую и в качестве «нижней», выполняющей труднейшую мужскую работу, и в качестве «верхней».
Четко и слаженно демонстрирует групповое жонглирование трио в составе Ивана, Евгения и Нины Хромовых. Номер обогащен новыми находками, братья Хромовы, жонглируя, создают оригинальные композиции и весь свой номер проводят в хорошей артистической манере.
Мне очень понравились гимнастки Галина и Мария Петринские. Свой номер — «полет в партере», выполняемый на рамке, артистки усложнили введением пируэтов, кабриолей, обрывов и труднейших выворотов. И все это артистки исполняют с большим изяществом и легкостью, свидетельствующими о продуманности и умении построить свой номер по принципу постепенного нарастания трудных трюков. И в то же время выступлению гимнасток на кольцах Сирицких, демонстрирующих хорошую работу, не хватает тонко разработанной режиссерской партитуры. Их номер изобилует длиннотами, повторами, партнер перед началом верчения очень долго, прямо на виду у зрителей закрепляет трос под пиджаком и т. д. И в результате в общем неплохой номер проигрывает.
Прекрасна пара молодых красивых наездников — Дзера Туганова и Валерий Денисов. Этот номер, хорошо поставленный и прекрасно выполняемый артистами, можэт служить образцом для ряда аналогичных номеров советского цирка. Благородство и изящество, отсутствие всякого нажима и наигрыша в сочетании с мастерским владением конем, доставляют зрителям истинное удовольствие.
Как и всегда, эффектно выступает Вера Сербина, превосходно чувствующая себя в танцах на проволоке. Отличную выдержку демонстрирует в своем рекордном номере Юрий Половнев с партнерами, проделывающими на першах головокружительный трюки. Очень пластичен Всеволод Херц, жонглирующий ядрами и показывающий разнообразные силовые упражнения.
Есть цирковые номера, которые можно смотреть много раз. И всегда они производят огромное впечатление. К их числу бесспорно относятся замечательные джигиты, возглавляемые вечно молодым, не знающим старости семидесятидевятилетним Али-Беком Кантемировым. То, что проделывают джигиты «Али-Бек», вызывает восторг всего цирка, Джигитовка, проводимая в бешеном темпе, никого в зале не оставляет равнодушным! Не успеваешь налюбоваться одним сложнейшим трюком, как джигиты уже выполняют новый. Этот блестящий номер заслуженно является украшением советского цирка!
Хочется сказать доброе слово и о Виктории Ольховиковой. Ее дрессированные собачки, и особенно «собачий футбол», принадлежат к подлинным шедеврам нашего цирка. Происходящая из старой цирковой династии, В. Ольховикова воспитала свою дочь Иоланту, представляющую уже шестое поколение этой артистической семьи. Она впервые выступает с шумливой стаей попугаев, забавно выполняющих нехитрые трюки.
Уже одно название программы «Встреча друзей» обязывает к смеху и веселью. К сожалению, веселья-то и не хватает этой «встрече». В представлении нет ни одной клоунады. Талантливые Юрий Никулин и Михаил Шуйдин выступают в качестве коверных. Справедливость требует отметить возросшее мастерство артистов, стремление подготовить и исполнить новые шутки, пародии. Но в данной программе, пока очень мало настоящих сатирических блесгок, которые обязательно должны были бы расцветить эту встречу артистов цирка со своими друзьями — зрителями, так верно и преданно любящими цирковое искусство.
Представления для Московского цирка — подчеркиваю, цирка столичного, ведущего — должны готовиться не наспех, а заблаговременно. Парады и прологи к ним также необходимо готовить заранее. Практика последних лет, когда программы в Москве бессменно демонстрировались по 6—8 месяцев, видимо, привела к излишней самоуверенности, отучила руководство и режиссуру подбирать на периферии новые, еще невиданные в Москве номера. Московский цирк не может еще похвалиться и созданием своих оригинальных номеров. Пожалуй, за исключением 2—3 имен трудно вспомнить кого именно из молодежи познакомил Московский цирк со зрителями.
К Московскому цирку должны предъявляться более строгие и повышенные требования. Именно с точки зрения этих высоких задач и приходится говорить о работе нашего столичного цирка. Поэтому и представление «Встреча друзей», в общем хорошо принимаемое зрителями, могло бы быть еще лучше, если бы руководство цирка стало готовить его задолго до начала зимнего сезона,
Более месяца шла в Москве программа «Встреча друзей», затем вместо некоторых выбывших номеров был включен аттракцион «Под цыганским шатром».
Первые же выступления цыганского ансамбля вызвали критику в печати. В самом деле, слабые цирковые номера, за исключением одаренной молодой артистки Гитаны Леонтенко (гротеск — наездница и танцовщица), перемежаемые плясками и песнями, исполнение которых оставляет желать лучшего, не сцементированные и не объединенные режиссурой (Н. Зиновьев), резко контрастируют с первым отделением.
Чего стоят, например, всерьез исполняемые «иллюзии» с появлением девушки из котла или подменой живого петуха в «чудесной» кастрюле!
Представление цыганского коллектива (руководитель Я. Бреслер) должно быть коренным образом пересмотрено и улучшено, пополнено интересными цирковыми номерами.
Печальный опыт с премьерой зимнего сезона в Московском цирке, со всей серьезностью ставит вопрос о том, что в системе Союзгосцирка ослаблено внимание к созданию новых оригинальных номеров и аттракционов.
Мих. Долгополов
Справа на фото: участники представления «Встреча друзей» — воздушная гимнастка Галина Адаскина, танцовщица на проволоке Вера Сербина, гимнастки на рамке Галина Петринская и Мария Фалеева, эквилибрист Виктор Головин, акробаты с подкидной доской Канагины, Нора Ольховикова со своим пернатым партнером, акробаты Елена и Андрей Куделины, клоуны у ковра Михаил Шуйдин и Юрий Никулин, силовой жонглер Всеволод Херц, эквилибристы на першах Роза и Юрий Половневы, манипулятор Юрий Писаренко.
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1960 г