Музей циркового искусства
Вот уже тридцать лет существует в СССР Музей циркового искусства. Он возник в атмосфере подлинного энтузиазма и был в значительной мере собран руками самих артистов цирка, даривших музею ценнейшие материалы, вплоть до семейных реликвий.
В музее собрано свыше семидесяти тысяч различных документов по истории циркового искусства, в том числе весьма ценная библиотека по вопросам цирка.
Основой, на которой вырос этот своеобразный и любопытный музей, было несколько гравюр циркового содержания. Они демонстрировались на выставке «Искусство движения», организованной в 1928 году Государственным институтом истории искусств (ныне Ленинградский научно-исследовательский институт театра и музыки). В годы его становления музею были переданы материалы В. Л. Дуровым, В. Е. Лазаренко, И. С. Радунским, Н. И. Вильтзаком, А. С. Александровым-Серж, Н. А. Никитиным, а в более позднее время значительно пополнили коллекции музея Б. А. Эдер, В. Г. Дуров, М. Н. Румянцев, художники В. В. Лебедев, В. А. Власов В. А. Гальба, О. Г. Верейский и многие другие.
Книга посетителей рассказывает о том, что в 1929 году музей цирка с большим интересом осмотрел Михаил Иванович Калинин.
Такие выдающиеся деятели советского искусства, как народные артисты Советского Союза В. А. Мичурина-Самойлова, Ю. М. Юрьев, А. А. Брянцев и ряд других, оставили теплые прочувствованные записи о своих впечатлениях.
Композитор Д. Покрасс составил весьма любопытный автограф — он записал несколько тактов из сочиненного им «Марша госцирков» и снабдил их припиской: «Музею цирка от автора».
Прославленный клоун Виталий Ефимович Лазаренко с присущим ему юмором записал в книге музея шутливое четверостишие:
И я вот был, музей глазея.
Его задача велика.
Но экспонатом для музея
Я не хотел бы быть пока.
Заслуженный артист РСФСР Ю. В. Дуров в музее цирка
Народному артисту Леониду Осиповичу Утесову принадлежит запись: «Музей цирка — это музей, хранящий подлинные памятники искусствами мастерства». Писатель Геннадий Фиш написал: «Как видно, во всяком деле энтузиазм творит чудеса».
Артисты, писатели, театроведы, общественные деятели, представители Циркового искусства зарубежных стран и другие посетители музея отмечают ценность его собраний, коллекций, подчеркивая теоретическое и практическое значение музея циркового искусства в развитии советского цирка.
В одном из писем, адресованных музею цирка директором крупнейшего немецкого цирка Гансом Саразани, сказано: «До некоторой степени успокаивает, что есть по крайней мере одно место, которое систематически собирает документы, относящиеся к моему предприятию. Материалы, хранящиеся в вашем музее, несомненно, со временем приобретут историческое значение, так как я предсказываю, что цирки, по крайней мере в Западной Европе, долго не просуществуют... Остаюсь с наилучшими пожеланиями вашему музею. Ганс Саразани».
Три фрагмента работы «ученой лошади» Гравюра начала XIX века. Один из первых экспонатов музея, демонстрировавшийся на выставке «Искусство движения» в 1928 г.
Не одно поколение артистов советского цирка знает свой музей. В своей книге М. Н. Румянцев пишет: «Артисты, особенно из числа молодых, часами просиживали в музее, любили копаться в его коллекциях. И бесспорно, изучение нашей артистической цирковой молодежью многих материалов музея оказывало неоценимую помощь в творческой работе. Достаточно было молодым артистам познакомиться с обильными материалами фототеки музея, чтобы воскресить в памяти или же воссоздать вновь тот или иной трюк или даже целый номер».
О Музее циркового искусства теперь хорошо знают за пределами нашей родины, во многих зарубежных странах.
Многие гости из Китайской Народной Республики, Чехословакии, Болгарии, Польши, Монголии, Германской Демократической Республики, Венгрии. Швейцарии, Индии в период своего пребывания в Ленинграде с большим вниманием и интересом изучали материалы музея, извлекали для своей творческой работы все ценное и важное из опыта, накопленного артистами советского цирка.
Наши друзья — артисты китайского цирка — сделали такую запись в книге1 «Этот музей — богатая сокровищница материалов по цирковому искусству. Спасибо большое за то, что вы нам дали возможность ознакомиться с ценными материалами. Это поможет новому китайскому цирковому искусству в его развитии».
Гости из Чехословакии, деятели циркового искусства, единодушно оценили значение его материалов. «Музей цирка показал нам, какими 'путями нужно идти чехословацкому цирку; и мы хотим поднять технический и художественный уровень нашего циркового искусства. Музей — это не архив документов, это настоящий методический кабинет, который помогает в работе по созданию номеров в различных жанрах циркового искусства. Он научил нас тому, как поступать и как строить и создавать музей чехословацкого цирка. Мы благодарим товарищей, которые нам показали этот чудесный музей!»
Основной целью этого первого в мире музея явилось не только академическое собирание всевозможных материалов но главным образом их изучение, обработка и использование в практической работе цирков и жизни цирковых работников.
В истории русского коллекционерства было немало собирателей материалов по истории театра; им неизбежно приходилось сталкиваться со смежными областями зрелищ — цирком, эстрадой.
Однако частные собрания, порой состоявшие из ценнейших материалов, были недостаточно известны широким кругам: обычно они хранились под спудом.
С момента создания музея цирка он являлся организующим центром; по некоторым материалам, хранящимся в его фондах, созданы научно-исследовательские работы, посвященные истории цирка. На основе собраний музея периодически устраивались выставки, большей частью связанные с текущей жизнью советского цирка. Эти выставки обогащали деятелей советского цирка, расширяли их кругозор, знакомили с историей отдельных жанров, напоминали о многих достижениях прошлого, основательно забытых и порой поучительных.
Создание нового номера, трюка, аппарата — дело очень сложное, требующее большой выдумки не только артиста, но и режиссера и художника. И вот артист цирка, создавая номер или усовершенствуя старый, часто обращается к материалам музея.
...В Советском Союзе гастролировал китайский цирк. Всеобщее внимание в программе китайского цирка привлекал артист Хао Шу-ван, виртуозно жонглировавший фарфоровыми вазами на голове. Этот номер вызывал удивление не только зрителей, но и профессионалов — артистов цирка.
Желание включить подобный номер в репертуар советского цирка было огромным. Спустя несколько лет молодой жонглер Иван Хромов приступил к репетициям номера «жонглер с китайскими вазами». Однако, кроме устных рассказов (Хромов номер китайского артиста ранее не видел), о номере китайского артиста Хромову ничего не было известно. Из фонда музея в распоряжение Хромова поступили фотографии, на которых были запечатлены все основные этапы и комбинации трюков с вазами, исполняемые китайским артистом. Благодаря этому Хромову через несколько лет удалось создать номер «жонглер с вазами», который и по настоящее время исполняется в программах наших цирков.
В музее собраны редкие фотографии артистов русского и советского цирков, артистов зарубежных стран, программы, афиши, тщательно систематизированы журнальные и газетные статьи, репертуар артистов разговорного жанра.
Наездница.
Рисунок худ. В. Лебедева (автолитография)
На фото:
Наталия Ткаченко пишет портрет молодой артистки — наездницы Людмилы Кривых.
Частыми посетителями музея бывают художники, скульпторы. Искусство артистов советского цирка становится для некоторых художников предметом их будущих творческих работ.
Художница Наталия Александровна Ткаченко, в прошлом воздушная гимнастка, готовит этюды и зарисовки к создаваемой ею большой картине об артистах советского цирка к предстоящей выставке ее работ.
Разумеется, как бы любопытны и занимательны ни были иллюстрационные материалы из коллекций музея, они, естественно, не могут раскрыть всего богатства фондов Музея циркового искусства. Некоторые из числа иллюстрированных разрозненных документов очень убедительны и являются ключом к пониманию исторических процессов становления и развития циркового искусства в самых различных странах и эпохах.
Прошлое цирка — это та почва, на которой основывается его настоящее и растет его будущее; и прошлому цирка, разумеется, должно быть отведено в работе музея очень видное и почетное место, но отнюдь не в ущерб настоящему.
Знакомство с прошлым, и особенно с прошлым русского цирка, необходимо для того, чтобы измерить пройденный путь, чтобы уловить общее направление и отдельные этапы развития советского циркового искусства.
...Две комнаты в стенах Ленинградского цирка, занимаемые музеем, редко бывают пусты. Сюда приходят не только работники цирка, но и участники художественной самодеятельности, художники, писатели, киноработники. К сожалению, отсутствие просторного помещения мешает более широкому показу интересных материалов музея.
В новом проекте реконструкции Ленинградского цирка этот недостаток будет устранен, и музей сможет представить свои коллекции для массового обозрения.
Из года в год музей пополняет свои коллекции: здесь материалы и документы, рассказывающие о триумфальном успехе мастеров советского цирка во многих странах Европы и Азии, поступают материалы о новых творческих достижениях — номерах и аттракционах, создаваемых советскими артистами.
Теперь с выходом журнала «Советский цирк» музей сможет более широко популяризировать материалы, находящиеся в музее: будут публиковаться документы, фото, обзоры, книжные собрания — одним словом, все наиболее интересное, увлекательное из истории русского и советского цирков.
А. ЛЕВИН
Журнал «Советский цирк» февраль.1959
На снимке Владимир Леонидович Дуров.
Статуэтка, фарфор. Скульптор Данько. 1936 г.