Новое – в технику цирка
ПЕРЕДАЧИ НОВИКОВА
Артист положил перед инженером схематический набросок своего нового аппарата и рассказал о том, каким тот должен быть по его замыслу.
Инженер внимательно выслушал и сказал:
— Это мне представляется очень интересным, но вся основная динамическая нагрузка ложится на зубчатое зацепление.
— Вот поэтому я и прошу вас обратить на него особое внимание, когда будете составлять технические расчеты, — попросил артист.
— Постараюсь все предусмотреть и учесть, — пообещал инженер.
Свое обещание он выполнил добросовестно.
Аппарат привезли с завода в цирк, подвесили под куполом, и артист начал осваивать свою мечту, уже осуществленную в металле.
Прошло некоторое время, и, осматривая свой аппарат, самое важное в нем — передачу, артист заметил, что на шестернях, на поверхности зубцов началось выкрашивание металла — «питтинг», явление опасное. Он спросил инженера:
— Что делать?
— Надо поставить новые шестерни, но никакой гарантии в том, что «питтинг» не появится снова, нет, да и не может быть.
— А если сделать шестерни из сверхпрочного металла?
— Особенно прочные металлы, как правило, крошатся еще больше. Беда в том, что «питтинг» вообще является бичом того обычно применяемого зубчатого зацепления, которое изобретено русским ученым Эйлером еще в 1754 году. Изготовление и монтаж этого зацепления должны производиться с очень высокой точностью. Кроме того, у него сравнительно велики и потери энергии на преодоление трения зубца о зубец.
— Вот вы сказали, что применяемые и поныне передачи изобретены более двухсот лет назад. Неужели за это время их не усовершенствовали?
— Несовершенство изобретенного Эйлером так называемого эвольвентного зубчатого зацепления видели многие инженеры и ученые. Как в нашей стране, так и за рубежом велись настойчивые поиски другой системы, свободной от недостатков эвольвентной. И вот советский инженер авиации М. Л. Новиков изобрел новую, несравненно
лучшую систему зубчатого зацепления,
— Чем же отличаются новые шестерни от обычных?
— А тем, что слишком уж необычная у них форма. Вот если, например, вам, как артисту, знакомому с техникой, я скажу, что можно сделать шестерню всего с двумя зубцами, вы мне не поверите. Да и никто не поверит. Ведь эвольвентная шестерня должна иметь не меньше десяти-одиннадцати зубцов. А теория М. Л. Новикова
утверждает, что можно сделать шестерню даже с одним зубцом!
— Не спорю, возможно, что такие удивительные шестерни с одним или двумя зубцами изготовить можно, но будут ли они работать? Какую нагрузку выдержат?
— Эти же вопросы интересовали и самого Новикова, его товарищей по работе в Военно-воздушной академии имени
Н. Е. Жуковского и специалистов. Были произведены специальные испытания. Новые шестерни завертелись. Система Новикова оказалась работоспособной. Постепенно увеличивалась нагрузка. Время от времени
испытательный стенд выключался и шестерни тщательно осматривались. Достигнута была предельная для эвольвентного зацепления нагрузка, а на новых шестернях не было никаких признаков «питтинга». При двухсотпроцентной нагрузке новые шестерни работали тоже нормально. Новиковские шестерни выдержали и четырехсотпроцентную, даже пятисотпроцентную нагрузку! Поверхность зубцов стала только еще более гладкой, чем была в начале испытания. Шестерни отлично «приработались» друг к другу. Волнение участников испытания сменилось ликованием!
— Когда это было?
— Осенью 1951 года. В 1955 году за теоретическую разработку новой системы зубчатого зацепления и экспериментальную проверку его М. Л. Новикову была присуждена ученая степень доктора технических
наук. Однако преждевременная смерть в 1957 году оборвала жизнь советского ученого.
— В чем же преимущества передачи Новикова? — спросил артист.
— А в том, что при одинаковых размерах шестерен площадь соприкосновения зубцов в шестернях Новикова в несколько раз больше, чем в эвольвентных. Этим объясняется значительно меньшая подвержен
ность нового зубчатого зацепления «питтингу», резкое повышение, его погрузочной способности. Известны случаи, когда шестерни Новикова работали при испытаниях с десяти-двенадцатикратной перегрузкой. Потери энергии на трение в зубчатых передачах Новикова в два, два с половиной раза меньше, чем в эвольвентных. Значительно снижаются также требования к точности изготовления и монтажа шестерен. А опыт применения зубчатых передач Новикова позволяет смело утверждать, что повышение «несущей способности» в два-три раза по сравнению с эвольвентным зацеплением — уже достигнутый этап. Это значит; замена эвольвентных шестерен в редукторе на шестерни Новикова приводит к уменьшению его веса примерно в два раза!
— Легче в два раза! Выдерживает перегрузку в десять раз! Меньше подвержена этому проклятому «питтингу»! Да ведь это же замечательная для цирка передача! — воскликнул артист. — Какой новый простор она может открыть для создания более легких и в то же время более надежных цирковых аппаратов! Кроме того, однажды изготовленный аппарат, скажем, с расчетом на одного-двух исполнителей может остаться тем же и при увеличении числа работающих на нем артистов — разумеется, не в десять, но, например, в два-три раза. Это открывает большие творческие перспективы при одновременном сбережении немалых государственных средств, затрачиваемых на изготовление новой аппаратуры. Замечательно!
Артист спросил инженера:
— Скажите, вы не знаете, где уже делают передачи Новикова?
— Могу сказать: на луганском заводе имени Пархоменко, на ростовском заводе «Продмаш» и в Ново-Краматорске.
— Это надо записать, наверно, пригодится, — и он достал записную книжку.
Хочется надеяться, что передачи Новикова пригодятся и многим другим артистам цирка.
Ш. АЙБИН
Журнал «Советский цирк» июнь 1959