О книгах А. Вадимова
В № 5 журнала «Советский цирк» были опубликованы две рецензии на новые книги А. А. Вадимова — «Искусство фокуса», вышедшую в издательстве «Искусство», и «Фокусы на клубной сцене», выпущенную Профиздатом. Книги А. Вадимова вызвали интерес артистов, любителей циркового искусства и участников художественной самодеятельности. Рецензии М. Зильбербрандта и П. Назарова отражают определившиеся две оценки книг А. Вадимова.
В редакцию поступили многочисленные письма, авторами которых являются главным образом участники художественной самодеятельности. Авторы писем единодушно признают пользу книг А. Вадимова, помогающих любителям иллюзионного жанра создавать новые фокусы и новую аппаратуру. П. Дьяков (г. Иваново) пишет, полемизируя с автором рецензии: «П. Назаров считает, что Вадимов описывает слишком старые фокусы, почерпнутые из книг прошлого столетия. Но рецензент совершенно не учитывает, какую пользу принесли книги Вадимова участникам художественной самодеятельности. Они стали учебным пособием для многих сотен любителей иллюзионного жанра». В письме, присланном из Баку, В. Гаенко также не согласен с П. Назаровым, считающим, что не следовало в книге описывать старые фокусы потому, что они давно уже не исполняются. В. Гаемко пишет: «У нас еще нередко встречаются артисты, которые работают с номерами низкого качества, показывают старье. Подача этих номеров ведется на низком уровне».
О технике демонстрации, показа фокусов говорится почти во всех письмах. Репертуар любителей-иллюзионистов, его обновление и включение в программы уже известных фокусов авторы писем связывают с мастерством исполнения. Участник художественной самодеятельности А. Алексеев (Москва) утверждает, что «при исполнении фокуса не столько важен его «секрет», сколько его показ, артистичность и умение даже любой старый фокус подавать по-новому, так, чтобы зритель, отлично знающий «секрет», смотрел с удовольствием». Поэтому А. Алексеев не соглашается с П. Назаровым, считающим, что в книге не следовало писать о старых номерах.
Авторы писем высказывают и общую оценку книги А. Вадимова, отмечая доступность ее широкому читателю и методическую ясность. «Пять программ, опубликованных А. Вадимовым,— пишет В. Анисимов,— ведут от простого к сложному». Автор отмечает консультативный характер рекомендаций А. Вадимова.
Нет ни одного письма, в котором не говорилось бы о создании новых фокусов и новой аппаратуры. По мнению авторов писем, высвобождение из «плена цеховой тайны», публикация секретов не может снизить авторитета и успеха подлинных мастеров иллюзионного жанра. Опасаются разглашения лишь ремесленники, которых пока еще оберегает кажущаяся «тайна». Слесарь-лекальщик завода «Азовсталь» А. Сергиевский в связи с этим пишет, что артистам-профессионалам нужно обновлять свой репертуар, «менять программу», создавать новое, быть по-настоящему изобретательными. Как бы развивая эту мысль, С. Филиппов (Ленинград) пишет: «Недалеко то время, когда новые, молодые силы вольются из самодеятельности на профессиональную сцену и принесут туда свое, новое — ими придуманное, изобретенное». Опубликованные в журнале «Советский цирк» две рецензии, в которых высказана разная оценка книг А. Вадимова, вызвали широкое обсуждение, живой обмен мнений. Критические замечания и пожелания авторов писем, как сообщил редакции директор издательства «Искусство» А. В. Караганов, будут учтены при переиздании книги А. Вадимова, а рукописи новых книг о цирке будут обсуждаться с широким привлечением специалистов и общественности.
«Вы можете быть какого угодно мнения. Есть люди с более ответственным положением, которых мы просили прийти посмотреть нашу работу и высказать свое мнение, и эти люди высказали мнение противоположное вашему. Смею надеяться, что они понимают больше вас». Эти слова принадлежат артистке Селивановой, и обращены они к рецензенту газеты «Львовская правда» Б. Кордиани.
Что же произошло? Журналист Б. Кордиани выступил с небольшой заметкой — обзором программы, премьерой сезона в Львовском цирке. Автор назвал хорошие номера, украшающие программу, и высказал критические замечания в адрес воздушных гимнастов Селивановых. Артисты Селивановы потребовали вызова автора для ответа и публичного объяснения.
Собрание состоялось. Журналист Б. Кордиани развернуто изложил свою точку зрения. Выступления артистов Селивановых в начале собрания, по характеристике заведующего отделом литературы и искусства газеты «Шльна Украша» тов. Подчекаева, напоминали «что-то вроде расправы над рецензентом». Однако большинство участников собрания осудило манеру, в которой Селивановы обрушились на журналиста. Тов. Гаджикурбанов отметил бестактность выступления артистки Селивановой, говорил о недопустимости выражений, которыми пользовалась артистка, о раздражительном тоне. Об этом же говорил артист Елкин и многие другие. У тов. Кордиани нашлись сторонники его оценки работы Селивановых и несогласные с ним. Это естественно. Можно спорить, высказывать различное мнение об одном и том же номере, программе, спектакле. Можно не соглашаться друг с другом. И дело вовсе не в том, что артисты Селивановы не согласились с оценкой их номера, данной журналистом Б. Кордиани. Настораживает иное — убеждение артистов Селивановых в своей непогрешимости, безупречности, в том, что только положительная оценка их работы является единственно верной и профессиональной. Озлобление — скверный советчик. Оно, словно кривое зеркало, исказило верное восприятие критики, помешало увидеть полезное, истинное и непомерно преувеличило неточности. Вместо того чтобы задуматься, понять, что в их работе огорчило автора многочисленных рецензий, более десяти лет пишущего о цирке, вместо повышения требовательности к себе — артисты Селивановы стали искать средства возмездия. «Вы не воспринимаете возражений,—говорил на собрании артист Цейтлин, обращаясь к Селивановым,—а есть конкретные вещи, которых нельзя отрицать».
Казалось бы, если после многих лет работы и большого числа положительных отзывов прозвучит критическое замечание, даже первое за многие годы, артист-художник должен задуматься: значит, на его пути появился знак «Внимание!» Артисты Селивановы так не поступили: они разозлились и, не считаясь с общепринятой формой спора, «разносили» рецензента, осмелившегося их критиковать и высказывать точку зрения, не совпадающую с мнением людей «более ответственного положения».
К сожалению, атака на критику, схожая с отношением артистов Селивановых к журналисту Б. Кордиани, порой еще встречается. Некоторое время назад в журнале «Советский цирк» была опубликована статья главного режиссера Саратовского цирка А. Галицкого. Автор справедливо критиковал тех, кто не заботится о повышении мастерства и подлинное обновление номеров подменяет незначительными изменениями деталей аппаратуры, кто утрачивает спортивную форму, а иной раз наиболее сложные трюки не исполняет. Среди артистов, о которых писал тов. Галицкий, были названы Золототрубовы.
Ни одно из замечаний тов. Галицкого артистами Золототрубовыми не было принято. В безоговорочном, полном, абсолютном отрицании критики, в высокой оценке своей работы проявилась их самоуспокоенность. Артисты Золототрубовы пишут: «Трюк проходит всегда с большим успехом... Мы находимся в хорошей спортивной форме. Верхняя Золототрубова исполняет все легко и непринужденно».
Почти невозможно при такой самооценке признать критические замечания, и, уж конечно, исключается стремление к дальнейшему совершенствованию.
«Мне думается,— пишет Б. Кордиани,— что вопрос взаимоотношений критиков — артистов — директоров, проблема возрастного «барьера» в некоторых цирковых жанрах, формы и содержания актерского искусства, равно как и мастерство рецензентов — все это заслуживает внимания широкой общественности».
Вдумчивое отношение к критике одинаково необходимо и артистам и рецензентам — авторам статей. Думается, что рецензия Б. Кордиани об открытии сезона в Львовском цирке уязвима потому, что в ней дан беглый перечень участников программы без необходимого убедительного раскрытия оценок. Краткость при таком построении породила известный схематизм. Пожалуй, вернее было бы в этом объеме высказать мнение о программе, ее композиции, дать оценку жанрам, представленным в ней. Анализ требовал иных масштабов рецензии. Видимо, поэтому выступивший на собрании в Львовском цирке художественный руководитель Одесского цирка Г. Кадников сказал тов. Кордиани: «Слушая вас, я согласился с вами на 90%, а с рецензией — не согласен».
Но речь идет об отношении к критике. И в том, как она воспринимается, сказывается культура артиста, его отношение к созданному им, его желание или нежелание непрестанно совершенствоваться. Отрицание критики губительно прежде всего для художника и ведет к творческому застою. Чтобы признать критику, нужна не меньшая смелость, чем для созидания, подготовки новых номеров, трюков. Что касается авторов рецензий, наш зритель не однажды протестовал против статей безликих, подслащенных, воздающих хвалу всем артистам, статей, в которых авторы растворяют критику в разливе оговорок, извинений, поклонов и улыбок. И критики обязаны сделать вывод из этой критики.
М. ГОНЧАРОВ
Журнал «Советский цирк» 1960 г.