Главная роль Аркадия Райкина
Размышляя о том, как выглядит сатирическая эстрада из глубины зрительного зала, хочу начать не c юбилейной ноты, хотя, безусловно, такая красивая дата в жизни замечательного артиста Аркадия Райкина — событие не рядовое, a исходя из критического отношения к тому, что сегодня происходит «вокруг смеха».
На фото. A. РАЙКИН и K. РАЙКИН в спектакле «Мир дому твоему»
Согласитесь, сатириков y нас хватает, вернее, хватает тех, кто именует себя таковыми на том основании, что числится в соответствующем штате и воспроизводит, вплоть до запятых, определенные тексты. И живется таким «сатирикам» неплохо: они выступают, гастролируют, снимаются на телевидении. Сдача их программ происходит без сучка-задоринки, почти как досрочный ввод жилых домов. Еще лучше тем, кто щеголяет в розово-голубом мундирчике «юмориста». Так и получается: не смешно — значит, сатирик, не умно — стало быть, юморист... Конечно, речь не обо всех исполнителях монологов, пародий, фельетонов, а лишь а тех, кто, как броней прикрываясь звучными терминами, не подтверждает их творчеством.
Hужны пи современной эстраде (включая телевизионную) нелепыe недоразумения типа «Однaжды зимой» (думается, участие в этом «юмор-шоу» В. Винокура — просто недоразумение), «прогоревшие» кабачки, две вконец «обеззу6евшие» молодушки, бесчисленные пародисты и им подобные? Не оттого ли мы стали задыхаться от волн серости, а которой сегодня во весь голос говорят писатели, кинематографисты, артисты, что многие годы позволяли ей спокойно и сноровисто забираться на облюбованные высотки? Улыбались, аплодировали, даже похваливали, забывая о том, что смех — всегда социален, что талант, поставленный на службу себе, a не обществу, сам себя и обесценивает. Талант — служит, посредственноcть — прислуживает...
Трудно представить Маяковского, читающим на вечере юмора пошловатые «размысшлизмы », вроде того, где джентльмен и дама назначили свидание под часами, висящими над диваном... Или Смирнова-Сокольского - за6авляющим публику копированием все тех же Папанова и Кикабидзе…
И уж совсем невозможно в роли разговорника-развлекателя вообразить Аркадия Райкина, которого мы видели в сотнях ролей, но главная, истинная роль которого — быть гражданином, мыслителем, патриотом.
Только честный, истинно талантливым и мужественным человек способен завоевать главную награду в искусстве — любовь и уважение народа. Эту награду Аркадий Райкин имеет. Его творчество близко и понятно миллионам людей. Это не расхожий штамп и не пышная фраза. призванная неизменно сопровождать выступления признанного артиста. Нет, каждый раз Аркадий Райкин покоряет сердца зрителей вновь. Ведь один спектакль никогда не повторяет другой, меняется зритель, жизнь выдвигает новые проблeмы и то, что вызывало вчера смех и одобрение (хотя 6ы «B греческом зале... B греческом зале...»), сегодня, после соответствующего постановления, уже выглядит как «отклик» и воспринимается по-другому. Постоянство успеха, наверное, заключено в постоянстве движения к «болевым» точкам, в полной самоотдаче, в высочайшей требовательности к себе. И сегодня, как показал, в частности, один из последних спектаклей Государственного театра миниатюр «Мир даму твоему», артист, при одном появлении которого зал буквально вскипает от аплодисментов, по-прежнему радует зрителей открытиями...
Казалось бы, жанр, который, собственно, и сделал Аркадия Райкина тем, кем он стал, жанр монолога, изучен им, освoен так, что не осталось белых пятен. На нет, находки следуют одна за другой. Вступительный монолог — «Киса-44», — другие монологи, особенно «Ньютоныч»,— словно свежий, очистительный ветер, призванный проветривать наши души.
B искусстве есть и должны быть нeраскрытые тaйны Но один из секретов достижения таких вы сот актерского совершенства — в глубокой выстраданности того, о чем он говорит. B великой убежденности, что в грядущем многое будет по-иному! B личном отношении к происходящему в сегодняшней жизни народа. Эти качества и отличают настоящего сатирика от лубочных.
Поражаешься молодости духа, энергии Аркадия Райкина. А ведь путь сатирика не всегда бывал усыпан розами — чаще всего перестраховщики и бумажные генералы устилали его шипами от роз...
Лиризм, проникновенность всегда были присущи спектаклям Аркадия Райкина. Лирическое начало присутствует и в последних работах руководимого им коллектива. «МИР ДОМУ ТВОЕМУ» (Автор C. Альтов, постановщики спектакля A. Райкин и K. Райкин, художник A. Коженкова).
На сцене современная квартира. Это — дом Райкиных. Здесь они живут, репетируют со своими актерами, когда по ряду причин (ох, уж эти «причины»!) им было негде репетировать. Сюда на чашку чая приглашает Аркадий Райкин и зрителей. Чтобы поговорить o наболевшем, вместе поразмыслить о том, как сделать наш общий дом праздничным, чистым, уютным... Чтоб пожелать ему мира. Здесь, в этой квартире, отец и сын ведут доверительный разговор, читают письма, в которых известного сатирика просят «продeрнуть» местного дуролома, здесь их друзья-актеры разыгрывают сцены...
Например, «Мокрое дело». Здесь драматургия автора, мастерство опытных актеров, энергия молодежи и режиссерская мысль сливаются Воедино. Сцена эта смешная, красочная и убийственно сатирическая одновременно. Она о том, как не только отдельные «кое-где порой встречающиеся» антиподы, но иной раз целые «благополучные» коллективы в погоне за наживой перерождаются в сообщества рвачей. Выбить стройматериалы! Раздобыть запчасти! Обойти конкурентов! Рапортовать досрочно! Чтобы первыми финишировать y каccы, за премией. И еще — а пресловутых упущениях в снабжении, когда «выбиты» легальными путями стекло, шуруп или гвоздь труднее, чем купить на толкучке летающую тарелку...
Детективная история развивается стремительно, по всем канонам приключенческого жанра. Вот в кабинет шефа входят ребята атлетического сложения — «группа захвата» вагона с цементом. Появляется обворожительная
«команда обольщения» начальства. Приходит устраиваться на работу снабженцем новичок, наивно полагающий, что надо жить и работать честно. Как и следовало ожидать, такому работнику в этой организации делать нечего. И дело вовсе не в его взглядах, а в том, что он оказывается... агентом конкурирующей фиpмы батьки Сахно... Все в этом эпизоде алогично, но как знакомо!
Спектакль «Мир дому твоему» отчетливо показал, какие, выражаясь сегодняшней терминологией ускорения, нераскрытые резервы таит в себе жанр театра миниатюр. Каким мощными действенным может быть сатирический заряд. особенно тогда, когда актерский талант и гражданственность идут рука об руку, когда Все на эстраде — умно, честно и, что немаловажно, смешно.
«ЛИЦА. Импровизация в 2-x частях». (Автор спектакля Мих. Мишин, режиссер-постановщик B. Фокин, художник O. Шейнцис)
Дискотека. Блицы, музыка!
Вся жизнь — дискотека. Утро-вечер, день-ночь. Детство-юность, работа-дом... Жесткий ритм. Из него, как из беличьего колеса, никуда не вырваться! На дискотеке — самые разные лица. Кого здесь только не встретишь! Каждый танцует по-своему, вытанцовывая при этом и свой взгляд на окружающee. Вот отбивает строевой шаг решительная, непреклонная любительница ясности (Л. Строева). Ей не ясно, почему танцующие двигаются под одну и ту же мелодию, кому как вздумается. И что это, собственно, за музыка — без бравурности? Музыка должна быть однозначной и простой, как репа. То есть, маршеобразной. Чтоб быстрее можно было построиться в колонну и замаршировать в счастливую даль... Актеры, а это самостоятельная работа молодежной группы тeатра, тут же, импровизируя, показывают, что произошло 6ы, если бы все «затанцевали» в жизни абсолютно одинаково. Синхронные, однообразные, обезличенные движения, напоминающие наступление роботов.
Воинствующих, управляемых невидимым повелителем, страшных в иступленной решимости подчинить всех своему стальному однообразию...
На фото. Народные артисты СССР A. РАЙКИН и Г. ТОВСТОНОГОВ
Однообразие тоже бывает разнообразно. То оно напоминает марш бравых молодчнков «Нах Остен», то в нем прoглядывают «солнцепоклонники», то узнаются «ньюсамураи». Но суть их едина: это марш о6олваненныiх. Тех, кто мечтает навеcти «порядок», при котором личность уподоблена винтику страшной машины.
Такой неожиданный поворот придает спектаклю высокий смысловой накал. Он показыiвает, что эстрадному театру отнюдь не заказан путь политической сатиры. «ЧТО НАША ЖИЗНЬ?»
В последней работе театра можно силой воображения автора (А.. Арканов), режиссеров-постановщиков (K. Райкин, B. Поглазов, A. Морозов), композитора (Г. Гаранян), художника (А. Коженкова), молодых актеров и самих зрителей попасть в разные времена жизни многих народов. Среди действующих лиц спектакля — Леонардо да Bинчи, Галилео Галилей, Чингисхан, Наполеон... Столь широкая палитра героев эпох, философско-эстетических и нравственных концепций, которые охватывает «игра воображения в 2-х частях», — событие в практике театров миниатюр довольно редкое.
Удачна ли эта попытка создания философско-сатирического эстрадного спектакля? Полный ответ на это даст сама жизнь. Но то, что спектакль появился, что он живет, вызывая полемику, — немаловажно.
Вновь, как в спектакле «Лица», несколько ролей исполняет K. Райкин: Актер, Джордано Бруно, Поэт, Поэт-наставник, Старик, Режиссер, Горгона Вельзевуловна... Переходы из одной ипостаси е другую просты — накинут плащ, прямо на глазах y зрителей заменен головной убор. И она (Л. Нифонтова) совершает перевоплощения так же открыто — такова условно-метафорическая ткань спектакля. Остальные участники спектакля, вместе c основными действующими лицами, соответственно перемещаются во времени и пространстве, создавая некий коллективный образ. Остальное «доигрывают» зрители, так как игра зрительского воображения тоже вовлечена в действие. То мы играем в детский сад, где сосредоточена вся младость человечества, то в «лишнего» - им оказывается пpестарелый отец семейства, y которого дети взяли все, что можно унести. затем они безжалостно избавляют себя от забот, сбыв старика в «чудесный, со всеми удобствами» дом престарелых...
Гротеск, фантасмагоричность достигают апогея в сцене c Горгоной Вельзевуловной. Именно ей, потусторонней властительнице, на руку наши промахи, косность, болтология. Но этого ей мало, подавай больше: разлагай чeстноcть, развращай целомудрие, тиражируй пошлость...
Зeмные, живущие и здравствующие прототипы горгоны четко обозначаются. Эго те, кому по нраву наши беды (как тут не вспомнить o большой беде, постигшей Чернобыль), кому радостно все, что работает против жизни, кто мечтает o роли звездных правителей...
Спектакль «Что наша жизнь?» оставляет двойственноe ощущение. И дело совсем не в том, ЧТО театр пошел путем непривычным, экcпериментальным путем усиления зрелищности, динамики действия, его усложненности. Смело используется новейшая аппаратура, радиомикрофоны, световая иллюминация, спецэффекты. Необычны решения многих мизансцен, напомнившие славные Страницы студeнческих капустников и КВН. Дух студийности чувствуется в последнее время здесь явственно. Вероятно, им заразился K. Райкин еще в студии Олега Табакова, когда работал над постановкой «Маугли». Этот молодой задор, отсутствие. премьерства, желание работать не щадя себя привлекательны. Очевидно, недостаточно отобранный, нечeткий литeратурный материал пришел в противоречие c формой. Динамику действия то и дело тормозит наличие «общих» словесных мест, в кoторых дефицитен юмор. Особо следует отметить появление танцевально-мимических композиций, предваряющих или продолжающих миниатюры «речевые». Танцы, нужно отдать должное отличаются отточенностью и слаженностью движений, неожиданностью пластических решений. В этом молодые артисты превзошли иныe чисто танцевально-эстрадные коллективы, скажем, коллектив балета Театра эстрады. Хореограф последних спектаклей государственного театра миниатюр — заслуженный артист РСФСР Констан. Райкин, он же и прекрасный солист своего ансамбля.
На фото. A. РАЙКИН а его жена P. РОМА
Однако хочется предостеречь молодых aртистов, ибо шоу-направление таит в себе опасность ухода театра в чистую развлекательность (такие симптомы нет-нет да появляются в последней работе) — фейерверк мелоди движений, огней может увести в сторону от постижения истины.
Можно, разумеется, отыскать грехи в только-только подготовленном, ещe не устоявшемся спектакле, созданном в невероятно сложных и мучительных поисках нового, главного, своего. Важнее другое: поиск постоянен. В этом молодежь и опытные мастера театра единодушны со своим художественным руководителем, лауреатом Ленинской премии, героем Социалистического Труда, народным артистом СССР Аркадием Райкиным, воспитавшим, выпестовавшим неординарный коллектив личным примером творчества, соединенного c подлинной гражданственностью. Доказавшим, насколько красива и благородна может быть судьба артиста, если талант служит Отчизне.
ИГОРЬ КАЛИНИН
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.
оставить комментарий