Автора!
Несколько лет назад в одном селе, в сибирской глубинке, мне пришлось побывать на концерте коллектива «Цирк на сцене».
Была страдная пора, люди возвращались с полей усталые и все же спешили в клуб. Они хотели непременно поглядеть выступление артистов. Начался концерт. Участвовал в представлении, конечно, и клоун. Собственно, это был даже не клоун, а своеобразное соединение клоуна и эстрадного конферансье. Он и вел программу, и показывал репризы, и разыгрывал скетчи. В одной из сценок артист попытался изобразить якобы местного стилягу (тогда особенно модная тема), но, несмотря на то, что в куплеты легко «ложилось» даже название деревни, успеха комик не имел. Больше того, вызвал недоумение у зрителей, неловкость за него. В самом деле, какие стиляги в далеком сибирском селе!
Я вспомнил этот эпизод теперь, когда задумался об ответственности перед зрителем автора, пишущего для эстрады. Но позвольте, могут возразить мне, в приведенном выше эпизоде виден промах прежде всего актера. Может быть, режиссера или руководителя коллектива. Пожалуй. Однако есть и еще одна существенная сторона дела. После концерта я подошел к артисту и хотел узнать у него об авторе куплетов. Он ничего не знал о нем и добавил: «Прислали как-то к нам в группу пачку материалов, ну мы и взяли...» Куплеты эти, очевидно, «взяли» и в других группах. Пользуются ли они успехом, где и как их воспринимают — автор, мы уверены, об этом не ведал. Произведение его перед зрителями было анонимным. Ответственности, которая возникает всегда, когда дело касается искусства, он не нес. И это была не вина его, а беда. Все принимал на себя артист: и успех и неуспех, похвалу и порицание.
Было время, к счастью ушедшее, когда на головы авторов буквально обрушился поток фельетонов. И в них авторы зачастую оставались анонимными. Их называли почему-то «субъектами в зеленых шляпах». Кажется, тогда моден был этот цвет. Правда, мой знакомый, отдававший много сил и времени эстраде, предпочитал кепи, но он был известный писатель-юморист, и потому фельетонисты, видимо, его не имели в виду. Словом, литератор, пишущий для эстрады, довольно долго оставался поручиком Киже — «фигуры не имеющим». Отсюда все вытекающие последствия. А эстрада тем временем набирала силу, и теперешние ее немалые успехи просто не мыслятся без труда писателя, знающего все секреты звучащего слова. И тем не менее до самого последнего времени эстрадному автору с трудом приходилось утверждать свое общественное положение, используя марку какого-либо учреждения.
Все возрастающая роль и значение на эстраде разговорного жанра и необходимый приток молодых литературных сил вызвали потребность иметь особую организацию. И, наконец, она создана — это Всероссийское литературно-творческое объединение драматургов эстрады. Характерно, что членами его с удовольствием стали и маститые литераторы и неизвестные зрителям авторы. Это не случайно. Объединение — не просто еще один административный орган (каковых более чем достаточно), а творческое товарищество. Сомневаться в высокой пользе подобного союза не приходится. В его рядах и «старики» и молодежь, обладающая высокой культурой, с успехом владеющая как летучим эстрадным словом, так и журнальным пером (например, Арканов, Горин, Розовский, Камов, Успенский, Внуков, Князев, Славкин, Хайт, Курляндский).
Несмотря на молодость, авторы принесли на эстраду свой жизненный опыт, а главное, свое свежее, боевое решение проблем, волнующих зрителей. Более того, приток молодых сил вызвал не только появление новых тем, но и интеллектуального конферансье, который, на наш взгляд, постепенно оттесняет популярного раньше легкого, изящного, находчивого, но неглубокого остряка. Конечно, все это родилось не на пустом месте, а является продолжением традиций советской эстрады. То, что долгие годы приходилось делать Н. П. Смирнову-Сокольскому в одиночку, стало делом многих. Причем не только молодых артистов. Родившиеся тенденции помогли раскрыться и утвердиться по-новому талантам известным, казалось бы, крепко приспособившимся к определенной форме. Мы можем назвать молодого Олега Милявского и отличного артиста старшего поколения Федора Липскерова. Они очень разные, но обоих отличает культура, интеллигентность. Кстати, оба являются и авторами. Конечно, успехи авторов эстрады не могут заслонить недостатки в их творчестве, которые касаются и содержания и формы произведений. Предстоит упорная работа. Собственно, искусство всегда большой, непрерывный труд. Объединение должно и, надеемся, станет лабораторией поисков новых форм, разработки углубленного содержания, проверки идейного заряда произведения. Что может быть лучше соединения опыта старших с темпераментом и неустанным стремлением к эксперименту молодых?
Работа такая уже идет. Регулярно проводятся читки и обсуждения новых произведений членов объединения. Проведено более двадцати собраний и вечеров. На одном из них В. Ардов поделился опытом работы над положительной темой, на другом доктор искусствоведения профессор Ю. Дмитриев выступил с лекцией об эстрадной драматургии. Состоялись встречи с театральными критиками московских газет и журналов, с редакциями журналов «Крокодил» и «Наука и религия», с актерами, работающими в сатирическом жанре. В Театре эстрады успешно прошел вечер авторов литературного объединения. По предложению министерств культуры СССР и РСФСР члены объединения приняли участие а создании наиболее крупных и значительных эстрадных программ, а также в подготовке репертуара для фестивалей и декад литературы и искусства в союзных и автономных республиках — в Молдавии, Узбекистане, Казахстане, Туве. Одиннадцать членов объединения награждены медалями и грамотами Верховных Советов этих республик.
А члены объединения, активно работая, продолжают учиться друг у друга, оттачивать свое мастерство. Росту мастерства поможет впервые организуемый месячный творческий семинар, на который соберутся эстрадные литераторы Москвы и Ленинграда. Это произойдет несколько позже, а пока они охотно приходят на свои собрания. Мы побывали на одном из них, и оно нам понравилось творческой атмосферой, полным отсутствием канцелярски «обязательных» моментов. Чтобы передать хотя бы немного эту атмосферу, приведем такой факт: некоторые литераторы пришли с неясными еще замыслами, чтобы в беседе с товарищами найти решение. Местные филармонии уже успели оценить объединение и часто обращаются туда с просьбой помочь подготовить программу. Растет авторитет объединения. Автор теперь знает, для кого пишет, знает, перед какой аудиторией появится актер. Он все чаще и чаще сам выходит на эстраду. Литератор ищет контакта со своим зрителем, ведь пишет-то он прежде всего для него.
Автор чувствует ответственность перед объединением — перед творческим товариществом. Это очень хорошо. Но еще большую ответственность он призван чувствовать перед зрителем. Зрителю должно быть известно, что, например, необычайный и давнишний успех Тарапуньки и Штепселя берет начало от письменного стола писателей В. Бахнова и Я. Костюковского, а молодые и уже популярные А. Лившиц и А. Левекбук составляют прочный квартет с молодыми же литераторами Ф. Камовым и Э. Успенским. Критики, пишущие об эстраде, знают, что актер не выйдет на подмостки, пока писатель не сядет за письменный стол. Так пусть же и зритель знает писателя. Это одно из условий дальнейшего роста разговорного жанра на эстраде.
А. Г.
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий