Балансирование лестницей, стоящей на ногах
К жанру эквилибристики относится и балансирование лестницей, стоящей на ногах.
На верхнем конце этой лестницы может находиться второй исполнитель (рис. 224). Для этого трюка понадобится специальная подушка-тринка (рис. 225), на которую должен лечь первый исполнитель. Такую подушку можно сделать из 2-см доски. Ширина нижней площадки должна быть немного шире плеч исполнителя. По длине площадка делается с таким расчетом, чтобы голова исполнителя, когда он ляжет на подушку, оказалась на площадке. Чтобы подушка была более устойчива, заднюю стенку ее прибивают к площадке с небольшим наклоном. Вторую стенку подушки, на которой должна находиться спина исполнителя, прибивают к площадке с еще большим наклоном, чем заднюю. По краям второй стенки подушки прибивают две планки, стесанные на конус. Это необходимо для создания большего упора исполнителю в момент балансирования лестницей на ногах. Чтобы исполнитель не скатывался с площадки вниз, на ней укрепляются два колышка — эквилибрист упирается в них плечами.
Подушка-площадка обивается войлоком или ватой, а поверх этого обивочным материалом. Для выступлений на подушку надевают чехол из красивой ткани. Колышки упора также обивают каким-либо мягким материалом. Размеры подушки, указанные на рис. 225, подойдут для исполнителя среднего роста. Исполнителю, имеющему низкий рост, колышки для упора плеч следует укрепить немного ближе к стыку верхней стенки подушки с нижней доской, а для исполнителя более высокого роста дальше, чем это показано на рис. 225. Расстояние между колышками должно быть таким, чтобы в него свободно проходила голова исполнителя. Колышки должны упираться в ключицы и в то же время не сдавливать шеи исполнителя.
Лестницу следует брать длиной от 4 м и выше в зависимости от высоты помещения, в котором будут происходить тренировки и на рис. 226. К нижним концам лестницы прикрепляют площадки для ног исполнителя. Их размеры также указаны на рис. 226. На верхних концах лестницы укрепляют упорные рогатки для выполнения стойки на руках (рис. 227).
Во время тренировок подушку следует класть прямо на пол, а во время выступлений — на невысокий пьедестал. Прежде чем приступить к балансированию лестницей, занимающийся должен научиться ложиться на подушку. Подушку кладут на пол так, чтобы она лежала плотно, не качаясь. Повернувшись к ней спиной, занимающийся садится на нее и берется руками за углы подушки, чтобы избежать возможного удара спиной о колышки. Затем он осторожно ложится, придерживаясь за подушку и не давая корпусу сползать вниз (рис. 228). Отпускать руки следует только после того, как занимающийся почувствует упор о колышки.
В начале тренировок верхний конец лестницы следует прикрепить к лонже. Нижний конец лестницы ставят на ступни ног. Предварительно занимающийся должен научиться балансировать лестницей на руках, лежа на подушке (рис. 229).
Тогда ему легко будет переставить лестницу с рук на ноги. Чтобы держать лестницу на ногах, сохраняя равновесие, исполнитель должен подводить ноги под центр тяжести лестницы, не давая ей упасть. Если занимающийся опустит носки ног, то лестница начнет падать вперед, на него, если же он поднимет носки, то лестница упадет назад. Хорошо освоив балансирование самой лестницей, можно переходить к балансированию лестницей с грузом. На первое время лучше всего взять груз весом 40—50 кг. Это обычный мешок, в который насыпан песок. Груз прикрепляют к верхнему концу лестницы, а лестницу поднимают на лонже и закрепляют ее так, чтобы она висела немного ниже уровня вытянутых вверх ног исполнителя, лежащею на подушке.
Привыкнув балансировать лестницей с грузом, можно переходить к тренировкам с партнером. Второй исполнитель должен научиться стоять на руках, голове, выполнять элементы гимнастики. Тогда можно будет приступить к подготовке номера. Второй исполнитель влезает на лестницу с рук партнера, лежащего на подушке, или прямо с подушки, встав ногами на стенку (рис. 230). Чтобы влезть на лестницу, стоящую на ногах первого исполнителя, второй должен сначала подтянуться на руках, а затем, поочередно переставляя ноги, подняться вверх. Все движения второго исполнителя должны быть плавными, без рывков, чтобы не нарушить равновесия.
В первое время тренировок второй партнер, добравшись до верха лестницы, должен просто спокойно стоять. Освоив это, можно переходить к тренировке сложных трюков. Вначале следует осваивать так называемые флажковые положения. Добравшись до верха лестницы, второй исполнитель встает к ней, на пример, левым боком. Левая нога стоит полной ступней на ступеньке лестницы, левой рукой он также держится за ступеньку на уровне плеча.
Стоя в таком положении, исполнитель должен оттянуться в сторону. Сделать это нетрудно. Занимающийся выпрямляет левую руку, отводит в сторону на уровне плеча правую руку и отводит в сторону правую ногу с вытянутым носком (рис. 231). Чтобы вернуться в исходное положение, исполнителю нужно подтянуться к лестнице и повернуться к ней лицом, поставив правую ногу на ступеньку.
Второй трюк — ножной «флажок». Чтобы выполнить его, надо к ступеньке лестницы прикрепить петлю (рис. 232), которую можно сделать из текстильных ремней для постели или из фитиля для керосиновых ламп. Ремень или фитиль складывают вдвое и прошивают по краям. Для большей прочности между слоями фитиля или ремня вкладывают петлю из 2—3-мм тросика. На петлю надевают скользящий хомутик, который также сшивают из двойного слоя ремня. Размер петли должен быть ;4 таким, чтобы нога исполнителя свободно проходила в отверстие, оставшееся после прикрепления петли к ступеньке лестницы.
Исполнитель просовывает ногу в петлю (в это время второй ногой, согнув ее в колене, надо зацепиться за ступеньку лестницы) так, чтобы петля оказалась с внутренней стороны ноги, а затем сдвигает хомутик плотно к ноге. Поднявшись до верха лестницы и выполнив первый трюк, о котором рассказано выше, исполнитель вставляет ногу в петлю. В этот момент он должен находиться лицом к лестнице; руки на уровне ступеньки, к которой прикреплена петля. Повиснув на петле, исполнитель опускается вниз головой и повертывается лицом к лестнице. Затем он берется руками за борт лестницы на уровне плеч и, выпрямив их, отводит свободную ногу как можно дальше назад. Голову также следует отклонить как можно больше назад (рис. 233). Зафиксировав это положение, можно переходить к следующему, ножному «флажку». Исполнитель проносит свободную от петли ногу между лестницей и корпусом, согнув ее в колене, подводит ногу к лестнице и упирается ступней в ступеньку лестницы.
Затем он отпускает руки и выпрямляет ногу, поднимая при этом корпус как можно выше и прогибая его в пояснице. Руки следует развести в стороны (рис. 234). Такое положение называется ножным «флажком». Для выполнения следующего положения исполнителю надо повернуть корпус на 180° в сторону той ноги, которая находится в петле. Теперь его лицо будет обращено вверх (рис. 235). Зафиксировав это положение, исполнитель повертывается лицом вниз, сгибает ногу, которой он упирается в лестницу, и берется руками за лестницу. Затем он правой рукой (если в петле правая нога) захватывает середину ступеньки, которая находится на уровне его плеча, выпрямляет руку, поворачивает корпус на 90° и отводит в сторону свободные левую ногу и руку (рис. 236).
Такое положение называется ножным боковым «флажком». Зафиксировав его, исполнителю надо вернуться в исходное положение. Взявшись руками за лестницу, исполнитель повертывается спиной к ней. Затем он просовывает свободную ногу и, согнув колено, зацепляется за ступеньку лестницы, освобождая вторую ногу из петли. Закончив демонстрацию ножных «флажков», исполнитель может подняться до верха лестницы, выполнить на концах ее стойку на обеих руках, а затем спуститься вниз и спрыгнуть с лестницы. Трюки, о которых рассказано выше, в такой же последовательности можно демонстрировать зрителям. Это будет законченный номер. Кроме упомянутых трюков верхний на концах лестницы может выполнять стойку на одной руке или на голове. Нижний может перевести лестницу на одну ногу или держать на лестнице двух верхних исполнителей (рис. 237). В последнем случае оба верних партнера должны производить все движения одновременно и плавно. Выполнив ножные «флажки», один из верхних поднимается до конца лестницы и выполняет стойку на руках, а второй ложится спиной на ступеньку лестницы, сохраняя равновесие (рис. 238).
В номере можно продемонстрировать и такой интересный трюк. Исполнитель берет еще одну лестницу длиной не более 2 м. Ширина ее должна быть такой, чтобы эта лесенка свободно проходила между бортиками лестницы, которую исполнитель держит на ногах. Нижние концы лесенки имеют скобы, которые должны свободно входить в ступеньку нижней лестницы, к верхним концам лесенки прикрепляют трос диаметром 3—4 мм, который заканчивается петлей. Середину петли троса обматывают изоляционной лентой, чтобы не поцарапать кожу исполнителя, надевающего ее па шею.
Исполнитель, находящийся па самом верху большой лестницы, ставит маленькую лесенку па ступеньку большой. Второй исполнитель, который находится ниже первого, надевает на шею петлю троса, идущего от маленькой лесенки, опираясь выпрямленными руками в боковые стенки большой лестницы. Верхний партнер осторожно переходит с большой лестницы на маленькую и, добравшись до ее конца, выполняет стойку наруках на предпоследней ступеньке лесенки, опираясь о верхнюю ступеньку.
В тот момент, когда этот исполнитель зафиксирует стойку на руках, второй, продолжая опираться руками о большую лестницу, отводит ноги назад, выходя в положение планша (рис. 239). При возвращении в исходное положение надо соблюдать следующую последовательность движений. Исполнитель, находящийся на большой лестнице, ставит ноги на ступеньку, продолжая опираться руками о лестницу до тех пор, пока второй верхний закончит стойку, спустится с маленькой лесенки и перейдет на большую. После этого маленькую лесенку можно прицепить к лонже, которую подают в начале выполнения трюка.
Все разобранные выше трюки на лестнице следует выполнять и во время тренировок и во время выступлений с помощью подвесной лонжи. Причем при выполнении флажковых положений лонжу можно прикрепить к лестнице, а исполнители будут работать без лонжи, а для более сложных трюков лонжу должны надевать исполнители. Перед спуском с лестницы исполнители отстегивают лонжу от своего пояса и зацепляют ее за лестницу. Во время выступлений не обязательно выполнять все разобранные выше трюки. Эквилибристы могут выбрать по своему усмотрению лишь ряд трюков. Кроме того, на лестнице, которую держит на ногах нижний исполнитель, выполняют и парные акробатические трюки.
Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман
оставить комментарий