Человек у рояля
Афиша, обыкновенная концертная афиша, одна из тех, что десятками и сотнями встречают нас на улицах больших и маленьких городов. И все в ней, как обычно. Аршинными, броскими буквами — фамилия солиста. А внизу — «партия фортепьяно — такой-то».
И буквы выбраны скромные, неназойливые, чтобы проинформировать, но не отвлекать внимания от главного — от имени концертанта. День за днем, год за годом скользят люди взглядом по афишам. И выразительное соотношение шрифтов постепенно вырабатывает у них убеждение, что единственное значительное лицо в концерте — солист: певец, виолончелист, скрипач. А человек, сидящий у рояля, — фигура вспомогательная, служебная, особого внимания не заслуживающая. То, что называется скромный труженик искусства.
Скромность — драгоценное человеческое качество; и очень хорошо, если ею в полной мере наделен музыкант. Но скромность — черта характера, а не служебный ранг. Применительно к работе, к творчеству скромность нередко воспринимается как синоним, чего-то сугубо второстепенного, второсортного. Я не знаю, есть ли вообще в искусстве такие «скромные» должности. Но уверен, что пианисту-концертмейстеру такая характеристика решительно не подходит. Еще в школьном, а потом и в консерваторском классе концертмейстер вместе с педагогом ведет юного музыканта по трудной дороге совершенствования. Он — своеобразный ассистент педагога. То, что педагог объясняет или показывает ученику, концертмейстер подсказывает ему на языке своего инструмента, В долгие часы уроков (они почти никогда не умещаются в официальной «сетке») концертмейстер по капле передает ученику свое понимание музыки, свое ощущение стиля, свое отношение к замыслу композитора.
Атмосфере, в которой воспитывается ученик, становится безрадостной, если ему не повезло с концертмейстером, если ему «достался» более или менее добросовестный аккомпаниатор, озабоченный лишь тем, чтобы грамотно воспроизвести фортепьянную партию. Поэтому в классах больших педагогов, как правило, работают очень хорошие концертмейстеры — не просто квалифицированные, но серьезные и тонкие музыканты. Их имена, кстати, известны не только сравнительно узкому кругу людей, непосредственно связанных с консерваторией. Ведь эти пианисты — И. Коллегорская и Е. Калинковицкая, М. Штерн, Б. Вербицкая, А. Левина — вместе со студентами, а потом уже и со зрелыми исполнителями участвуют в международных конкурсах, выступают в открытых концертах.
Глубокую благодарность хранят музыканты своему первому настоящему концертмейстеру. И в этом чувстве — не только сентиментальность, которая с возрастом начинает обволакивать воспоминания юности. Исполнители слишком хорошо знают, понимают, чувствуют, как много ценного вложил концертмейстер в их творческое формирование. Когда думаешь об этом, привычная игра шрифтов на афише кажется очевидной несправедливостью. «Партия фортепиано...». Чепуха, недоразумение! Сегодняшний концертный репертуар чаще всего основан на произведениях крупной формы, масштабных, философски значительных. Их исполнение требует равного творческого напряжения, мастерства и виртуозного блеска от обоих участников ансамбля. Больше того — многие из них задуманы и написаны композитором именно как произведения для двух инструментов (сонаты, дуэты). Сказать: «Крейцерову сонату» Бетховена играет такой-то, аккомпанирует такой-то — сказать так — значит проявить элементарную неосведомленность, если не безграмотность.
Впрочем, неверно распространять это утверждение только на произведения крупной формы. Слышали ли вы, например, как играют Д. Шафран и Н. Мусинян пьесы, не отличающиеся особой масштабностью и впрямь отводящие роялю вспомогательную роль? Я часто ловил себя на ощущении, что знакомая музыка вдруг начинает звучать по-новому, что в ней вдруг раскрывается неведомая раньше красота и прелесть? Этим своим перерождением музыка обязана и искусству солиста и таланту, мастерству пианиста. И в репетиционной комнате и на эстраде пианист — равноправный участник дуэта. Когда мы слышали и слышим имена Д. Ойстраха и А. Макарова или В. Ямпольского, Л. Когана и А. Мытника, В. Климова и В. Ямпольского, М. Ростроповича и А. Дедюхина, Н. Школьниковой и Л. Едлиной, мы не представляем себе блистательных солистов и «состоящих при них» аккомпаниаторов. Созвучия имен говорят нам о высоком творческом содружестве музыкантов.
Особую роль играют концертмейстеры в творческой жизни вокалистов. Здесь пианист не только сотворец, выходящий вместе с певцом на суд публики, но и учитель, воспитатель, педагог. Встретить опытного концертмейстера, установить с ним тесный творческий контакт или не найти такого — для вокалистов это не просто удача или неудача. Для многих этим определяется — быть или не быть певцу заметной величиной в искусстве. Нередко пленяющая публику трактовка произведения — вся совокупность звуковых красок, динамических оттенков, нюансов — целиком бывает подсказана певцу концертмейстером и под его же неусыпным контролем воплощена. Более того, концертмейстеры (хотя и не все, правда) выполняют и сложнейшие функции педагогов, помогая певцу сберечь и развить голос. Словом, знакомый всем творческий образ многих певцов едва ли не на половину вылеплен руками их пианистов: Д. Лернера и М. Орентлихера, В. Владимировой и Н. Вальтера, Б. Абрамовича, С. Стучевского, Н. Миронова... Теми руками, у которых есть и самостоятельная, ответственнейшая задача — играть...
Кто сам не испытал, тому трудно понять горе исполнителя — певца ли, инструменталиста ли, — вынужденного по тем или иным причинам расстаться со своим концертмейстером. Кажется, что почва уходит из-под ног: растерянность, смятение, неопределенность. Ведь творческий союз — не арифметическая сумма, которая не меняется от замены одного слагаемого другим, равновеликим. Тысячами незримых нитей связывает искусство работающих вместе людей. И рвутся эти нити мучительно, с болью. Но в горестных переживаниях осиротевших исполнителей есть и рациональный оттенок. С кем завтра играть в концерте? С кем ехать в гастрольную поездку? С кем репетировать новую программу? Концертмейстеров мало, хороших — считанные единицы. Это может показаться неправдоподобным: сколько в стране консерваторий, а в консерваториях — фортепьянных классов! Как же могла специальность эта стать столь дефицитной?
Тем не менее — это факт. Во всех городах, где мне пришлось побывать, филармонии годами не могут найти необходимого числа пианистов. Но еще тревожнее то обстоятельство, что в перечне видных или хотя бы подающих надежды концертмейстеров очень мало молодых имен. И заметных изменений пока не предвидится. С первого курса консерватории, нет, еще раньше — с училища — студенты-пианисты несут в себе твердое убеждение, что самостоятельное концертирование — единственная достойная музыканта форма деятельности. Работу же концертмейстера они мыслят лишь как средство заработать кусок хлеба в случае полного крушения. О «конкурсомании», влекущей за собой подобные умонастроения, писано уже немало. Уже доказано, что увлечение конкурсами неправильно ориентирует молодежь. Почему, например, не имеют своих классов в консерватории наши лучшие концертмейстеры? Ведь не только «секреты» своего мастерства, но и влюбленность в свою работу могли бы они передать студентам. И потом, чтобы увлечься каким-то делом, надо хотя бы элементарно им овладеть! А молодые пианисты с листа читают посредственно, концертный репертуар вокалистов, или инструменталистов зачастую знают слабо, навыками ансамблевой игры владеют недостаточно хорошо.
Здесь, видимо, нужно сделать оговорку. В этой статье я говорил и говорю о концертмейстерах камерного плана, поскольку именно с ними повседневно сталкиваюсь. Но мне известно, что так же (или почти так) обстоит дело и с эстрадными концертмейстерами, хотя в их творчестве, разумеется, есть много специфического. Но это, очевидно, тема специального разговора... Итак, во многом виновата консерватория — это правда. Но это только половина правды. Есть и другие причины слабого тяготения молодежи к концертмейстерской работе. С момента приобщения к профессиональной музыке студент ощущает пренебрежительное отношение к этому труду. Причем, исходит оно не от случайных прохожих, введенных в заблуждение расстановкой шрифтов на афише, а от людей, которым, надо думать, роль концертмейстера объяснять не нужно.
Я приведу несколько примеров — только несколько, их нетрудно было бы собрать целые сотни. «Романсы Чайковского исполняет такой-то», — слышим мы по радио. А имя концертмейстера? Его могут и не назвать. Очевидно, делается это ради экономии времени. Мы знаем, как ценится на радио каждая секунда. Но обида, которая наносится даже не только участвующему в передаче пианисту, а целой профессии — разве это пустяк? Рецензируется концерт исполнителя — концертмейстер, в лучшем случае, будет упомянут где-то «под занавес» в паре банальных, ничего не значащих фраз: «успеху немало способствовал» или «хорошо провел партию фортепьяно»... Как будто он, концертмейстер, не отдал этому концерту столько же сил, что и солист! А серьезная, обширная статья, анализирующая творческий почерк концертмейстера, его манеру игры, его художественные достижения — это и вовсе библиографическая редкость.
Есть много концертмейстеров, имеющих большие заслуги перед советской музыкой, перед народом. А «заслуженных», то есть имеющих это почетное звание, почти нет (если только концертмейстер не попадал в большой общий список в связи с юбилеем какой-либо творческой организации). На многих конкурсах, внутри страны и за рубежом, концертмейстеры награждаются специальными дипломами за безупречную игру. И даже об этом не находится возможности рассказать достаточно широко. Даже таких концертмейстеров нередко не считают нужным специально представить публике. Дело доходит до курьезов. Если исполнитель едет на гастроли в мягком вагоне, то концертмейстеру приобретается билет в жестком. Если исполнитель летит самолетом, то концертмейстер едет поездом. Точнее, он тоже летит, потому что без него не может начаться концерт. Но разницу в стоимости билета он оплачивает сам. Таким образом, «второсортность» концертмейстера фиксируется даже документально.
Какой ансамбль способен доставить большую радость слушателям: давно сложившийся, творчески спаянный или возникший экспромтом, за полчаса до концерта? Очевидно, двух мнений тут быть не может. Казалось бы, логический вывод: надо всемерно поддерживать устойчивые союзы исполнителей и пианистов, надо их охранять, надо создавать для них благоприятные условия. Я мечтаю увидеть афишу, которая представила бы концертмейстера публике так: «В концерте принимает участие пианист...» Это было бы правильно. Это было бы справедливо. И это многое могло бы поставить на свои места.
Р. СОБОЛЕВСКИЙ, лауреат Международных конкурсов музыкантов-исполнителей
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1965 г.
оставить комментарий