Четыре вариации для квинтете с першом Алексея Сарача - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Четыре вариации для квинтете с першом Алексея Сарача

Они выходят — четверо юношей и девушке. Мы, которые видели немало эквилибристов, знаем, что сейчас один из них возьмет перш, и вверх поднимется один или двое партнеров. Другие будут участвовать о следующих трюках, а в финале на перш поднимутся, очевидно, все сразу. И хотя «нижний» — главный в номере, мы охотнее будем любоваться эффектными упражнениями «верхних».

Но в номере Алексея Сарача роли сразу распределяются несколько иначе. «Нижними» стали двое, каждый взял по першу, а двое других — «верхними». «Верхние» берут за концы эластичную ленту (она провисает, как корд де волан). И на этом корд де волане девушка раскачивается, а затем стремительно вращается. Трюк выглядит элегантно и просто. Но Алексей Сарач объясняет. что им пришлось порядочно с ним помучиться. В цирке шутя говорят, что на перш под балансом «нельзя даже дунуть». А здесь — соединенный баланс, эти своеобразные «качели» просто стягивали перши с плеч партнеров. А кроме того, и подобрать подходящий материал для этого корд де волана оказалось нелегко. Находка была внезапной: во время переезда из города в город на аэродроме кто-то из них обратил внимание на лежащие на тележке носильщика парашютные стропы. Вот оно то. что искали!

У этого трюка красивый графический рисунок. А для современного циркового искусства эстетическая сторона трюка не менее важна, чем профессиональная сложность. И другое достоинство — участвует вся труппа, то есть нагрузка распределяется равномерно, и каждый может максимально проявить себя.

Красивый рисунок трюка и участие в нем всей труппы — эти качества вообще характерны для номера Алексея Сарача.

Вот второй трюк. Алексей становится на маленькую треугольную площадочку и балансирует шестиметровый перш на лбу. На перш поднимается Галина Сарач. И там, на вершине, у нес есть совсем миниатюрная площадочка, похожая на крохотный столик для исполнительницы пластического этюда. Все понятно, думаете вы, сейчас она сделает там арабеск или стойку. А для чего стоит «нижний» на площадке — тоже ясно. Ведь балансировать перш, стоя неподвижно, труднее, чем искать баланс, двигаясь по манежу. Да, это отличный трюк.

Но не спешите с выводами. Трое партнеров — Виктор Шарков, Габдрахман Файрушин и Александр Горин — поднимают за концы треугольную площадку вместе с «нижним», с першом и с девушкой. Это уже двойной баланс. А в это время девушка наверху исполняет сложнейшие трюки пластического этюда, которые вызывоют аплодисменты, даже если исполнены просто на арене: «мостик», арабеск, стойка на руках, переход в зубник и, наконец, трюк с романтическим названием «мексиканка». Незаметно соединились два жанра — перш и «каучук», причем каждый из них представил свои высшие достижения.

Площадка опускается. Девушка сходит вниз. Пауза. Во время которой можно рассказать о том, что номер этот существует с 1967 года, что все его участники пришли в цирк из спорта или из филармонии. Галина Сарач, например, была исполнительницей пластического этюда и участвовала в концертах. За три месяца режиссер Петр Шидловский вместе с Валентиной Шидловской выпустили номер. Правда, после дебюта работа над номером продолжалась и продолжается до сих пор. В поисках нового участвуют не только молодые артисты, но и их режиссеры Шидловские.

Короткая пауза кончилась. Третий трюк. Перш в одной руке держит Виктор Шарков, а трое наверху исполняют сложные гимнастические упражнения.

И наконец, четвертый трюк. Правильнее его было бы назвать «многосерийным», в котором по меньшей мере три точки, достойных быть завершением всего выступления.

Перш похож на мальчишечью рогатку, и ее раздвоенные концы кладут себе на плечи двое «нижних», на поднятый конец рогатки встает Алексей Сарач. И там, наверху, он балансирует лобовой перш, а на вершине последнего— в стойке Галина Сарач. Похоже на финал. Мы аплодируем. И вдруг... Вдруг раздвоенные концы рогатки «отстегиваются» и остается обычный перш, основание которого подхватывает и балансирует на лбу Виктор Шарков. Конструкция рогатки остроумна, а «нижним» и «верхним» приходится быть очень точными.

Теперь это уже наверняка финал. Сейчас девушка торопливо спустится по першу, потом по второму, потом спустится «средний», а перш опустят на лонже. Мы это видели столько раз, сколько были в цирке. Все, казалось бы, логично и естественно, и стоит ли задумываться, как еще «выйти» из трюка? Но Алексея беспокоили сравнительная медлительность схода и разборка першей. Чтобы не ослаблялось впечатление трюка, нужен был какой-то молниеносный и непрозаический спуск. Решение пришло: пусть девушка прыгает вниз, но нс на землю, где се подхватят партнеры (такие варианты уже бывали), а в плечи к переднему», стоящему пока на перше. Прыжок отрепетировали (за полтора года работы!), и такой спуск стал еще одним рекордным трюком.

Номер закончен.

Упражнения на перше — один из древнейших жанров, который существовал тогда, когда еще не было ни цирковых представлений, ни цирков, а ходили по дорогам бродячие акробаты и затейники. И каждый старался как-то выделиться, придумать что-то новое. Стремление выделиться особенно заметно теперь, когда существуют сотни номеров, и благодаря современной рекламе, кино, телевидению все приблизительно знают, что делают их коллеги.

В последние годы в качестве эталона современного номера эквилибра все чаще называют группу Леонида Костюка.
И не только потому, что он силен по трюкам, но и потому, что здесь ясно видна современная тенденция развитие жанра.

Раньше «нижний» только держал перш, а эффектные стойки, флажки крутки исполняли наверху хорошенькие партнерши и изящные партнеры. Все внимание зрителей — на них, а «нижний» работал напряженно и часто не скрывал этого. И трюки усиливались только за счет работы «верхних». На перш взгромождали разные площадки, лестницы, ренские колеса, вертушки. Перш терял свою воздушность и легкость. Очевидно, это почувствовали сами артисты. И акцент перешел на работу «нижнего», стала разрабатываться его партия. В номере Костюка эта мысль получило отличное воплощение. Работа «нижнего» достигает совершенства и по содержанию и по форме.

Эта тенденция видна и в номере Сарача, хотя у него свой почерк. Это, как я уже сказала, красивые рисунки трюков, простота линий, занятость всей труппы в каждом трюке и взаимозаменяемость «нижних» и «верхних». И хотя трюки отшлифованы, в них чувствуется некоторая эскизность, чувствуется процесс сегодняшней работы, пробы и размышления, это еще не конечный результат. И эти размышления о споем жанре, которые артисты невольно передают зрителям, — еще одно достоинство выступления труппы под руководством Алексея Сарача.

НАТАЛИЯ РУМЯНЦЕВА

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования