Цирк - удивительное искусство
Работники цирка очень нуждаются в освещении вопросов теории своего искусства к сожалению, эти вопросы мало разрабатывались до сих пор. Публикуемая ниже статья обобщает мысли по частным проблемам теории, уже высказывавшиеся ее автором.
В то же время она представляет собой попытку связно изложитъ совокупность этих проблем, опираясь на данные марксистской эстетики и современной психологии. Автор сам подчеркивает в конце статьи, что его попытка не претендует ни на исчерпывающую полноту, ни на бесспорность. Тем не менее редакция считает ее полезной в качестве отправной точки для обсуждения вопросов теории циркового искусства и приглашает читателей принять участие в их обсуждении. Несколько лет назад мне довелось встречаться с матерью одного молодого поэта. У нее никак не укладывалось в голове, что тот самый мальчик, которого она с таким трудом растила, стал вдруг знаменитостью; ей все еще не верилось, что это его книжку она держит в руках, что это о нем спорят в журналах...
Невольно вспоминается эта мать, когда приходится порой слышать от деятелей нашего цирка сетования на то, что в книгах по эстетике цирк не считают искусством. Уже давным-давно советский цирк потрясает сердца людей во всем мире, а мы все никак не поверим, что только подлинное искусство способно вызывать такую бурю восторгов, такой энтузиазм. Да и по существу обида неосновательна: такие серьезные и глубокие исследователи природы искусства, как М. Каган, В. Тасалов и другие, хотя и не исследуют подробно цирковые представления, но цирк и эстраду называют среди других видов искусства. Основы теории циркового искусства не могут не опираться на их открытия в области общей эстетики.
В «Основах марксистской эстетики»* цирк объявлен разновидностью театрального искусства, и то лишь «в той мере, в какой он включает в себя художественные моменты», под которыми подразумевается клоунада, противопоставленная таким образом спортивно-акробатическим жанрам, как и жанру дрессировки. *«Основы марксистской эстетики», М., 1961, стр. 517. Но искусство нельзя отгородить каменной стеной от других видов человеческой деятельности. Оно тысячами нерасторжимых связей соединено с другими областями. Архитектура — с инженерно-строительным делом, научно-художественная литература — с соответствующими науками, художественная — с этикой, философией, историей и политикой, цирк — со спортом, и так далее. И все виды искусства воздействуют на своих зрителей, слушателей и читателей сопряженно с другими формами общественного сознания, в частности с политикой и моралью.
В отличие от целого ряда других искусств, таких, как музыка, живопись и скульптура, цирк — искусство синтетическое. Оно состоит из элементов четырех других искусств: актерского, изобразительного, музыки и литературы, соединенных еще с тремя внехудожественными областями — спортом, техникой аппаратов и дрессировкой; соединенных так, что все это вместе сливается в неделимый сплав, образующий совершенно самостоятельное искусство цирка. Оно обладает чертами, общими для всех искусств, что неопровержимо доказывает его художественную природу. Вместе с тем оно имеет и свои особенности. Своеобразие циркового искусства не может быть исчерпано каким-либо одним признаком. Свойства, присущие всем видам искусства, по-особому проявляются в различных аспектах искусства циркового: и в том, что оно черпает из окружающей жизни, и в содержании, и в форме, и в функциях, — во всем оно специфично насквозь, иначе оно не было бы самостоятельным искусством.
Нельзя определить специфику циркового искусства и как эксцентрику. Эксцентрика — это стиль, то есть система организации элементов формы. Но ни предмет, ни содержание, ни функция искусства не могут быть эксцентричными. Эксцентрика нередко имеет место и в танце, и в литературе, и в кино; следовательно, уже по одному этому она не может служить специфическим, то есть отличительным признаком, присущим только цирку. Не исчерпывают специфики цирка и трюки, как я ошибочно утверждал когда-то. Хотя без трюков нот цирка, но трюк опять-таки всего лишь элемент формы.
Вглядимся же в многозначную специфику цирка.
Вот артист раскачивается на трапеции под куполом. Его партнер, вися вниз головой на другой трапеции, качается в такт. Смолкла музыка. Негромкий возглас в замершем цирке, и вдруг, оторвавшись от трапеции, один из артистов летит — летит, перевертываясь в воздухе, и точно рассчитанным движением его ухватывает за руки на лету партнер-ловитор.
Мы, зрители, видим не только этот трюк. От нас не ускользает и напряженная сосредоточенность обоих артистов; по их лицам и движениям, по всей обстановке, создавшейся в притихшем зале, мы чувствуем, что здесь дело идет о нешуточном риске. И оттого, что артисты так уверенно, смело и легко исполнили этот трудный и опасный номер, мы, наволновавшись за них, разделяем их неподдельное удовлетворение и законную гордость за Человека. Мы оценили не только блестящий спортивный трюк, но и нравственные качества артистов: уж если они проявляют такую смелость сейчас, в представлении, — с какой же готовностью они пойдут на риск, когда этого потребует от них долг! Вместе с артистами мы ощущаем всю полноту такой йот приподнято-героической жизни, отмеченной тем высочайшим удовлетворением, какое дает только преодоление чрезвычайных препятствий.
А вот и жонглер. Сверкающие булавы взлетают с такой скоростью, что сливаются в сплошной блестящий круг, и уже невозможно сосчитать их. И, видя строгое лицо артиста, мы вместе с ним живем одним чувством: только бы не уронить, только бы не... Ах! Одна падает. Артист, не глядя, подкидывает ее ногой, но падает другая, и он снова подкидывает ее... Так это он нарочно! Уф... С напряженным вниманием следим мы за номером, хоть он и не связан с риском для жизни. Невероятно трудная работа выполняется с легкостью, хотя она свыше сил обычного человека. Выполнившему с успехом такую работу мы аплодируем от души, мы понимаем неподдельное, не наигранное чувство собственного достоинства, которым дыщит вся фигура артиста.
Воздушные гимнасты ПАПАЗОВЫ. Фото Е. САВАЛОВА
Однако довольно размышлений — на манеже установлена клетка. Дрессировщик уже на, месте. По его сигналу через решетчатый туннель впускают львов, они рассаживаются по тумбам. Только один почему-то не хочет сесть. Резкий щелчок бича. Лев отвечает грозным рычанием. Снаружи у клетки пожарный готовит брандспойт... Нет, здесь тоже нешуточная опасность для артиста. А он все настаивает на своем — и непослушный лев хоть и с неохотой, но все же подчиняется воле дрессировщика. И странное дело — наше внимание приковано к дрессировщику, а не к льву. Наши симпатии принадлежат человеку, звери являют собой лишь ту обстановку, в какой ему приходится действовать.
Мы только что видели во всех трех номерах куски подлинной жизни. Другие искусства — литература, живопись, театр, кино стремятся изобразить жизнь, создать иллюзию жизни, а цирк показывает настоящую жизнь, где моральная прочность человека испытывается на самом деле. Предмет искусства здесь сам становится искусством. Поэтому так сильно впечатление, произведенное номером. Но если, как утверждают обычно, предмет искусства цирка — жизнь, то во всяком случае этот предмет не включает в себя все то многообразие характеров, поступков, событий и явлений, которое мы подразумеваем, говоря «жизнь». На самом деле специфичность предмета циркового искусства в том и состоит, что за огромную силу воздействия цирк платит дорогой ценой: воспевая нравственные достоинства, он способен освоить только одну сторону жизни — подвиг и внутренний мир человека, преодолевающего чрезвычайные препятствия и опасности. При этом, в отличие от романа, спектакля, фильма, цирк не в состоянии ничего поведать о личной судьбе этого человека. Наподобие народной сказки цирк показывает нам Человека в самом обобщенном виде.
Вот на манеж выбежали клоуны. Ну, уж они-то небось черпают из жизни полными пригоршнями! Каких только сторон действительности они не затрагивают! Однако подобная «универсальность» клоунады мнимая. Она может высмеивать дурака, который, между прочим, и огурцы выращивает каким-нибудь дурацким способом. Но способы выращивания огурцов не могут быть предметом искусства и в жанре клоунады, наиболее близком к театру. Цирк ограничивается и здесь демонстрацией нравственных качеств человека — только на этот раз отрицательных. И здесь отрицательный «герой» показывается тоже всегда предельно обобщенно — как в басне. Все во внешнем и внутреннем облике клоуна преувеличено — иначе он не мог бы служить антитезой положительным героям, сила эмоционального воздействия которых очень велика.
В пантомиме развернутый сюжет позволяет ввести в круг циркового искусства и исторические эпизоды, и любовные перипетии, и детективные приключения. Но примечательно, что и персонажи пантомимы, хоть они наделены внешне индивидуальными чертами, остаются такими же обобщенными, как и в цирковых номерах. По сути дела, это всегда персонифицированные моральные категории.
Эквилибрист ВЛАДИМИР ДЕЩУК. Фото Ю. ВАЛУЕВА
Все жанры циркового искусства способны использовать сферы политического, общественного и другие, но лишь в той мере, в какой они служат средством выявления нравственных качеств человека на манеже. Жизненный багаж предопределяет и специфическое содержание циркового искусства. Конечно, во всяком художественном произведении форма и содержание неотделимы друг от друга. Но для удобства исследования мы попытаемся рассмотреть их порознь.
Возьмем для сравнения эпические жанры литературы — роман, повесть, рассказ. Вводя читателя в особенности характеров и психологии действующих лиц, произведения этих жанров заставляют волноваться за судьбу героя. Но при этом, будучи связаны с внехудожественными областями, такими, как философия и история, они наводят читателя на размышления — так что за судьбой одного становится виден смысл жизни каждого. Цирк же без всяких рассуждений увлекает свою публику зрелищем доступных ему сторон жизни — яркой, праздничной, полной переживаний — и вызывает желание подражать смелости, ловкости, гордости, верному товариществу в одном случае, и избегать того, что может сделать предметом насмешек — в другом.
Почему же куски жизни, показываемые в цирке, так увлекают зрителей? Да потому, что цирк, воспроизводя их на манеже, преображает их. Посредством движений, мимики, интонаций артист вкладывает в исполнение номера свою индивидуальность — выражение своего внутреннего мира. И последовательные действия артиста на манеже могут рассматриваться как сюжет номера, выражающий его идею.
Конечно, было бы неверно понимать под идеей номера некую прописную истину, провозглашаемую с манежа, как это делается в плохих, иллюстрированных прологах. Специфическая идея циркового номера значительно шире. Она чувственно-конкретна и не может быть выражена иначе, чем средствами цирка; словами, например, ее выразить нельзя. Она заключает в себе эмоциональное отношение исполнителей к тому, что они делают на манеже, и раскрывает эстетическую сторону воспроизводимой действительности (наряду с раскрытием других ее сторон). Благодаря этому в цирковых номерах выявляются классические категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Придавая действительности поочередно то яркую сказочно-героическую окраску, то не менее яркий гротескно-сатирический облик, искусство цирка в этой фантастической форме сплавляет воедино эстетическое (художественное) и этическое со спортивным, техническим и другими началами. Следует добавить, что цирк воспроизводит те жизненные явления, которые в данный момент представляют общественный интерес. Например, изобретение воздушных номеров на самолете, летящем под куполом цирка, а затем на ракете явилось откликом на общественный интерес к этим видам техники. С другой стороны, новаторство советского цирка — это прежде всего новаторство его содержания, первичного по отношению к форме. Всемирный успех Олега Попова — это не столько успех его трюков и реприз, сколько успех его неожиданного, положительного образа «солнечного клоуна», успех идейный.
Своеобразная форма циркового номера сложна. Ее основной элемент — трюки: спортивно-акробатические, дрессировочные, иллюзионные или словесно-действенные. Общеизвестно великолепное определение Е. М. Кузнецовым трюка, как законченного фрагмента циркового номера, возбуждающего реакцию зрителя необычным действием, которое кажется сперва неразрешимым. Определим по аналогии репризу как законченный фрагмент текста или сюжетного клоунского действия, возбуждающий реакцию зрителя неожиданным сближением понятий, .которые кажутся сперва несовместимыми.
Всякое искусство условно. Но в цирке характер условности особенный, чрезмерный. В самом деле, где это видано, чтобы в жизни стояли на голове или совали голову в пасть льву? Однако именно в форме трюков искусство цирка очень верно и с большой силой выражает свое содержание: голова дрессировщика в пасти льва выражает бесстрашие убедительнее любого описания смелого поступка; если клоун встал на голову, чтобы правильно воспринять какое-то явление, — он говорит о ненормальности этого явления короче, ярче и ударнее, чем любые слова. Трюки в цирковом номере не воспринимаются изолированно. Неразрывно с ними на зрителя воздействует и сценическое поведение артистов, и их костюмы, и грим, и аппараты, и свет, да и сами зрители, воздействующие друг на друга. В результате этого-то многостороннего воздействия часть жизненной действительности, какой является, например, комбинация спортивно-акробатических трюков, превращается в явление искусства, несущее в себе огромный эмоциональный заряд.
Такое превращение было бы очень легко объяснить, предположив, что артист цирка, выполняя комбинацию трюков, играет роль наподобие театрального актера, и таким путем создает актерский образ. Но на самом деле артист цирка не может играть роль. Прежде всего потому, что у него нет роли — нет достаточного сюжетного материала. Образ артиста действительно создается в ходе номера, но создает его не один только артист. Как совершенно справедливо обнаружил М. Марков (в блистательной работе «Наедине с искусством»*) художественный образ не существует объективно в произведении искусства, он создается только в сознании воспринимающего, а произведение искусства по воле художника с помощью слов, звуков, красок, движений что предстоит подготовить сценку «Погоня».
* Готовится к печати в изд-ве «искусство»
Исполнителей это требование несколько смутило. Они освоили фигурное катание, акробатику — какая еще «Погоня»?! Режиссер помог молодежи войти в образ, научил не только демонстрировать ловкость, смелость, но и нести в своем номере определенную мысль, настроение, содержание. Вот тут-то и проявилась в полной мере благотворность содружества исполнителя и режиссера, создавших вместе замечательную цирковую миниатюру.
В этой же связи вспоминается разговор с виртуозным эквилибристом Станиславом Черных о его творческих планах. У артиста, оказывается, есть программа-максимум и программа-минимум, Минимум — это усовершенствовать свой номер, сменить реквизит, освоить новые трюки. Со всем этим он справится сам — есть опыт, мастерство, знание жанра. Сложнее с «про-граммой-максимум». Черных намеревается подготовить совершенно новый оригинальный номер, непременно тематический, в который кроме эквилибра будут включены жонглирование, искусство мима. Два года лежат заявка и сценарий номера. Два года артист ждет, когда вместе с ним за работу возьмется опытный режиссер.
Итак, режиссера ждут исполнители в Пензенском цирке и в других городах. И это отрадно, ибо стремление работать с режиссером идет от желания сделать номер выразительнее, ярче, содержательнее. Что же тогда вызывает чувство горечи? Да то, что лишь у немногих исполнителей имеется заботливый старший друг — режиссер, который знает возможности артиста, которому артист беспредельно верит. Нередко исполнитель, чтобы получить квалифицированную помощь, вынужден работать с режиссером, который «подвернулся под руку», да и работа зачастую бывает крайне ограниченна по времени.
Казалось бы, естественно рядом с названием номера и фамилией исполнителя ставить в программке и фамилию режиссера. Как-то, помнится, такое попытались сделать. Но из этого ничего не получилось: то оказывалось, что некого назвать, а то предстояло перечислить несколько фамилий, будто речь идет не о пятиминутном номере, а о большом представлении, объединяющем многие жанры. Понятно, почему так получалось: номер готовился в одном цирке, выпускался в другом, где уже иной художественный руководитель, наконец, третий режиссер что-то подправлял в номере, готовя программу в «передвижке». Множество опекунов одного и того же номера — отнюдь не достижение. Ведь в результате исполнитель не имел постоянного руководителя, который полностью несет ответственность за выступление и вместе с артистом делит радость успеха и горечь неудачи.
Более того, от кратковременных и нередко случайных встреч с режиссером у артиста возникает чувство неудовлетворенности, а порой даже неуважительное отношение к труду режиссера. Кое-кто начинает рассуждать примерно так: а зачем мне режиссер — разве я сам не в состоянии поставить свой номер? Поре наконец понять, что стремление к содружеству с режиссером продиктовано не слабостью исполнителя, а его взыскательностью, ответственным отношением к своему творчеству. Никто не усомнится в опыте и мастерстве таких артистов, как Ю. Никулин и М. Шуйдин. Случалось, что на гастролях эта клоунская пара создавала новую репризу, успешно выступала с ней перед зрителями. Но всякий раз, когда в город, где они работают, приезжает режиссер М. Местечкин, артисты знакомят его на репетиции с новой работой, выслушивают замечания и, если требуется, что-то меняют, переделывают.
Разумеется, режиссер, к которому обращается артист, непременно должен помочь исполнителю обогатить номер, внести в него нечто качественно новое, а не ограничиваться, как иной раз случается, только оценкой работы. Как-то я разговорился с артистом В. Рытовым. Он создал оригинальный номер, соединив трюки воздушного полета и вольтижной акробатики. Рытов — постановщик своего номера, и, казалось бы, разговор о режиссере не очень-то его волнует. Тем не менее на вопрос: нужен ли ему режиссер? — артист ответил:
— Нужен. Ведь я участник трюков. Конечно, я представляю, что и как должно выглядеть, но требуется еще профессиональный взгляд со стороны.
Номер Рытова видели некоторые режиссеры, хвалили. Похвалы приятны, но артист ждет другого: ему нужны советы, замечания специалиста, который видит то, что не замечает сам исполнитель, знает больше его, разбирается в искусстве тоньше и глубже. В идеале, как мне думается, режиссер даже не может ограничиваться лишь работой над номером — он призван помочь артисту глубже понять закономерности искусства, воспитывать у него вкус, повышать культуру. Кстати, и самим режиссером, особенно молодым, подчас нужны бывают квалифицированная помощь, совет, консультация. На одном из совещаний в Союзгосцирке, помнится, высказывалось предложение создать творческие группы режиссеров во главе с наиболее опытными, знающими. Такое предложение заслуживает внимания, особенно сейчас, когда мы ждем прихода в цирк молодых режиссеров с театральным образованием, а со временем — выпускников факультета цирковой режиссуры ГИТИСа.
Практика показала, что квалифицированное вмешательство режиссера, его совет и помощь нужны всем артистам цирка, в том числе и ведущим. И если эта помощь будет планомерной, систематической, постоянной — наше цирковое искусство несомненно поднимется на новую, еще более высокую ступень.
Подобно ряду других искусств, таких, как, например, театр, искусство цирка вполне очевидно распадается на три творческих процесса:
1) создание номера и программы;
2) исполнение представления и его восприятие. Мы бегло проанализировали важнейшие специфические черты циркового представления. Теперь рассмотрим процесс восприятия.
Выступление в цирке носит неповторимо личностный характер: артист и постановщик выражают в номере каждый свою индивидуальность. И это придает номеру своеобразное, несравненное обаяние, доставляя зрителям величайшее наслаждение от живого общения с индивидуальностью артиста.
В самом деле, попробуем представить себе номер жонглера на лошади заслуженного артиста РСФСР Н. Ольховикова без его личного обаяния и темперамента — какое это было бы бледное зрелище, несмотря на все техническое совершенство работы! К сожалению, в нашем цирке еще нередко встречаются ремесленные номера, механически копирующие выступления подлинных артистов. Сравнивая оригиналы с копиями, можно особенно наглядно оценить значение артистической индивидуальности. Очень существенно, что цирк раскрывает идейно-эмоциональные смыслы действий, отвлекаясь от их бытовой стороны. И так как он оперирует душевными движениями, присущими бесчисленному множеству людей, — цирк становится социальным фактором.
Артист раскрывается перед нами на манеже не только как неповторимая индивидуальность, но и как представитель определенного социального слоя и строя. Это — главным образом результат постановочных приемов. В буржуазном цирке часть номеров всегда ставится так, чтобы зритель с нетерпением ждал и в глубине души желал: вот-вот артист разобьется или хищники разорвут его. Так цирк воспитывает жестокость, взвинчивает нервы, что вообще характерно для массовой буржуазной культуры. А в советском цирке опасность — только предлагаемое обстоятельство для проявления человеком своих положительных физических и моральных качеств. Всякий артист на манеже предстает перед нами еще и как представитель конкретной национальности (если мы не всегда замечаем это, то зарубежные зрители всегда ощущают национальную окраску номеров нашего цирка). В конечном счете артист — еще и представитель своей эпохи, и когда он изменяет ей, мы сразу же недовольно морщимся, говоря: «Старомодный номер!»
Каждый зритель в свою очередь воспринимает представление и как такая же неповторимая индивидуальность, что и артист, но одновременно и как представитель своей социальной группы, национальности, общественного строя своей страны, своей эпохи. Воспринимая представление, он не просто восхищается ловкостью артистов, не просто смеется над шутками клоунов, но непрерывно проделывает огромную работу: осознает содержание номеров и представления в целом, формирует в своем сознании художественные образы, оттачивает свои социальные взгляды, воспитывает свой художественный вкус и так далее. Как человек, идущий по неровной, изрытой дороге и при этом увлеченный разговором с попутчиком, не замечает, какое великое множество физических и психических действий он совершает, так и зритель, смотря представление, не замечает, какую внутреннюю работу он проделывает.
Зритель приходит в цирк со всем запасом своего опыта, жизненных впечатлений, знаний, предрассудков, симпатий и антипатий — со всем, что накоплено в его памяти за всю жизнь. И где бы ни крылась загадка хранения информации, — факт тот, что в мозгу зафиксированы все впечатления от событий, важных для человека, будь они значительны или мимолетны. В часовом механизме большое колесо зацепляет своими зубчиками то одно, то другое колесико, то рычажок или защелку — так же все, что происходит на манеже, мгновенно «зацепляет» хранящиеся в памяти сочетания цветов, звуков, движений, извлекая их из забвения в виде образов, картин.
Один из виднейших нейропсихологов мира, американский профессор К. Прибрам, утверждает, что мозг в состоянии восстановить в памяти образ пережитого по неполной информации о нем — даже всего по 10% данных. Трудно сразу представить себе, каким богатством ассоциативных связей между видимым и вспоминаемым обладает каждый зритель, если в любой миг циркового представления в его восприятии участвует весь личный жизненный опыт. Сопоставляя видимое на манеже с образами, возникающими в памяти, зритель и создает в своем сознании художественный образ артиста, номера, представления. В каждом отдельном случае образ — сложный результат сопоставления показанного с множеством всплывающих в памяти разнородных картин, усвоенных сведений и мнений, оценки всей этой совокупности данных, а затем и переживания эмоционального эффекта.
Втянувшись в эту работу сознания, зритель как бы сливается с созданным им же самим образом артиста. Это он, зритель, сам с замирающим сердцем ходит по проволоке, сам, с трудом преодолевая страх, перелетает с трапеции на трапецию и свою собственную голову вкладывает в пасть льва. Зритель действует самым активным образом, но только мысленно. Если этого не происходило, значит, не было искусства.
Нет двух зрителей, которые во всем одинаково воспринимали бы представление — ведь личный опыт у каждого свой. Поэтому создатель номера бессознательно обращается в процессе творчества к таким чувствам и мыслям, которые свойственны огромному большинству людей. И в ходе первых номеров представления, первых выходов коверного зрители как бы «притираются» друг к другу, из них сформировывается коллектив, опирающийся в своем восприятии на опыт поколения, или класса, или другой совместный опыт. Под влиянием воспринимаемого между зрителями возникает теснейшая психическая связь. Достаточно засмеяться одному, как весь зал подхватывает этот смех. И весь зрительный зал то молча замирает, то не может удержаться от возгласа, то аплодирует... Но как нет двух одинаково воспринимающих зрителей, так нет двух одинаково воспринимающих зрительских коллективов — и все по той же причине.
Огромная работа, проделываемая зрителем, доставляет ему ни с чем не сравнимое наслаждение и вызывает в нем прилив энергии. Однако свою работу зритель начинает лишь после того, как происходящее на манеже заденет его эмоциональные «зубчики». Бледный номер, пресный, как меню диабетика, и не вызывающий никаких эмоций, оставляет зрителя равнодушным; зритель не проделывает в своем сознании почти никакой работы и потому остается неудовлетворенным: происходит не восприятие, а в лучшем случае пассивное созерцание, в худшем же — активная реакция разочарования. По-видимому, удовольствие от проделанной работы зритель испытывает одновременно по многим причинам: кроме чисто эстетического наслаждения, — от острых переживаний трюков, от прямой психической связи с артистами в ходе представления и так далее. Но есть и еще причина — быть может, одна из самых главных: общая формула «искусство — средство познания и изменения жизни» раскрывается специфическим образом применительно к искусству цирка.
Маркс, заметив, что современные ему английские романисты «раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты и моралисты вместе взятые», тут же уточнил, каким путем плеяда романистов раскрыла эти истины: она «дала характеристику всех слоев буржуазии», изобразив ее представителей «как людей, полных самонадеянности, лицемерия, деспотизма и невежества...» *.
* «К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе», М., Гослитиздат. 1958, стр. 197.
Метод познания, свойственный художественной литературе, основан на выявлении характеров в ходе сюжетного действия, в конфликтах характеров друг с другом. Общее («политические и социальные истины») познается через единичное («людей, полных самонадеянности, лицемерия» и т. д.) по мере развертывания действия и характеров. Так, постепенно исследуя человека, читатель узнает нечто новое для себя об обществе. Совсем иной метод познания свойствен искусству цирка. Перед нами всегда только намек на характер, который показывается нам на короткий отрезок времени законченным, однозначным, неизменным. Когда артист исполняет рекордную комбинацию трюков с легкостью, как бы играя, даже с присвистом и подмигивая публике, как это делал, например, в свое время Дм. Маслюков, — зрители видят, что даже такая невероятная нагрузка не исчерпала сил акробата, не связала свободы его жизни на манеже.
В считанные минуты зритель узнал нечто новое о человеке — убедился в необъятности человеческих возможностей. Нет, не возможностей только данного артиста, но Человека вообще. И не только физических возможностей. Каждый ведь понимает, что исполняемое с такой легкостью на самом дзле вовсе не легко, и догадывается, какое нужно присутствие духа, какая выдержка, чтобы еще улыбаться и шутить, проделывая трюки такой трудности. Зрителю все это отлично известно: он ведь, как мы уже говорили, вместе с артистом мысленно сам проделал все эти трюки. И отсюда невольно рождается не только восхищение отлично выполненным трюком, но подлинное уважение к человеку, не только к данному артисту, а к Человеку вообще. И так как этот Человек предстает перед нами представителем своего класса, общественного строя и национальности, — мы, следя за действиями Человека, узнаем нечто новое для себя и об обществе. Но совершенно иным путем, нежели при чтении романа.
В различных номерах с величайшим разнообразием форм варьируется то же идейное содержание, не формулируемое словами, но обладающее величайшей силой эмоциональной убедительности. Здесь мы вплотную подходим к воспитательной функции циркового искусства. Оно воспитывает без навязчивого морализирования — только тем, что вызывает у зрителей определенное, четкое отношение к жизненным явлениям. Степень эмоциональной яркости этого отношения и определяет уровень действенности воспитания. Так цирк становится и средством изменения действительности — он изменяет прежде всего своего зрителя.
Но вернемся к методу познания действительности в ходе циркового представления. В клоунской репризе жизненное явление, уже знакомое зрителю, предстает перед ним в новом свете благодаря неожиданному парадоксальному сопоставлению с другим жизненным явлением. Такова структура, свойственная и поэтическим тропам. Смех — выражение радости мгновенного узнавания новых сторон или свойств того, что казалось уже полностью известным. Еще А. Дуров в своей лекции о смехе отмечал, что природа смешного — в неожиданности и несообразности с обычными понятиями. Возьмем для примера одну из давних реприз Карандаша. Он выбегал на манеж, кричал: «Все сюда! Скорей!» Сбегались участники программы, униформисты, берейторы — на манеже возникала давка. Ведущий звал Карандаша, учинившего этот беспорядок. Карандаш откликался, с трудом выбираясь из толпы.
— Что это такое? — грозно спрашивал у него ведущий.
— Это наш курортный пляж...
Следует учесть, что в то время тема, поднятая Карандашом, была совершенно нова, и знакомое явление представало перед зрителем с новой стороны благодаря неожиданному сопоставлению. Репризы с такой структурой имеют в цирке наибольший успех. Из этих заметок, поневоле неполных из-за ограниченного объема, мы все же видим, что искусство цирка хотя и отличается от других видов искусства, но вместе с тем имеет с ними много общего и, если можно так выразиться, ничем не лучше и не хуже любого из остальных. Как и каждое из них, оно выражает духовный мир человека своей эпохи, имеет свои сильные и слабые стороны и не может быть подменено никаким другим.
Специфика циркового искусства — объективный закон его функционирования, не зависящий от воли людей. Всякое нарушение специфики приводит к неудаче, к провалу номера или программы. Поднятые в этой статье проблемы требуют, конечно, более углубленной и последовательной разработки, не только в плане чисто теоретическом, но и историческом. Будем надеяться, что этому будет когда-нибудь посвящен коллективный труд философов, искусствоведов, историков, социологов, математиков и психологов. Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» лишний раз напоминает о необходимости такого труда.
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий