Цирки во Франции - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирки во Франции

Знакомство с Парижем следовало бы начать с «Клозери де Лилла»... «— оставляет автограф в моем дневнике писатель Юлиан Семенов, когда мы оказываемся соседями в самолете, который через три с половиной часа приземлится в аэропорту Шарля де Голля в Париже. (Ю. Семенову предстояли писательские дела, мне же, в составе труппы артистов цирка, гастроли в трех городах Франции — Париже, Бордо, Дуэ).

 

На фото: ЭДГАР ДЕГА «Балерина»

«Клозери де Лилл» — небольшое уютное кафе рядом с бульваром Монпарнас, где Эрнест Хемингуэй написал свой знаменитый роман, который начинается с памятного всем эпиграфа: «Если тебе повезло и ты в молодости жил в Париже, то, где бы ты ни был потом, он до конца дней твоих останется с тобой, потому что Париж — это праздник, который всегда с тобой». Я конечно же нашел это кафе, видел столик, за которым обычно работал Э. Хемингуэй, и мог бы поделиться этим впечатлением. Можно было бы рассказать о встречах с «Кувшинками» Клода Моне в галерее «Оранжери», описать представление в «Фоли берже» или спектакль в театре Европы, припомнить поездки в Версаль или Фонтенбло... Из разнохарактерного потока впечатлений я выбрал три, — по вполне понятным причинам, — о цирке.

ШКОЛА АННЫ ФРАТЕЛЛИНИ

В отношении Национальной Школы цирка в Париже, возглавляемой Анной Фрателлини, с недавнего времени не употребляется термин «эксперимент». Школа успешно выдержала экспериментальный период и подготовила уже несколько поколений молодых артистов, которых сейчас можно встретить едва ли не во всех знаменитых цирках мира: «Цирк Жана Ришара», «Буглион», «Альтхофф», «Кроне», «Королевский цирк Брюсселя», цирк «Ронкалли», «Кни» и другие. Существует прямая связь между успехами парижской Школы цирка и созданием, во многом по ее подобию, американского «Биг Эппл Серкас» и канадского «Цирка Солнца». Что же собой представляет Школа цирка в Париже?

Анна Фрателлини — внучка Поля Фрателлини (1877— 1940), участника всемирно прославленного клоунского трио братьев Фрателлини,— дебютировала в цирке «Медрано» в двенадцатилетнем возрасте. Одновременно с выступлениями на манеже Анна завершила свое актерское и музыкальное образование и в 20 лет покинула цирк, увлекшись джазом и кино. Она снялась в фильмах Луиса Малле, Рене Клера, Пьера Этекса, Федерико Феллини и других кинорежиссеров. В начале 70-х годов Анна вместе с Пьером Этексом вернулась в цирк и в апреле 1972 года основала Национальную Школу цирка в Париже. Предприятие было организовано в соответствии с известным во Франции «законом 1901 года». Этот закон предусматривает не только избавление хозяина от большинства налогов, но и обеспечение ему финансовой поддержки, всестороннего содействия и опеки со стороны государства в том случае, если инициатор предприятия не ставит сугубо коммерческих целей и действует в интересах нации. Почетными президентами Школы были выбраны известные цирковые деятели — Джери Льюис, Рэймонд Девос и Жан Ришар. Преподавать в школе имеют право наиболее талантливые мастера цирка, имеющие к этому склонность, ярко выраженные способности и проработавшие в цирке в качестве артистов не менее 20 лет.

Под сводами полустационарного шапито в районе Порт де ла Виллетт по средам и субботам ведутся занятия танцем, акробатикой, эквилибристикой, жонглированием и т. п. для детей, начиная с восьми лет. На этом этапе обучения ограничений для желающих практически нет. По достижении одиннадцати лет из лучших учеников создается группа, получившая название «спорт и учеба». В первой половине дня дети ходят в общеобразовательную школу, во второй — в цирковую. После шестнадцатилетнего возраста наиболее успевающие ученики в «спорте и учебе» преобразуются в группу, занятия в которой ведутся весь день. После трех месяцев интенсивных занятий учеников начинают ориентировать по жанрам, а после года занятий наиболее перспективные получают субсидию от государства и самой школы, что позволяет отличившимся на протяжении еще двух лет обучения создавать номера, изготавливать реквизит, костюмы, приобретать животных, приглашать режиссеров, художников, композиторов, балетмейстеров и т. п.

В последние три из одиннадцати лет обучения каникулы становятся для учащихся практической деятельностью в цирке. По договоренности с мэриями и культурными центрами городов и при поддержке Министерства культуры каждое лето ученики выезжают на гастрольную практику. Будущие артисты участвуют в монтаже и демонтаже шапито, обслуживании зрителей (программки, мороженое, сувениры), организовывают рекламу, распространяют билеты, а вечером исполняют свои номера и стоят в униформе, помогая товарищам. Во время рождественских праздников такие представления проходят в шапито Порт де ла Виллетт в Париже. Сборы от таких представлений распределяются частично на нужды школы и покрытие текущих расходов. Остальное — зарплата учеников.

За первые десять лет существования Школы ее воспитанники побывали в двухстах городах Франции, гастролировали в Англии, Бельгии, Италии, США, Канаде, где их просмотрело свыше полутора миллионов зрителей. Не берусь говорить о тех сложностях и проблемах, которые возникали и наверняка возникают у основателей Школы. При всем том, остается фактом, что частное предприятие Анны Фрателлини «не прогорает», а выпускники Школы котируются на цирковой бирже довольно высоко. В опыте парижской Школы, на мой взгляд, особенно ценны два момента. Первый — поэтапное выявление наиболее одаренной молодежи, без опасения растерять количественные показатели. Статистика Школы такова, что из 300—400 детей, начавших «заниматься цирком», лишь 5—7 становятся артистами, успешно пройдя весь путь обучения. По-моему, нормальная статистика. И второй момент — предоставление ученикам максимальной инициативы в творчестве, стимулируемой (стоит ли бояться этого?!) вполне реальными материальными рычагами. На завершающем этапе обучения (последние два года) в Школе по сути складывается то, что на языке театра называется студийностью. Мне кажется, это как раз та благоприятная почва, на которой только и могут образоваться коллективы единомышленников, где каждый чувствует себя полноправным и ответственным членом творческого содружества.

ЦИРК АЛЕКСИСА ГРЮССА

Национальный цирк, возглавляемый Алексисом Грюссом, в сезоне 1986/87 годов в Париже был представлен спектаклем «От Лотрека до Пикассо». Афишу, приглашающую на спектакль и выполненную в технике коллажа из рисунков знаменитых импрессионистов, отличает тонкое чувство стиля и отменный вкус. Несмотря на удаленность от центра, зрители к Грюссу ходили. Как отмечали специалисты и пресса, самые широкие слои парижской публики франком проголосовали «за» этот спектакль, поскольку «эстетические притязания зрителей не были обмануты»...

Перед входом под своды шапито василькового (именно!) цвета разбит еще один шатер — что-то вроде фойе, где размещены афиши, выставки детских рисунков, фотографий из истории известной в цирковом мире династии Грюссов. Это настраивает. Приятно, что создателям спектакля небезразлично с каким настроением зрители попадут в зал. Поглощение мороженого, воздушной кукурузы, сандвичей, прохладительных напитков — все это отменного качества и вкуса — не может заменить необходимейшего этапа, на котором зрители втягиваются, пусть даже таким пассивным созерцанием, в атмосферу цирка, исподволь готовятся к восприятию спектакля.  

Входим в зал. На манеже гримировочный столик, на нем зеркало, перо и бумага, лампа, вешалка, стул. По свистку (такова традиция) медленно гаснет свет. Некто как бы вспоминает один из тех бесконечных дней, ставших историей, которыми была полна жизнь бродячей цирковой труппы конца XIX века. Сбоку от форганга появляется пара лошадей, везущих повозку с цирковым скарбом. Останавливается. Начинается монтаж шапито, в такт музыке вбиваются ломы, в центре вырастает столб, наверху которого французский национальный флаг. Открывается занавес, и на месте привычного для нас форганга мы видим сцену с вращающимся кругом, на котором декорации Эйфелевой башни, фасад варьете «Мулен-Руж», собор Сакре-Кер, застывшие фигуры Парижанина, Арлекина, девушки-клоуна, торговца... Фигуры оживают. Появляется транспарант с надписью: «Сегодня вечером — цирк»! Справа и слева от форганга-сцены на манеж высыпают артисты, открывая парад-алле с шумной акробатической кутерьмой, жонглированием, каскадами, пирамидами, жокейской ездой и канканом. Замелькал калейдоскоп цирковых превращений. Картинки доброго, столетней давности цирка, цирка трогательно-наивного, которого давно нет, но который продолжает манить и завораживать первозданной чистотой и обаянием вечной молодости.

Свисток, смена «картинки». На форганге появляется теневой рисунок, повторяющий известную работу Леже «Гимнасты». Фигуры оживают и демонстрируют несколько поз и поддержек в «теневом» исполнении. Свисток, затемнение и... мы видим юношу и девушку уже под куполом цирка. Воздушные акробаты на рамке работают без лонжи — внизу сетка. Трюковой словарь этого выступления, с позиций сегодняшнего ценителя цирка, прост и безыскусен, что, однако, вполне отвечает.замыслу номера. Ведь мы в XIX веке. Артисты элегантно рискуют жизнью ради удовольствия зрителей. Они слишком дорожат своим искусством и уважают свою публику, чтобы пугать ее или играть на нервах. Это читается. Человеческое и профессиональное достоинство — главный мотив этого выступления. Это есть у Лете. В этом же направлении движутся постановщик и артисты.

Смена музыкальной темы. Поворот сценического круга. Перед нами оживает «Балерина» Дега. После экзерсиса у балетного станка балерина входит в манеж и «превращается» сначала в наездницу высшей школы, а затем в антиподистку. В обоих жанрах исполнительница чувствует себя достаточно свободно и уверенно.

Свисток. Смена музыкальной темы и декораций на сцене — и мы «оказываемся» в «Мастерской художника» Руссо. Персонажи картины переходят на манеж и как бы продолжают мысль художника в действиях, трюках, мизансценах... Таков в общих чертах принцип воплощения замысла в спектакле «От Лотрека до Пикассо, Леже, Шагала, Сёра и других».

Нынче, пожалуй, редко встретишь такое исчерпывающее разнообразие конных номеров, которыми гордится труппа Грюсса. Есть в этом спектакле и «высшая школа», и «свобода», и «жокеи», и «гротеск», и «па-де-де», и «па-де-труа», и «римская почта», и «па-де-багет», и «тандем», и «аппортировка». Что особенно важно, это не застыло-традиционные экспонаты, но вполне органичные реалии современности, от которых сегодняшнему цирку вряд ли стоит отказываться. Во всяком случае в данном контексте; архаикой тут не пахнет. Есть в этой программе жонглеры, акробаты-эксцентрики, клоуны, дрессировка слонов и быков, есть велофигуристы. Представление длится почти 3 часа, и в нем занято 22 артиста. С техническим персоналом получается 30. Всего!

На встрече с активистами «Ассоциации любителей цирка» и редколлегией журнала «Цирк в мире» аудитория, кажется, согласилась с моим мнением о том, что же такое этот спектакль. Мне представляется, что это, скорее всего, быть может, не вполне сознаваемая ностальгия современного художника цирка по ушедшему в прошлое «золотому веку» циркового искусства. Ностальгия по артисту-универсалу, на смену которому неумолимо приходит «узкий» профессионал. В этом закономерном, и в целом объективном процессе неизбежны эстетико-художественные потери, предоставляющие нам взамен экстраординарные трюковые достижения, а с ними и новую шкалу ценностей цирковой художественности. Не скажу, что в спектакле «От Лотрека до Пикассо...» все безукоризненно. Вызывает сомнение, скажем, музыкальная партитура номера па-де-де в исполнении Памеллы и Алексиса Грюсса, в которую, на мой взгляд, неправомерно было включать вариации на музыкальную тему из кинофильма «Мужчина и Женщина» К. Лелюша и не менее известную тему Поля Маккартни «О, моя любовь». Эта музыка — из другого времени. Грешит издержками вкуса акробатическая сценка «В мастерской художника», где молодые люди так стараются вымазать друг друга пеной, что производимый ими эффект оборачивается абсурдом и в конце концов жалостью к этим персонажам. В ряде случаев благие намерения авторов спотыкаются на негодных выразительных средствах: слабая актерская подготовленность отдельных исполнителей, пластическое косноязычие, трюковой примитивизм, а то и прямая копировка — номер жонглеров в точности повторяет номер «Жонглеры на стрелах», руководимый Б. Афанасьевым. И все-таки, несмотря на столь существенные претензии, я высказываюсь за такую «ностальгию». Я — за целостность художественного замысла, а этого у спектакля не отнять. За полнокровную драматургию спектакля, подчиняющую себе драматургию отдельного номера, где артисту есть что играть, во имя чего усложнять, оттачивать, шлифовать мастерство и технику.

Судьбы персонажей с картин великих художников, осмысленные сквозь призму цирка,— разве не увлекательная задача для истинного артиста?! Опыт французских коллег замечательно отличен еще и тем, что разговор о цирке как подлинном искусстве от теоретических деклараций талантливо переносится на манеж, в область практическую.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АНТОНИО КАЗАРТЕЛЛИ

Каждый год на время рождественских праздников в Париж съезжается не менее двадцати цирков со всех концов света. Больших и маленьких, известных и не очень, восхитительных и оставляющих спокойным. Разных. На все возрасты и вкусы. Так было и на этот раз. Наиболее заметным среди этого внушительного парада цирков на сей раз стало франко-итальянское предприятие, названное несколько витиевато: «Цирк Ахилла Заватты плюс еще один великий, цирк в мире». Под «еще одним» подразумевался последний французский стационар «Медрано», который, увы, не дотянул до своего столетнего юбилея каких-нибудь двух лет. Если бы это произошло, здание получило бы статус национального памятника культуры, охраняемого государством. Этого, к сожалению, не случилось. Цирк был снесен, а имущество и заодно название было куплено итальянским антрепренером Антонио Казартелли.

Как и все предприятия такого типа, цирк Казартелли ориентируется на интернациональный состав труппы. В этом цирке поражает прежде всего организационный размах, сочетаемый с трезвым расчетом и смелой предприимчивостью. Так, например, Казартелли позволяет себе прервать гастроли в Италии и объявиться в Париже, чтобы дать в двадцатитысячном Дворце спорта 16 представлений. Это не каприз и не спонтанная прихоть миллионера. Это знание конъюнктуры «рынка развлечений» и умение считать деньги. Подсчитали, и вышло, что так рентабельней. Основная масса багажа — слоны, лошади, фургоны, погрузочно-разгрузочная техника и тому подобное — осталось в Вероне, куда срочно прибыла труппа Ахилла Заватты и дала свои блиц-гастроли. Сюда же, в Париж, прилетела труппа Казартелли собрать свой рождественский урожай франков. Самое поразительное, что Казартелли-дрессировщик без особых трудностей (две репетиции) оба номера дрессуры с лошадьми и слонами работал... с чужими животными. В разговоре после представления Антонио, правда, сожалел, что в парижском варианте не смог показать несколько собственных «коронок» дрессировки, но эти потери, по его мнению, оправдались прибылями от экономии на перевозку животных. «Сами понимаете, бизнес есть бизнес»,— улыбнулся на прощание Казартелли — невысокий, ладно скроенный, молодцеватый итальянец с чисто американской, я бы сказал, барнумовской деловой хваткой. Судя по улыбке антрепренера и почти до отказа заполненному залу, с бизнесом дела обстояли, видимо, неплохо.

Пролог казартеллиевского представления представлял собой пышный симбиоз из акробатического шари-вари на манеже и не менее красочного кортежа-кавалькады различных животных по большому эллипсу вокруг трех манежей. В первом установлена так называемая централь-: ная клетка для выступлений с хищниками, второй манеж, центральный, — опилочный, традиционный — для выступлений артистов, и место третьего обозначено условно — ковром.

...В пространстве над третьим манежем зажглись огоньки «ракеты», предваряя выступление воздушного трио «Онтарис»— лауреатов Международного конкурса артистов цирка в Монте-Карло. От выступления «Онтарисов» — два брата-близнеца и сестра — остается впечатление безыскусной красоты и молодого свежего обаяния. Излишне говорить, что работают артисты без лонжи (для западноевропейских артистов это давно норма), четко, элегантно, строя выступление на сложной и эффектной трюковой основе, подтверждая неслучайность победы на конкурсе в Монако.

 Как профессионалу, мне бросилась в глаза оригинальная простота аппарата, на котором работают артисты, в отличие от наших «воздушников», которые оригинальность зачастую понимают как нагромождение сложной цирковой машинерии. Один-единственный подвесной трос, на нем горизонтальная штанга, один конец — «бамбук», а другой — «ракета», вращающая конструкцию по кругу.

Далее на центральном манеже идет выступление болгарских акробатов-эксцентриков с трамплином Мале-волти. Восемь исполнителей, одетых в шаржированные костюмы полисмена, домохозяйки, прохожего, клоуна, торговца, шотландца-туриста и т. п., наперегонки стараются рассмешить нас эксцентрическими прыжками с трамплина. Номер смотрится как веселая акробатическая игра-недоразумение со множеством неожиданных падений и столкновений. Остроумно обыгрываются чисто акробатические ситуации, подаваемые в стремительном темпе. Нарастающая скорость подаваемого артистами юмор, нарастает, увлекает, и, как говорится, горячим это есть можно. Но как только темп спадает, происходят вещи по крайней мере спорные. Так, в финале осмелевший Клоун «уговаривает» участников игры выстроиться в очередь, с тем чтобы совершить через нее прыжок. Звучит барабанная дробь, Клоун разбегается и... разочарованно рассматривает первого в очереди — неуклюжего и толстого Торговца. Решает заменить его на почему-то странно волнующегося молодого Шотландца. После недолгих уговоров Шотландец, что-то сообразив про себя, соглашается. Разбег, толчок и... под бодренький цирковой марш артисты покидают манеж, а хитро подмигивающий Шотландец закидывает свою юбочку себе на спину, ниже которой красуется... запрещающий автомобильный знак — «кирпич». Зал хохочет. Вот такой юмор...

Незаурядным мастерством отмечено выступление интернационального по составу коллектива канатоходцев Саприни. Их трюки — «скакалка», «чехарда», подъемы и спуски по разнонаклонным канатам — удачно соединяют в себе эффектность и легкость исполнения и проделываются на двенадцатиметровой высоте, опять же, без страховки. После такого зрелища работа большинства наших канатоходцев, наглухо связанных с лонжей, кажется детской шалостью.

Особое удовольствие детям доставляет номер Зиты и Джони Ансельми с пятью шимпанзе. На самокатах и велосипедах обезьяны раскатывают по всему пространству зала, время от времени останавливаясь и посылая публике воздушные поцелуи. Шимпанзе-эквилибрист взбирается на длинный перш, наверху которого исполняет спешные стойки. Наибольшим успехом пользуется шимпанзе, которая долго петляет вокруг дрессировщиков на моноцикле, не желая покидать манеж. Без избыточной помпезности и в хорошем темпе сам хозяин предприятия демонстрирует добротную, профессиональную дрессировку слонов, которой предшествует эффектное па-де-де на слонах в исполнении Бианки и Антонио Казартелли. Такой «экзотический» настрой представления удачно подхватывают марокканские прыгуны «Марокеш». Поистине в бешеном темпе блистательно исполняются так называемые арабские колеса, колпинские прыжки и арабские сальто, обнаруживая невероятную гибкость и прыгучесть африканских артистов, их неугасающее умение хранить традицию своего рода этнографической акробатики. Завершает первое отделение удручающе вялый и невыразительный номер с тиграми итальянца Александрини.

Открывает второе отделение аттракцион аргентинского мотоквартета «Казмо». Двое мужчин и две женщины демонстрируют различные сочетания фигурной езды на мотоциклах внутри трехметрового стального шара. Сильное впечатление производят исполнители, когда в шаре в разных плоскостях ездят сразу на трех мотоциклах. Лихо! И, наконец, завершают представление болгарские акробаты с подкидными досками под руководством Джулио Малеколти. Лауреаты конкурса в Монте-Карло, болгарские артисты, хотя, как говорится, пороха не выдумали, достойно подтвердили свой высокий технический уровень и зрелое мастерство. Венцом зрелища была кавалькада-кортеж из слонов и лошадей, обошедших зал и прощающихся с публикой.

Если попытаться непредвзято охарактеризовать то, что мы увидели, нельзя не учитывать, что «сверхзадачей» представления «еще одного великого цирка» был... бизнес, и с этих позиций увиденное вряд ли уязвимо. Взять хотя бы более чем второстепенную, роль, которая отведена в представлении клоуну Анжело. За те три-четыре выхода, когда он появлялся на манеже, он не мог (и дело даже не в скромных размерах дарования) и, даже больше того, не должен был себя проявить. Клоун появился лишь в силу формального соблюдения буквы традиции. Основной упор создатели сделали на максимальное разнообразие цирковых жанров, где доминировали номера с животными, акцентировалась яркая подача невероятных по сложности и впечатлению трюков. Иначе говоря, Казартелли сознательно ориентировался на шоу-спектакль. Зритель ждал именно этого, и ему «это» дали. Что-что, а своих зрителей Казартелли знает, в этом ему не откажешь. В зале и в манеже в данном случае стремятся к созданию атмосферы непринужденной расслабленности, легкого развлечения, необязательного созерцания некоего коктейля необычностей, рассчитанных на легкий эпатаж. Постановщик, надо полагать, не связывал себя обязательством «взять зрителя за шиворот» и заставить его сопереживать волшебству циркового таинства. Он и не собирался открывать своим зрителям неведомые грани человеческих характеров, уводить зрителя в поэтический мир ассоциативных сравнений и высоких эстетических переживаний, то есть и не помышлял о том, чем, в сущности, призвано заниматься большое Искусство цирка. Чем, к примеру, занят Грюсс. На все, что происходило под сводами Дворца спорта в Берси, можно смотреть, но можно было и не смотреть, а отвернувшись, купить сувениры, лакомиться мороженым, сандвичами, выпить пива или просто перекинуться словом с разгуливающими по залу размалеванными «под клоунов» мальчишками.

Здесь нет нужды размышлять над тем выше или ниже, достойнее или нет, хуже или лучше такое зрелище настоящего Цирка. Это, повторюсь, реальность сегодняшнего дня (как мы видели, и для западноевропейского цирка тоже), и с ней необходимо считаться. Только очень аккуратно, компетентно и заинтересованно подойти к проблеме когда, где, кому, в какой мере и что необходимо.

ВЛАДИМИР СЕРГУНИН, артист цирка

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Рейтинг.ru