Его песни нужны народу - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Его песни нужны народу

Аркадий Ильич ОстровскийЛетом этого года я участвовал в музыкальном фестивале на Волге. Аркадий Ильич Островский находился в это время далеко, но у всех было такое чувство, будто он вместе с нами.

Ни один теплоход не отходил от пристани без того, чтобы с его па­лубы не звучала чудесная, душевная песня композитора «Как провожают пароходы». На конгрессах Мира, в дни народных праздников, в парках и садах, на морях и океанах звучат песни Аркадия Островского. Их поют люди всех возрастов, разных характеров и профоссий – их любят миллионы. В чем же секрет такого, я бы сказал, победоносного шествия этих песен? Мне думается, что главное в творчестве А. Островского — человечность и правдивость. Композитор не терпел ии малейшей фальши, он никогда не шел на компромиссы со своей совестью. Мне вспоминается далекий, суровый 1941 год. Война. Еще совсем молодым, начинающим компози­тором, я попробовал написать песню. Предложил ее Л. О. Утесову. Когда зашла речь о том, чтобы инструментировать ее, Леонид Осипович познакомил меня с  Аркадием Островским, который тогда был

в оркестре аккордеонистом, и попросил его помочь мне. Затем были у нас многие годы дружбы, иногда общих радостей и волнений. Утесов первый почувствовал в молодом музыканте большое дарование, первый «заставил» его писать музыку. Опираясь на традиции советского песенного твор­чества, Островский смело пошел вперед, показав себя подлинным художником-новатором. Его произ­ведения — итог творческих дерзаний, это в полном смысле слова новые песни, такие, каких раньше не было. Это не значит, разумеется, что все написанное до него хуже. Мне лишь хочется подчеркнуть, что песни Островского привнесли в нашу культуру новое, своеобразное, характерное только для дан­ного композитора мироощущение.

Жизнеутверждающее искусство — это определение, по-моему, больше всего подходит для характеристи­ки творчества Аркадия Ильича: каким он был в жиз­ни, таким он оставался и в музыке. Когда думаешь об Островском, всегда представляешь его в гуще людей — среди пионеров, для которых он написал столько чудесных песен, среди студентов, всегда нетерпеливо ожидавших встречи с любимым компо­зитором, среди рабочих, космонавтов, ученых. Он всегда жил жизнью народа. Его песня «Пусть всегда будет солнце» выразила чувства миллионов людей нашей планеты. «Голос Земли», «Атомный век», «Песня остается с человеком», «Песня о любви» — огромное число произведений талантливого компози­тора стало неотъемлемой частью нашей культуры.

Только яркий и самобытный художник способен создать в музыке живые человеческие образы. Арка­дий Ильич был именно художником. Кто не знает его лирический цикл: «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду», «И снова этот двор», «И все сбылось и не сбылось». По-моему, эти песни знают все. И любят. Любят горячо, благодарно. Островский ушел от нас в расцвете творческих сил. Только что прозвучал его новый вокальный цикл: своеобразное, интересное сочинение — «Полутона». У композитора было множество других замыслов. Он жил в музыкальном океане, где бушевали бури и сверкало солнце.

Аркадий Ильич ушел от нас. Но мы знаем, что у настоящего художника есть вторая жизнь — жизнь его творений. Можно с уверенностью сказать, что песни Островского будут жить очень долго. Они всегда будут с людьми, ибо они нужны людям.
 

ОСКАР ФЕЛЬЦМАН

Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования