Его песни нужны народу
Летом этого года я участвовал в музыкальном фестивале на Волге. Аркадий Ильич Островский находился в это время далеко, но у всех было такое чувство, будто он вместе с нами.
Ни один теплоход не отходил от пристани без того, чтобы с его палубы не звучала чудесная, душевная песня композитора «Как провожают пароходы». На конгрессах Мира, в дни народных праздников, в парках и садах, на морях и океанах звучат песни Аркадия Островского. Их поют люди всех возрастов, разных характеров и профоссий – их любят миллионы. В чем же секрет такого, я бы сказал, победоносного шествия этих песен? Мне думается, что главное в творчестве А. Островского — человечность и правдивость. Композитор не терпел ии малейшей фальши, он никогда не шел на компромиссы со своей совестью. Мне вспоминается далекий, суровый 1941 год. Война. Еще совсем молодым, начинающим композитором, я попробовал написать песню. Предложил ее Л. О. Утесову. Когда зашла речь о том, чтобы инструментировать ее, Леонид Осипович познакомил меня с Аркадием Островским, который тогда был
в оркестре аккордеонистом, и попросил его помочь мне. Затем были у нас многие годы дружбы, иногда общих радостей и волнений. Утесов первый почувствовал в молодом музыканте большое дарование, первый «заставил» его писать музыку. Опираясь на традиции советского песенного творчества, Островский смело пошел вперед, показав себя подлинным художником-новатором. Его произведения — итог творческих дерзаний, это в полном смысле слова новые песни, такие, каких раньше не было. Это не значит, разумеется, что все написанное до него хуже. Мне лишь хочется подчеркнуть, что песни Островского привнесли в нашу культуру новое, своеобразное, характерное только для данного композитора мироощущение.
Жизнеутверждающее искусство — это определение, по-моему, больше всего подходит для характеристики творчества Аркадия Ильича: каким он был в жизни, таким он оставался и в музыке. Когда думаешь об Островском, всегда представляешь его в гуще людей — среди пионеров, для которых он написал столько чудесных песен, среди студентов, всегда нетерпеливо ожидавших встречи с любимым композитором, среди рабочих, космонавтов, ученых. Он всегда жил жизнью народа. Его песня «Пусть всегда будет солнце» выразила чувства миллионов людей нашей планеты. «Голос Земли», «Атомный век», «Песня остается с человеком», «Песня о любви» — огромное число произведений талантливого композитора стало неотъемлемой частью нашей культуры.
Только яркий и самобытный художник способен создать в музыке живые человеческие образы. Аркадий Ильич был именно художником. Кто не знает его лирический цикл: «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду», «И снова этот двор», «И все сбылось и не сбылось». По-моему, эти песни знают все. И любят. Любят горячо, благодарно. Островский ушел от нас в расцвете творческих сил. Только что прозвучал его новый вокальный цикл: своеобразное, интересное сочинение — «Полутона». У композитора было множество других замыслов. Он жил в музыкальном океане, где бушевали бури и сверкало солнце.
Аркадий Ильич ушел от нас. Но мы знаем, что у настоящего художника есть вторая жизнь — жизнь его творений. Можно с уверенностью сказать, что песни Островского будут жить очень долго. Они всегда будут с людьми, ибо они нужны людям.
ОСКАР ФЕЛЬЦМАН
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий