Энциклопедия проблем - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Энциклопедия проблем

Может ли быть написан учебник о явлении, структура которого до конца не ясна, а о сущностных его сторонах идут жаркие споры! Совместим ли вообще учебник с поисковой научной работой! До недавнего времени подобные вопросы показались бы риторическими. Но времена меняются, проблемное обучение пробивает себе дорогу, и «поисковый» учебник, выносящий на обсуждение дискуссионный материал и отражающий исключительно позицию его автора, уже оказывается возможным. Ну а то, что один из первых среди таких учебников посвящен эстраде — более чем закономерно: быть на острие прогресса вообще характерная черта этого искусства.

Книга известного советского исследователя С. Клитина «Эстрада: проблемы теории, истории и методики», вышедшая в Ленинграде в 1987 году, стала не только первым учебником, показывающим это искусство в различных ракурсах, но едва ли не первым проблемным учебником для вузов искусств, приглашающим к размышлению, дискуссии. Материал книги исключительно широк как по кругу затрагиваемых теоретических проблем, так и в историческом и географическом аспектах. Столь же многообразны и подходы: дотошный академический поиск истоков тех или иных ключевых понятий здесь соседствует с публицистически острыми зарисовками современного состояния эстрадного искусства. Нельзя сказать, что книга от подобного многообразия совсем не страдает, однако, думается, автор вправе был пожертвовать обследованием глубин по всему «фарватеру» эстрады и одностильностью изложения, поставив перед собой задачу охватить почти необъятное.

Заметное достоинство книги — тщательная каталогизация практически всех основных понятий эстрадного искусства. Они дают возможность охватить важные категории «легкого жанра» и обнаружить некоторые из их связей. Значительное внимание уделено поиску точного определения сущности, границ и признаков эстрадного искусства. Автор анализирует происхождение термина «эстрада», намечая при этом приблизительные контуры границ между эстрадным и театральным искусством, эстрадным и филармоническим искусством. Проблема размежевания эстрады и других сценических искусств — одна из сквозных тем книги. Наиболее общие сущностные признаки «легких жанров» автор объединяет понятием эстрадности, которое связывается с термином «варьете-момент», предложенным в 1902 году немецким исследователем А. Мёллер-Бруком. Шаг за шагом набираются признаки, характеризующие, с точки зрения автора, наиболее важные и отличительные свойства эстрадности: открытость актерского искусства и способов общения с публикой, импровизационность, лаконизм и т. п.

Значительное внимание уделено развлекательности в искусстве эстрады. Отношение к этому явлению у нас до сих пор достаточно противоречиво. Долгое время, как справедливо отмечает С. Клитин, сама идея развлечения казалась кощунственной на фоне половодья образов трудового энтузиазма масс. Здесь было царство романтически возвышенного, а развлечение из-за целого ряда вполне конкретных исторических коллизий оказалось накрепко привязанным к понятию низменного. «Привязка» эта вскоре ослабла, однако предвзятость осталась. Нет-нет, она прорастности, В. Данилевского, А. Кугеля), и полнее показать драму их переосмысления на протяжении 20-х годов. Не менее полезным для учебника было бы и более фундаментальное и ывается на страницы прессы даже сейчас — вот почему так важна проработка проблемы развлечения и развлекательности. Жаль лишь, что в книге не нашлось места для того, чтобы обсудить интересные идеи, содержащиеся в ряде работ русских исследователей 10-х годов (в чсистематическое представление современных взглядов на эту проблему.

Самостоятельный раздел книги посвящен концерту как форме существования эстрады. Тема эта в советской литературе практически не разрабатывалась и то, что автор ввел ее, заметно обогащает учебное пособие. Лишь круг привлеченных источников желательно было бы видеть более широким, ведь в зарубежной литературе концерту, его становлению и развитию уделено очень много внимания.

Понятно, что объем книги не позволил автору выписать все аспекты эстрадного искусства с необходимой степенью подробности. Но разнообразие его зрительского, исследовательского и педагогического опыта здесь весьма ощутимо. В учебное пособие введены, например, заметки об эстраде социалистических стран — ГДР, ЧССР, Венгрии. Чужеродные по содержанию и частично по стилю изложения, они в то же время убеждают, сколь интересна и перспективна разработка вопросов, связанных со спецификой эстрадного искусства отдельных стран мира. Интересны методические рекомендации автора, обращенные к будущим артистам. Сочетающие личные наблюдения с размышлениями о профессии выдающихся мастеров театра, эстрады — Станиславского, Эйзенштейна, Ильинского, Шульженко и других, они позволяют связать вопросы передачи профессионального опыта артистам эстрады со спецификой самого искусства.

При всем тематическом многообразии учебника, господствующая в нем перечислительность обнаруживает диспропорцию некоторых его разделов. Так, важнейшей для современной культуры теме микрофона в эстрадном искусстве отведено лишь несколько строк. Проблеме маски эстрадного артиста места уделено больше, но и ее пространство и уровень детализации несоизмеримы с реальной значимостью. Подобные вопросы, возможно, и не возникали бы, если к эстрадному искусству удалось бы применить современный системный подход. Увы, теория пока более или менее успешно каталогизирует шелуху фактов. Пробиться сквозь нее — задача следующего этапа в развитии науки об эстраде.

Нельзя не сказать и о некоторых внутренних противоречиях книги. За одним из них, как мне представляется, стоит наиболее спорное в методологической позиции автора. Речь идет об эпическом и лирическом в эстрадном искусстве. Поначалу утверждается, что оно — область господства лирики, малых лирических форм. Отсюда выводится и ряд особенностей. Вскоре, однако, речь идет об эпическом рассказчике, а затем и весь концерт уподобляется рассказу. Но рассказ — представитель малых форм эпической литературы. В этом смысле термин «монолог-рассказ», мелькающий на 122-й странице книги, представляется крайне неудачным. Точнее определение «монолог-исповедь», как и предлагает автор чуть позже. Но дело не только в этом. Дело в самом факте появления проблемы эпического в книге об эстраде.

На протяжении нескольких десятилетий развития советского искусства в нем действительно насаждалась эпическая линия. Захватила она и эстраду, выхолащивая из нее самую суть. Эпизация была естественным следствием борьбы с буржуазным индивидуализмом, характерной для середины 20-х годов, и многое в советском эстрадном искусстве с того времени можно объяснить именно этим. Помпезная эстрада с велеречивым славословием, магическими формулами заклинания врагов, отточенными способами самоэкзальтации, — все то, что мы сегодня с большим трудом воспринимаем, является составной частью истории нашей культуры. И забывать ее мы не в праве.

Тем очевиднее, что сам материал эстрады, взятый в широком историческом диапазоне, сопротивляется однозначным определениям и жестким схемам. Эстрада не может быть вообще охарактеризована ни как только лирическое, ни как только эпическое искусство. Как ни в какой другой области искусства, время в эстраде расставляет свои акценты, нередко меняя ее сущностные признаки. Изменения эти могут происходить на протяжении десятилетий, но могут охватывать и более краткие периоды.

Вот почему вряд ли целесообразно, как сделано в книге, выводить основные свойства эстрады из этимологии того слова. Убежден, что более плодотворным здесь окажется путь фронтального и углубленного анализа какого-либо одного исторического периода. Чтобы, иначе говоря, стремление к обобщению и анализу, характерное для книги С. Клитина, соединилось с тщательной и возможно более полной проработкой реальной фактуры материала, что, например, отличало известный трехтомник «Русская советская эстрада», выпущенный ВНИИ искусствознания.

И последнее — об адресате книги. Для исследователей она несомненно интересна, поскольку сама является продуктом исторически обусловленных прозрений и заблуждений. Но вот образ студента, который встает за ее страницами, меня лично немного пугает. Подчас возникает ощущение, что будущий профессиональный артист чрезвычайно мало знаком даже как зритель со своим видом искусства. Но нужно ли таких учить и можно ли их вообще научить? Опыт ГДР, например, с жестким отбором в специальные учебные заведения лишь тех, кто зарекомендовал себя в любительской концертной практике, представляется более чем интересным. Быть может, и у нас нужно шире использовать систему такого профессионального отбора? Но это еще одна проблема, которая невольно встает за строками рецензируемого учебного пособия.

Конечно, внимательный читатель, добравшийся до конца этой рецензии, вправе мне бросить: «Легко упрекать человека, строящего невиданное доселе здание!» Но замечания мои — не упреки. Это тоже проблемы, только проблемы уже на будущее. Автора же, как и нас, нужно поздравить с первым интересным по замыслу опытом построения науки об эстраде, зовущим к размышлению и спорам.

 

Е. ДУКОВ, кандидат искусствоведения

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования