Эстрадный танец: работа, поиск, перспективы
В юбилейном рапорте нашей эстрады танец занял место приметное. Обширная — из трех отделений — программа, показанная балетным коллективом Москонцерта, может именоваться и парадом и праздником.
Итоги почти трехлетней (срок малый, а результаты внушительные) деятельности мастерской, которую возглавляет Владимир Преображенский, показаны наглядно. Круг интересов руководителя и его воспитанников очерчен отчетливо, труды и направленность эксперимента ясны.
Несколько сезонов назад речь шла о возрождении полузабытого жанра эстрадного танца. Ныне задачи переместились в сферу непрерывных, не чуждых риска опытов. Отыскание новых балетмейстеров и композиторов, совершенствование исполнительской умелости, попытки решить поистине неотложные задачи создания костюма для эстрадного танца — тут стремятся во всем следовать идейно-эстетическим требованиям нашего времени. Такова главная движущая сила развития коллектива. Приметы и признаки его роста несомненны. И веское тому доказательство — сатирическое обозрение «Кукрыниксы».
Премированная на Всесоюзном хореографическом конкурсе 1967 года и сравнительно недавно выпущенная на суд публики, эта работа непривычна. Миниатюры на темы бытовых сатирических рисунков имеют целый ряд аналогов: и подхалим и недоросль-стиляга, высмеянные в «Поганках» и «С великим мал, с малым велик», и прежде служили натурой для постановщиков. Политическая сатира в эстрадном танце впервые появляется развернутым циклом, сцементированным и единой изобразительной стилистикой, и единством гротесковых приемов, своеобразных хореографических гипербол, и единством композиторского замысла. В нерасторжимости различных компонентов — главное достоинство постановки В. Преображенского и В. Копылова.
Мера гротеска, мера сатирической условности выдержана одинаково и последовательно. Выдержан и единый принцип «оживания» карикатуры: изображение, созданное Кукрыниксами, — точка, финал каждой миниатюры. Обращаясь к карикатуре, хореографисты относятся к ней, как к последнему кадру фильма, который словно «раскручивается» в обратном направлении.
Музыка — не просто удобный аккомпанемент. Сочинение специально предназначено данному балетмейстерскому плану и данному изобразительному первоисточнику. Ученик Арама Хачатуряна, молодой даровитый композитор Богдан Троцюк бесспорно нашел себя в сфере эстрады. Но и творчество Троцюка — находка для эстрады. Уже его первые музыкальные миниатюры «Бешеный» и «Хиросима» обнаружили точное, яркое ритмическое чутье. Он понимает особый, сконцентрированный хронометраж эстрадного номера, умеет найти сугубо современные приемы инструментовки, отвечающие пластике каждой сценки.
Все эти качества выявились в концерте для двух роялей и двух ударных, каким является, по существу, музыка «Сатирического обозрения». Композитор смело пользуется сегодняшней звуковой палитрой, полной диссонансов, неожиданных переходов, «прыжков в неизвестное», никогда не пренебрегая образностью. Страстное, агитационно сильное обличение античеловечности, и антиэстетичности всех и всяческих проявлений насилия, претензий на мировое господство, поджигательства находит в обозрении необычное и неожиданное раскрытие. Открывается дальняя перспектива исканий эстрадного танца в области политической сатиры. Однако было бы неверно предполагать, что столь злободневные устремления приведут к некоей аскетической ограниченности профессионального кругозора, заставят забыть желанную (и в идеале — всегда прекрасную) гостью эстрадных подмостков — лирику.
«Двое». Так называется один из лирических дуэтов, о котором речь впереди. А вообще-то «двое» всегда будут объектом искусства, и в вечности любовной темы вряд ли усомнится даже закоренелый скептик. Лирика эстрадного танца не совсем сродни лирике балетного театра. Тут свои обычаи, своя тональность — по преимуществу мажорная. Тут свои приемы — по преимуществу виртуозные. И, конечно, своя исполнительская манера, отмеченная открытым обращением к залу, подчеркнутой бравурой лихих поддержек, узаконенной именно эстрадным танцем еще « двадцатых годах акробатикой. И свои несколько убыстренные, динамизированные темпы, кстати, более доступные эстрадным исполнителям: Г. Шейн и В. Выборнов в своем широко известном дуэте «Весной вдвоем» (постановка В. Зернова, композитор А. Петров) обнаруживают отличное владение темпами аллегро и куда меньшую привычку к адажио. И — свое, стремительное развивающееся действие.
Все эти короткометражные хореографические романы молниеносны, и завязка не так отдалена от финала, как в большом или даже одноактном балетном спектакле. Темы, сходные, средства воплощения — разные. Но приемы, пусть сильно преобразованные требованиями эстрады, почерпнуты из той же азбуки классического танца и, следовательно, требуют того же настоящего профессионализма, которого, увы, пока еще недостает исполнителям, несмотря на их энтузиазм и искреннюю преданность делу. Конечно, можно упрекнуть постановщика В. Манохина в том, что в миниатюре «Двое» на музыку Н. Богословского чрезмерно много нарочито осложненных поддержек, не слишком образных при всей своей едва ли уместной откровенности. Можно и должно, видимо, отметить явную несамостоятельность хореографического мышления постановщика, над которым тяготеют воспоминания о миниатюрах Голейзовского, Якобсона и других.
Конечно, можно положительно оценить инициативу В. Преображенского, который поставил дуэт на музыку романса А. Рубинштейна «Ночь». Со времен незабываемого, зафиксированного кинематографом начала века сольного номера Анны Павловой прошло достаточно много лет. Однако сама по себе попытка сочинить на музыку, связанную с этим священным именем, совершенно самостоятельную миниатюру — достаточно смела... Но важней, нежели просчеты или завоевания постановщиков, то, что добросовестность исполнителей Л. Реутовой и И. Махаева («Двое»), Ю. Карельских и В. Быстрых («Ночь») не может скрыть недостатка школы, неточной координации движений, малой кантиленности и сопряженности па, особенно заметной в медленных темпах. Общность исполнительских огрехов в различных по складу номерах заставляет думать о необходимой «адаптации» средств классического танца с учетом определенных возможностей исполнителей. Говоря проще, последним не надо ставить ничего чисто классического до тех пор, пока они вполне не овладеют техникой, школой русского балета.
В новой программе мастерской есть немало номеров, отмеченных таким совпадением хореографии и технической оснащенности, фактуры исполнителей. Когда Андрей Крамаревский появляется в монологе «Сын Африки», построенном на элементах негритянского танцевального фольклора, когда Мухабад Абдуллаева в таинственном и теплом озарении зажженных свечей исполняет арабский танец (честно говоря, просто «танец живота», но в манере, очищенной от некоей «кабаретной» вульгарности), не возникает никаких сомнений в посильности балетмейстерских задач для артистов.
Руководитель хореографической мастерской Москонцерта Владимир Преображенский — знаток классического танца. В свое время сам прекрасный классический танцовщик, партнер Галины Улановой и Ольги Лепешинской, он, завершив свою сценическую деятельность, проявил живейшир, интерес к эстрадному танцу. Интерес этот счастливо соединился с верой в будущность жанра и в буоущность своих подопечных.
Преображенский верно и точно понимает смысл названия «мастерская»: место, где трудятся, ищут, отшлифовывают, пробуют; место, где становятся мастерами; место, не оторванное от современной жизни, а связанное с действительностью множеством нитей. Именно этим, на наш взгляд, можно объяснить такое количество (и в большинстве случаев подлинно художественное качество) номеров на современную тему, номеров в современных ритмах.
Танцует ВЛАДИМИР ШУБАРИН
«Двое» — исполняют солисты балета Москонцерта Л. РЕУТОВА и И. МАХАЕВ
Танец «Барабан и балалайка». Исполняют И. НИКОЛАЕВА и Н. НИКОЛАЕВ
Ритмы современности — ритмы пестрой уличной толпы, ритмы стадиона с порывом и азартом спортивных поединков. Торопливые, почти скоростные ритмы человеческого общения. Раскованные и вольные ритмы наших дней. Пожалуй, они-то и определяют нынешнюю новую программу. Педагог-методист Л. Школьников предлагает четырехчастную сюиту: бразильский «Лимбо» сменяется его собственным широкоизвестным «Терриконом», а немецкая, именуемая по-английски «Рэд лав» («Красная любовь»), уступает место сверхпопулярной «Летке-енке». Можно получить наглядное представление и о том, что нынче танцуют, и о том, что нынче преподают в танцклассах.
Но, право, не шире ли, не благодарней ли задачи эстрадного танца? Не предполагает ли он обязательной театрализации? Не требует ли непременной хореографической фантазии, которой всегда будет тесно в пределах цитирования подлинного бытового танца. Само словосочетание — бытовой танец — несколько приблизительно. Ведь танец в быту наделен зарядом поэзии и, видимо, хореограф может извлечь много ценного, развив, заострив, выкристаллизовав поэтическое начало подлинного танца.
Видимо, это отлично почувствовал художник А. Дандурян, А. Вельдман и Ю. Королева в костюмы, представляющие тонкую импровизацию на темы подлинных вечерних туалетов. Здесь все чуть элегантней, чуть наряднее, чуть декоративней, чем в жизни: изысканная, подчеркивающая фигуру танцовщика линия смокинга, черная летучая пена и темное серебро украшений открытого платья красивой белокурой танцовщицы.
Еще проницательней'угадал и воссоздал театральную стихию современного танца (исполнители Р. Ратина и М. Негру) Энар Стенберг. Броское сочетание белого, ярко-синего в мужском костюме с цветом обожженной глины и темного золотистого меда подчеркнуто умной, выдержанной в строгой и тонкой манере хореографией. Олимпия Гелодари взяла подлинные движения греческого «Сиртаки» и выстроила на их основе отличную композицию. Отчетливый зачин, когда исполнители одновременно представляются публике и друг другу. Стремительная, но не утрачивающая благородной интонации средняя часть. Забавная концовка — несколько насмешливых и согретых взаимной симпатией «поклонов» партнеров друг другу. В «Сиртаки» отчетливо прочерчены тенденции развития современного бального и современного эстрадного танца.
Владимир Шубарин общается с залом один на один. Среди его шейков, вЛетки-енки», джазового этюда «Движение», «Красного дьяволенка» и «Русской вариации» не затерялся украшенный новыми забавными трюками прежний номер — «Туфли, шляпа и Шубарин». Мы бы вынесли на первое место в этом перечне фамилию исполнителя. Он всегда и во всем — на первом плане. Со своими природными данными, со своей запальчивой уверенностью в праве сочинять так, как ему хочется, со своей привычкой к успеху.
В чем же секрет этого успеха? Вероятно, Шубарин отвечает неодолимой потребности сегодняшнего зрителя в той самой подлинности образа, облика и манеры поведения, которая определяет успехи наших эстрадных певцов молодого поколения. Однако стремление быть на уровне времени питает, приводя к иным, ничуть не менее интересным художественным результатам, чем у Шубарина, фантазию многих хореографов и исполнителей. Ритмы и пластика современного бально-бытового танца причудливо трансформировались даже в таком номере, как «Барабан и балалайка» (постановщик В. Копылов, исполнители И. и Н. Николаевы) — своеобычном «джазовом лубке», где русская мелодия соединяется с дергающимися па петрушки, а озорная перекличка партнеров полна веселья ярмарочных гуляний и стремительности нашего века.
«Туристы» (постановка В. Преображенского, В. Копылова) — очаровательный комический «балет на десять минут», великолепно «одетый» Энаром Стенбергом. Задор и ирония, бодрость и душевное здоровье, светлый оптимистический взгляд на жизнь и на людей — в невинных дурачествах и проделках «великолепной семерки». Они без устали вышагивают через леса, поля, болота. Они веселятся с неутомимостью молодости, выкидывая самые уморительные коленца от твиста и русских присядок до чехарды и «пения» под обязательную гитару и танцев до упаду под транзистор. Судя по успеху номера, который войдет в золотой фонд коллектива, здесь стоят на пороге постановки интереснейших сочинений на современные темы.
А судя по исполнительскому уровню Р. Гатиной, И. Горелова, А. Крамаревского, Ю. Королева, М. Негру, В. Никитина, В. Тихонова и других, такие номера становятся школой профессионального совершенствования, готовят к новым трудам, к решению новых проблем.
А. ИЛУПИНА, Е. ЛУЦКАЯ
Журнал Советский цирк. Март 1968 г.
оставить комментарий