Пожар
Шуршат пожухлые страницы,
Бумага желтая бледна.
Но сквозь заглавных букв ресницы
Какие смотрят времена!
СЕРГЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ
Снежный декабрь двадцать четвертого года
Давно я слышал, что в конце на редкость холодного двадцать четвертого года в ветхом деревянном бакинском цирке случился пожар и он сгорел дотла. А вместе . с ним погибли реквизит, костюмы, имущество артистов. Бакинцы оказали большую помощь погорельцам. Интересно, помнит ли кто из старожилов об этом событии?
MOCЦИРК - БРАТЬЯ АГАЕВЫ
Я спрашивал многих пожилых людей, и вот один старый артист, бывший когда-то клоуном, Юнис Агаев сказал:
— Не только помню, но и имел к нему прямое отношение: мы в тот сезон уже выходили с братом на манеж.
— Сколько же вам тогда было лет?
— Всего двенадцать. А брат Юсуф на семь лет был старше меня.
И Юнис Гаджикулиевич, ветеран цирка и эстрады, заслуженный артист Азербайджанской ССР, поведал мне историю, которую я, ни в чем не отступая от фактов, дополнил некоторыми подробностями, почерпнутыми мною из архивных документов и газетных сообщений того далеко двадцать четвертого года.
Ну, так вот: у старого Гаджикулиуста было десять детей — семь сыновей и три дочери. Он мечтал дать им всем хорошее образование, чтоб вышли в люди, обрели солидные профессии. Средств на это у него хватало: Гаджикули был печником и складывал не простые для обогрева печи, какие каждый мастер своего дела сложит, а, говоря современным языком, особо узкого дефицитного профиля — для выпечки восточных сладостей. Ах, какие чудесные получались в его печах пахвала, шекербура, нан, шоркогал, — в мире нет ничего вкуснее восточных сладостей, это вам любой местный житель скажет. Поэтому Гаджикулиуста был нарасхват, его прихода месяцами дожидались хозяйки не только с 1-й Канатепинской улицы, где он жил, но и со всей Шемахинки, а может быть и всего города. Так что он вполне мог рассчитывать на то, чтоб дать детям самое приличное образование. Все они постепенно и выучились. И только
двое, вот беда, занялись, по мнению отца, непутевым делом. Долговязый, с подвижным выразительным лицом Юсуф и его младший брат, розовощекий крепыш Юнис все свободное время сочиняли смешные, хлесткие песенки.
В то время на школьных и клубных сценах впервые появились «Живые газеты», а потом еще «Синие блузы» — своеобразные агитбригады. Юсуф и Юнис стали их непременными участниками. В своих куплетах они бичевали лодырей и бюрократов.
Сочинял в основном Юсуф, он был начитанным парнем, окончил семь классов русской гимназии. На литературные достоинства тогда мало кто внимание обращал, главное — злободневность. Многое братья заимствовали у заезжих гастролеров, запоминали их куплеты и переводили на тюркский, как тогда назывался азербайджанский язык. Использовали и местную прессу.
Публика хорошо принимала братьев, их все чаще стали приглашать не только на школьные вечера, но и на сборные концерты в рабочих клубах и парках.
Однажды Юсуф пришел домой радостный, сияющий, будто выиграл миллион, и, не успев затворить за собой дверь, с порога крикнул брату:
— С тебя, Юнис, десять порций мороженого!
— Это почему?
— Потому что нас пригласили в цирк! На разовые. Завтра репетиция!
Во главе циркового дела в Баку в ту пору стояли известные музыкальные клоуны-сатирики братья Таити и разносторонний артист И. А. Лерри, настоящая фамилия которого была Легалов, но ее мало кто знал, потому что Иван Абрамович носил свой псевдоним очень давно; он начинал как гуттаперчевый мальчик еще в прошлом столетии, освоил многие жанры и уже в довольно зрелом возрасте дебютировал в Баку как дрессировщик с великолепной конюшней. Словом, цирк находился в профессиональных руках. Неудивительно, что на его манеже собирались лучшие артистические силы.
Из газеты «Бакинский рабочий»: «Пятница, 5 декабря — последняя гастроль В. Л. Дурова».
Бакинцы тепло принимали Дурова, цирк был всегда переполнен. На смену Дурову прибыли новые артисты, многие из которых оставили потом заметный след в искусстве цирка.
Кумиром публики стал жокей Багри Кук, который легко запрыгивал с кипящим самоваром на круп скачущей лощади. Юные грациозные гимнастки Марта и Зоя Кох показывали с отцом номер на воздушной рамке «Летающие амуры». Позже они прославятся своим «Семафором-гигантом», а тогда в их номере было много наивного, аляповато-театрального, и все же он имел успех.
«Феномен-математик», «король цифр» Арраго легко манипулировал десятизначными числами — молниеносно их множил, делил, возводил в степень и извлекал из них корень.
Были еще «русский Гарри Пиль», который «мчался в воздухе на велосипеде», Арнольди — «высшее достижение эквилибристики на Эйфелевой башне» и много других артистов.
Вот в какую «компанию» попали Юсуф и Юнис Агаевы. Они сразу почувствовали доброе к себе отношение всех участников труппы.
— А ты что умеешь делать? — спросила Юниса бойкая девочка в стареньком заштопанном трико, когда он во время репетиции сидел в пустом амфитеатре и восхищенно наблюдал, как ловко крутят сальто акробаты, подбрасывают мячи жонглеры, балансируют на проволоке эквилибристы.
Юнис запнулся, ему хотелось объяснить, почему он здесь и как здорово то, что делают артисты, особенно жонглеры, но девочка по-своему расценила его замешательство.
— Ничего, и ты научишься! — сказала она, побежала на манеж, быстро, как юркая белочка, вскарабкалась по веревочной лестнице вверх, к перекладине, и уже оттуда помахала ему рукой.
Он знал, что это Зоя Кох, которая на представлении выходит на манеж с крылышками за плечами, изображая с сестрой Мартой маленьких амурчиков, потом она стреляет из лука в коренастого гимнаста в одеянии гладиатора, а Марта розами исцеляет его раны. И сейчас Юнис с интересом наблюдал, как этот 'гимнаст — он был Марте отцом, а Зое отчимом и слыл в цирке очень требовательным, но справедливым человеком — еще и еще раз повторяет с девочками на подвешенном под куполом аппарате одни и те же трюки, добиваясь четкости и чистоты исполнения.
Юнис быстро стал в цирке своим. Ему льстило, что взрослые разговаривают с ним и Юсуфом как с равными, дают полезные советы. Особенно им помогли братья Таити. Один из них, Леон Константинович, самолично отобрал из репертуара ребят наиболее удачные куплеты, преподал им азы актерского мастерства.
Накануне дебюта, когда Агаевы примеряли перед зеркалом свои костюмы, в гардеробную зашел Леон Константинович. Он придирчиво осмотрел, как сидят на них свободно ниспадающие с плеч черные из панбархата блузы, достаточно ли накрахмалены белые пышные жабо. Одежда хоть и «буржуйская», но строгая, ничего лишнего. Таити считал, что пока это лучший вариант, такой стиль более или менее соответствует их репертуару, ну а потом ведь цирк — не рабочий клуб.
Когда примерка закончилась, Леон Константинович, встав между братьями, обнял их за плечи и, нарочито растягивая слова, торжественно произнес:
— Ну-с, дорогие коллеги, как будем вас называть — Юнис и Юсуф? А может, лучше по-цирковому — Юн-Юс?
— Ну конечно, Леон Константинович, лучше и быть не может,— подхватил оказавшийся рядом шпрех. И как бы в подтверждение своих слов, зычным голосом произнес: — Впервые на бакинской арене! Юные азербайджанские сатирики Юн-Юс!
Так с легкой руки Лео Таити за братьями Агаевыми утвердился этот цирковой псевдоним. И не только на афише, но и в повседневной жизни.
Дебют прошел успешно. Впервые в стационарном цирке зазвучала на манеже азербайджанская речь. Народ охотно шел на новую программу. Братьев Юн-Юс подолгу не отпускали с манежа. Импонировала зрителям и молодость артистов, и то, что поют они на родном, понятном большинству в зале людей языке, нравились и сами куплеты, остроумные и злободневные.
Все было бы, наверное, и дальше хорошо, да вот... Началось с переменчивой бакинской погоды. Дикий, воющий ветер налетел на город. Его жители к ветрам привычны, думали, обычный норд — пошумит и перестанет. Но он не унимался, сметал все, что попадалось на пути. Всегда голубое бакинское небо вдруг стало похоже на рваный брезентовый шатер гигантского шапито. Забарабанил дождь, смешанный со снегом...
На следующий день газеты писали: «Баку оказался под снегом! Остановились поезда и трамваи. Все на борьбу со снежными заносами! Бакинским Советом приняты экстренные меры».
Прокопченный, пропитанный нефтью Баку отапливал свои жилища керосином. Участились пожары. То в одном конце города, то в другом небо подпирали черные столбы дыма. В полдень 29 декабря Юнис увидел из окна своего дома, что дым клубится в самом центре города. Кто-то из соседей сказал, что горит цирк. Братья бросились к месту пожара. Транспорт не ходил, бежали всю дорогу не останавливаясь. Когда добежали, цирка уже не было — догорали последние головешки. Вокруг пепелища суетились люди. Юнис увидел в толпе девочек Кох. Они плакали и не могли вымолвить ни слова.
Почти через сорок лет известная артистка Зоя Кох подробно описывает этот пожар в своей книге «Вся жизнь в цирке». Случился он оттого, что в одной из каморок-уборных, служивших также и жильем, упала горевшая керосинка. Артисты, помогая друг другу вынести маленьких детей, спасти хоть что-нибудь из имущества, проявили выдержку и самообладание.
В тот же день всех погорельцев поселили временно в большом зимнем спортивном зале, поставили там кровати, стулья, столы, помогли с питанием. Была образована комиссия по оказанию помощи цирковым артистам при профсоюзе работников искусств.
Юнис Гаджикулиевич подарил мне сохравшуюся у него очень ветхую от времени газету «Бакинский рабочий» с отчетом о работе этой комиссии. Датирована она 30 декабря. Подумайте только, вчера был пожар, а на другой день газета дает целую подборку материалов об этом событии и публикует обращение к трудящимся:
«Товарищи, положение несчастных погорельцев — цирковых работников крайне тяжелое. Нужна немедленно помощь, и помощь большая. Время не ждет! Среди пострадавших есть малолетние дети и больные... Вспомните, как работники циркового искусства постоянно и без промедления отзывались на всякий призыв на помощь пролетариату...
Пролетариат понимает всякую нужду! Пролетариат поможет!!
Всякого рода пожертвования и предложения о технической помощи по восстановлению орудий производства принимаются в правлении союза Рабис».
Среди мероприятий, намеченных комиссией
в помощь артистам цирка, значилось и издание специальной однодневной газеты. К сожалению, Агаев ничего о ней не знал. И к кому бы я ни обращался, никто про нее ничего не слышал. А была ли она вообще? — спрашивали меня. Была, конечно, была! Я даже встречал упоминания о ней в печати. Но в архивах и библиотеках города «цирковой газеты» не оказалось. Не нашлось ее и в главной библиотеке страны, как часто называют московскую «Ленинку».
ОДНОДНЕВНАЯ ГАЗЕТА «АРЕНА» И ЕЕ АВТОРЫ
Газету эту, которая вышла лишь один-един-ственный раз — 4 января 1925 года, я отыскал после долгих поисков в Ленинграде, в старейшей Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Называется она «Арена». Цель этого издания выражена в шапке на первой полосе: «Работники печати — работникам цирка», а подписал выпуск Петр Иванович Чагин, бывший в ту пору редактором газеты «Бакинский рабочий» и секретарем ЦК Компартии Азербайджана, человек яркого дарования, соратник Кирова, друг Есенина.
Пожелтевшие страницы уже рассыпаются и во многих местах разорваны. Но как они притягательны, в них ощущаешь напряженный пульс времени, слышишь голоса далеких лет...
Начинается «Арена» с передовой, где объясняется, как долог путь к цирковому номеру.-«Наш братский долг помочь им вернуться к своему труду, к своему искусству... Работники бакинской печати от редакторов до наборщиков отдают бедствующим работникам арены свой труд, выпуская эту газету».
Рядом — скупые строки зарубежной хроники. И тут же крупным шрифтом — врезка: «Каждый обязан думать о тех, кого стихия лишила крова и хлеба!»
Но самый приятный сюрприз ждал читателей на внутреннем развороте газеты, целиком отданном литературному творчеству поэтов, прозаиков, журналистов и., артистов цирка. Здесь впервые напечатана поэма Сергея Есенина «Цветы».
Нельзя не упомянуть и о напечатанной в газете статье «Цирк сегодняшнего дня». Ее автор — уже известный нам Лео Таити — мечтал о новом революционном цирке, где каждый номер будет нести в себе заряд большой агитационной силы.
Он поистине вездесущ, Лео Таити, — и клоун, и режиссер, и директор, и теоретик цирка. А на последней странице газеты, где помещена театральная реклама, он еще и исполнитель роли в оперетте Кальмана «Сильва». Весь сбор от спектакля шел в пользу артистов цирка.
Из письма в редакцию: «Тов. редактор! При сем прилагаю сто два рубля, собранные под Новый год артистами театра «Бумеранг» в гост. «Новая Европа» в пользу артистов цирка. С товарищ, приветом Мих. Морозов-ский».
Поступило также от В. Дурова из Тифлиса 500 рублей, от нотно-музыкального магазина — 11 рублей 50 копеек, от проф. Эльяшевича — 5 рублей и вещи...
Даже дети опорожнили свои копилки: «Лилия Мирзоева вносит в пользу малолетних артистов цирка один рубль и вызывает: Мусабекову Сарочку, Султанова Гамидика, Караеву Зефочку, Ахундова Виолетика, Мирзоян Ниночку, Эфендиеву Халидочку, Гутину Надюшу...»
Я закрыл газету, с каким-то непонятным, смешанным чувством. Не сразу мог разобраться — что это? Восхищение? Удивление? Благодарность? А может, и то, и другое, и третье? Вы только представьте себе: кругом следы разрухи, не хватает продовольствия, горят нефтяные промысла, стоят паровозы... А тут сгорел наспех сколоченный деревянный цирк — и все население, от мала до велика, бросилось на помощь заезжим гастролерам, которые еще неизвестно когда снова сюда приедут.
Первый, кому я показал свою находку, был, конечно, Агаев. Он живет с женой и с семьей сына в центре города, в старинном красивом доме, и я часто захожу к нему по пути. Правда, дом его красив только снаружи, а внутри высокие-превысокие потолки, полумрак в гостиной, выходящей окнами в галерею, которая служит кухней, да и тесновато...
Юнис Гаджикулиевич сидит обычно в углу на диване, опустив руки на колени. На его гладко выбритом актерском лице уживаются одновременно что-то наивно-детское и умудренно-старческое. Последнее — это трудно прожитые годы, а наивно-детское, конечно, от цирка от того времени, когда они с братом Юсуфом выходили на манеж как куплетисты-сатирики Юн-Юс, а потом и как музыкальные клоуны.
Давно это было... Остались одни воспоминания. Да старые газеты с рецензиями. Помятые афиши. Выцветшие фотографии и программки. С Кио, с Альперовым, с Кадыр-Гулямом — с кем только не доводилось встречаться Агаеву на извилистом и запутанном, как клубок ниток, цирковом пути. Более двадцати лет проработал он с братом на арене. Потом они перешли на эстраду. Умер Юсуф, его заменила жена Юниса — Шафига, проффессиональная певица.
— Юнис-муалим, спрашиваю, а почему вы ушли из цирка?
— Потянуло в родные места. Ну а потом цирк любит молодых. Я тогда подумал: долго лИ смогу петь и кувыркаться? На эстраде век длиннее, до сих пор выступаю. Хотя, конечно, давно пора мне уходить на покой. Только никак не решусь. Вот завтра в Лок-батане концерт, приезжайте.
— Ас чем выступаете?
— Вай, да разве сегодня мало тем для сатиры? Куда ни взгляни — увидите! Вы же газеты читаете — знаете.
Я на миг представил себе, как он едет в тряском автобусе в Локбатан или в Приморск, или еще куда-нибудь к черту на куличках. Потом долго ждет обратного автобуса или последней электрички. Какая внутренняя сила движет им?
... Агаев перелистывал страницы принесенной мною газеты.
Путешествие в прошлое по страницам газетной летописи — одна из самых увлекательных экскурсий на свете. Мы с Агаевым взглядываемся в пожелтевшие страницы, всматриваемся с блеклые фотографии. И его полутемная комната наполняется звуками бодрых революционных маршей, фабричных гудков, запахом нефти, добытой на первых советских промыслах.
Говорят, что неразрывна связь времен. Конечно, это так. Но пусть сегодняшний день будет неразрывен не с унылыми годами брежневского застоя, когда люди стали ко всему равнодушны, не с годами сталинских репрессий, когда сын должен был отречься от отца, а с тем светлым временем двадцатых годов, когда бедствие кучки странствующих комедиантов всколыхнуло весь город.
Допозна я засиделся у Агаева. Вышел, прижимая папку со старыми газетами, в тихую звездную ночь. На слуху моем были строки из стихотворения, которым я начал это повествование:
И если час случится хмурый,
Устанет мозг от маяты,
Милей нам всей литературы
Вот эти желтые листы.
Рафаэль ШИК