Перейти к содержимому

Фотодром Шираслана. Новое
подробнее
12-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне(12th International Circus Festival Gold Elephant in Girona).
подробнее
Животные в цирке- наша жизнь, наша самая большая любовь.
подробнее

Фотография

Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1989

Советская эстрада и цирк Советский цирк март 1989

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Александр Рыбкин

Александр Рыбкин

    Дед

  • Администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 21452 сообщений

Отправлено 29 September 2024 - 09:13

Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1989

 

Искусство мышления

 

Взяться за перо меня заставила искренняя тревога о состоянии и художественном уровне жанра, справедливо считающегося одним из самых популярных у зрителей. Это — психологические опыты или так называемое искусство мышления.
 
Но сегодня, в век грамотности и информатики, это нужное искусство все меньше и меньше походит на жанр эстрады. Больше — на филиалы поликлиник, околонаучных лабораторий или места массовок гуляющей публики...
Когда-то психологические опыты были хорошей эстрадной новинкой, редкостью. Известность жанру принесла деятельность заслуженного артиста РСФСР Вольфа Мессинга, хотя и до его приезда в СССР выступали талантливые исполнители. Мессинг, стремясь к саморекламе, окутывал свои выступления ореолом мистики. Легенды об артистах — традиция эстрады. Правда, не лучшая. Разобрались в мировоззренческом вреде мемуаров Мессинга спустя тридцать лет. На «байках» о спасении из тюрем, об усыплении стражников, о гипнозе кассира сберкассы, о способности влиять на кого-то через тысячи километров выросло не одно поколение наших зрителей. Теперь приходится расплачиваться за легковерие и невежество тех, кто публиковал эти мистические записи. К слову сказать, журнал «Наука и религия» повторно публикует сейчас эти мемуары. Зачем?
Что такое психологические опыты на эстраде?
Теоретически — это художественная демонстрация возможностей человека, его памяти, мышления; наблюдательности, воли, интуиции, чувствительности... То есть в центре концерта находится артист, с помощью зрителей показывающий свои способности. Не артист должен влиять на аудиторию, что специфично, скажем, для гипноза, а зрители на артиста. Вот в этом единоборстве и должен раскрыться характер и образ исполнителя. Как и любой другой жанр, психологические опыты несут определенную воспитательную, познавательную, мировоззренческую нагрузку. Они — для Человека и о Человеке. К сожалению, этот подход не стал всеобщим...
Передо мною письмо от жительницы города Данкова, что в Липецкой области. Она пишет: «Недавно у нас была Светлана Семенова, кажется, из Казахстана. Ее рекламировали как единственную женщину-гипнотизера. Скажите, разве гипноз уже разрешен? По-моему, он не имеет отношения к эстраде, а ближе к психиатрии и излечению больных. Сначала артистка долго и однообразно усыпляла зрителей, потом стала показывать то, что в сельской местности видел и знает каждый: она укладывала мужчину между стульев, заставляла петь и плясать, а одной девушке внушила, что перед нею «хороший знакомый». Что начала говорить усыпленная в присутствии близких! Это было так унизительно, так неприятно, что дело дошло до скандала. С артисткой даже хотели расправиться физически! Зачем же так глумиться над зрителями? Неужели грамотные люди разрешили эти концерты?..»
На основании приказа двух министерств — культуры и здравоохранения СССР — строжайше запрещено не только демонстрировать гипноз, но и вообще появляться на сцене с психологическими опытами без просмотра специальной комиссией в столице. Закон незыблем, однако уже много лет его обходят. Разрешения имеют чуть более десятка исполнителей, но теперь почти в каждой филармонии есть свой нелегальный артист, несущий прибыль из сельских клубов.
Таких артистов оформляют то разговорниками, то фокусниками, иногда это вообще администраторы, выучившие нехитрый текст усыпления. Такие концерты рассчитаны на невзыскательного зрителя, который из-за непонимания природы жанра, из-за отсутствия знаний о достойных мастерах этого жанра позволяет над собою издеваться. А может, так и нужно?
...Только что зрители бессмысленно размахивали руками, изображали езду на велосипеде, потом «артист» заставил взрослого мужчину съесть грязный клубень картофеля, внушив, что это заморский ананас.
Я поинтересовался у работников курортного клуба в Сочи: кто это? Ничего вразумительного в ответ не услышал. Ни фамилии, ни места работы, ни основания, на котором допущен к сотням людей этот «психоэкспериментатор». Так, говорят, от кооператива работает...
Наверное, и гипноз можно проводить умно и этично. Только не психологический это опыт, а психиатрический! Примитивный прием, связанный с насилием над человеком, не может быть достоянием искусства. К тому же ни одна из черт характера актера при гипнозе не раскрывается. Парадокс, но люди идут на «эстрадный концерт», чтобы поспать или исцелиться. Все это порождает пассивность зрителей. В программах, требующих действительно активного участия людей, на сцену никто идти не хочет, ибо в памяти то унижение, которое было на предыдущем.
Большую тревогу вызывает культурный уровень представителей «интеллектуального» жанра. Большинство артистов, выступающих под вывеской «психологических опытов», не имеют элементарного понятия о психологии. Люди даже книг порою не читают, не умеют грамотно разговаривать на русском языке! А зачем? Все равно в сельской местности никто на грамотность речи и культуру внимания не обращает, а в города мы и не рвемся, да и желающих исцелиться от заикания или подагры много. Они и будут оккупировать входы и выходы клубов и гостиниц.
Наше легковерие... К чему оно иногда приводит! После таких концертов зрители попадают в клиники, психиатрические лечебницы, теряют громадные суммы, давая мзду за «исцеление» эстрадным артистам.
Может быть, напомнить всем доверчивым зрителям о том, что ни у кого из выступающих в этом жанре нет не только медицинского, но порою и любого другого высшего образования.
Вы, наверное, думаете, что компетентные комиссии не видели программ Б. Тульчинского, С. Гутмана, В. Пастернака, многих других? Видели! Но на просмотре артисты показывают одну программу, а на периферии совсем иную. К тому же, если артисту и дано право на выступления номером в смешанном концерте, то филармонии по своему усмотрению позволяют ему морочить головы сотням людей в объеме сольного концерта. Для филармоний это удобно: смета дешевая, прибыль громадная. К слову сказать, что с финансовой точки зрения гораздо выгоднее держать в штате одного исполнителя, нежели целую рок-группу.
Неужели директора филармоний не понимают, что, выполняя финансовый план, они тем самым развращают аудиторию? Я смотрю на собранные в разных городах афиши и поражаюсь, сколько бывших фокусников переквалифицировалось в служителей «звучного» жанра! М. Кутин, Ю. Маликов, С. Иванов, А. Вадин-Уколов, И. Нечепоренко, М. Булкин...
Распространенная тенденция — выдавать фокусы за нечто сверхъестественное. Например, за модное кожное зрение, за биополе, телепатию, другие якобы существующие’ «феномены».
Официальная афиша кооператива из Электростали пропагандирует некого Олега Рыбакова. По афише он артист, экстрасенс, гипнотизер. Кто и на каком основании допустил человека к сцене? Сотрудник одного из московских жэков Геннадий Гончаров также в клубах столицы демонстрирует психологические опыты. На Украине, в Азербайджане развешаны афиши Симеона Танича, С. Чарикова, Льва Гершмана, многих других, кого нашли кооператоры. И программы эти практически одинаковы, и рекламные тексты схожи. И роднит людей то, что работают неофициально, нарушая закон.
Сколько труда, сил, знаний потребовалось артисту «Цирка на сцене» Юрию Горному, чтобы вернуть жанру былую славу! Недавно он был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР, а теперь выходит, что его кропотливая многолетняя работа по воспитанию зрителей сводится на нет?
Вырос творческий уровень Светланы Тим, чья программа создана по законам эстрадности, профессионален Альберт Игнатенко, правильная позиция у Герты Онискевич и Льва Бендиткиса.
Даже московские концертные организации приняли на работу артистов, которым сцена вообще противопоказана. На центральных площадках огромное количество зрителей вынуждено слушать безграмотные выступления Бориса Сагитова из Московской областной филармонии или Михаила Шойфета из этой же организации.
Последний укладывает зрителей в состоянии гипноза на сцену в приличных костюмах, внушая, что они воины, несущие службу в Афганистане! Непонятно, как такое может происходить в столичной организации.
Даже певцы, изменив на треть программу, обязаны ее вновь представить художественному совету своей организации. Это на основании существующего положения. 
 
004.jpg
 
ВЛАДИМИР ПЕРЕВОДЧИКОВ, ЮРИЙ ГОРНЫЙ Фото А. ШИБАНОВА
 
А вот изменения в жанре, требующем специального разрешения, проходят втихую. Неужто на самом деле так просто получить право на сцену?
Директора филармоний принимают на работу людей без аттестатов, тарификаций. План, план, план... Некомпетентность — вот главный враг эстрады. Я помню, на просмотре программы одного фокусника, выдававшего себя за телепата и ясновидца, дама из художественного совета, увидев, как зашевелилась расческа на столе, воскликнула: «А она движется!» (почти как у Галилея). Артисту дали право на сольный концерт в одном отделении. Грустно, но это правда...
Почему же никто из членов художественного совета, оценивающих артистов этого жанра, не вспоминает о культуре, эрудиции, умении нести слово, о грамотности и обаянии?
Я — за психологические опыты! За истинные психологические опыты, которые способны будоражить умы зрителей, которые имеют отношение к сфере культуры и искусства. Которые пропагандируют интеллектуальные и физические способности человека. Которые дадут толчок для их практического применения в жизни.
Допотопное лекарство, фельдшерские советы, околонаучные рассуждения должны кануть в Лету. Артист призван развивать жанры искусства, а не обслуживать население вместо врачей. Гипноз не дар, а система психотерапевтических знаний. Это ведь нужно знать в двадцатом веке!
Мне думается, что пора создать объединение артистов этого жанра, которое могло бы осуществлять помощь действительно талантливым молодым артистам, осуществлять творческий контроль за проведением и организацией концертов на периферии.
В жанре есть свои заслуженные авторитеты — Ю. Горный, В. Переводчиков, А. Игнатенко, Г. Васько (автор программы «Реникса»). К работе в секции можно привлечь и искусствоведов, и психологов (не психиатров!), и даже иллюзионистов. Они специалисты в своем искусстве «честного обмана» и могут помочь отличить, где фокус, а где истинное мастерство и натренированность.
А споры о жанре продолжаются. В ряде филармоний и слышать не хотят о «психах». Даже гастролеров не жалуют. Боязно... Вдруг усыпит кого-то или мысли прочтет не те. Исполняющая обязанности директора Кировской филармонии Аэлита Леонидовна (фамилию, к сожалению, выяснить не удалось) так мне и сказала: «Не нужны нам опыты, не нужны! Мы этот жанр не практикуем». Что возразить ей? Прав человек. Единожды увидав халтуру, вторично брать на себя ответственность не рискнет.
Нет, совсем не спорный это жанр. Просто являет сегодня не то, чем богат по природе. Представлен грамотно пятью-семью программами. Другие — обходят законы, нормы этики, пренебрегают доверием зрителей и своего руководства, вынося на суд аудитории далекие от искусства демонстрации.
Что же будет с психологическими опытами лет через пять? Уже сейчас наблюдается заметный спад интереса зрителей к этому жанру. Однообразие губит творчество. Когда-то этот жанр был хорошей эстрадной редкостью. Сегодня — на грани дискредитации. Неужели ничто его не спасет?
 
Олег ФРИШ, артист эстрады

 







Темы с аналогичным тегами Советская эстрада и цирк, Советский цирк март 1989

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Яндекс цитирования