ПАНТОМИМА НА ЭСТРАДЕ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ПАНТОМИМА НА ЭСТРАДЕ

Пантомима - слово греческое и означает "все воспроизводящий подражанием". Пантомима, во-первых, является искусством выражать чувства и мысли посредством мимики и движений, а, во-вторых, это может быть эстрадным номером или спектаклем без текста (иногда с минимальным количеством слов), где основным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика.

Пантомимическое искусство издавна было неоднородным. Танцевальная пантомима с ее ритмически организованным условным жестом зародилась в культуре первобытного общества и сохранялась в плясках многих народов. Иного характера классическая пантомима, уходящая корнями в зрелищные представления Древней Греции и Рима. В ней действие соединяется с песней, музыкой, стихотворным текстом. Акробатическая пантомима берет истоки в спектаклях восточного театра. Прыжки, жонглирование составляют основу этой разновидности. Эксцентрическая пантомима строится на комических ситуациях, алогичных поступках персонажей, неожиданной игре с реквизитом. В 19 и начале 20 века она получила развитие в европейских (английских) мюзик-холлах, легла в основу американского комического кино. В России элементы пантомимы входили в состав многих народных игр (святочных, масленичных) и обрядов (сватовство, свадьба и др.). С конца 18 века в Россию регулярно приезжают "компании итальянских комедиантов", в их репертуаре сюжетные пантомимы (комедия дель арте). В 19 веке пантомима занимала видное место в балаганах, ярмарочно-площадных театрах, где бытовала в виде мимических буффонно-фарсовых интермедий и пьес (арлекинад). В начале 20 века к пантомиме обращаются режиссеры драматических театров Н.Евреинов, В.Мейерхольд ("Шарф Коломбины"), А.Таиров ("Покрывало Пиеретты")и др. Они стремятся воскресить наивный комизм итальянской комедии масок. Режиссерская партитура основана на точной пластической характеристике образа, на выразительности мизансцен. Пантомима широко используется и в репертуаре дореволюционных театров миниатюр.

В 30-40-е годы развитие пантомимы было существенно замедленно из-за ложного представления, что только слово способно отразить современность и нести мысль. Даже репертуар цирковых комиков стал состоять в основном из реприз, построенных на диалогах. Действию в комических номерах отводилась второстепенная роль. Не случайно эстрадные комики стали называться артистами разговорного жанра. Лишь в творчестве таких артистов, как А.Румнев, П.Алексеев, А.Райкин, С.Каштелян, Р.Славский и некоторых других традиции пантомимы продолжали сохраняться. В свою очередь, значительное место пантомима заняла в эти годы в балетном театре, также в эстрадных танцевальных номерах, решенных в жанре сюжетных миниатюр. Мимика, жест помогали раскрыть содержание номера, вытесняя "чистую" танцевальность.

Волна интереса к пантомиме возникает во второй половине 50-х гг. В концертных программах появляется целый ряд пантомических номеров. Рождаются самодеятельные студии. Окончание "холодной" войны позволило познакомиться с западным искусством. На наши экраны вышел фильм "Дети райка"(реж.М.Карне,1945), где роль мима Дебюро сыграл талантливый драматический актер Жан-Луи Барро. Его выступление в кинопантомимах было столь успешным, что отдельные номера Барро воссоздал на сцене. В стиле беспредметной пантомимы, азбуку которой на основе наследия Дебюро разработали Шарль Дюлен и Этьен Декру, действует на эстраде Марсель Марсо. Исполнители номеров в стилистике беспредметной пантомимы почти не прибегают к реквизиту и декорациям. Арсенал выразительных средств артистов - мимика, телодвижение и символичный опоэтизированный жест. Выступление артиста в эстрадном номере доказало, что пантомиме доступны публицистичность, лиризм, плакатная агитационность, сатирический эксцентризм. Неоднократные гастроли М.Марсо в нашей стране с конца 50-х годов немало способствовало увлечению этим искусством, желанию не только подражать, но и искать свои пути.

Современная пантомима различает два вида: искусство "мима", когда на эстраде дейтвует только один артист (например Л.Енгибаров, А.Елизаров, А.Жеромский) или целый театр пантомимы с репертуаром спектаклей с музыкой, декорациями, реквизитом, костюмами: "Роман с контрабасом" по А.Чехову, "Неизвестный солдат", "Квукольная драма" и другие в исполнении артистов Экспериментального театра-студии пантомимы под рувководством

Румнева; "Балаганчик" по пьесе Блока, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" по пьесе Пабло Неруды и другие в исполнении артистов Московского театра под руководством Г.Мацкявичуса; спектакли клоун-мим-театра "Лицедеи" и др. В пантомиме артист, возбуждая фантазию зрителей, может не только передать определенную ситуацию, но и достичь философских обобщений ("В церкви" - Енгибаров, "Бумажный солдатик" - Жеромский). Артист в пантомиме может исполнять сразу несколько ролей, разыгрывая целую пьесу ("На призывном пункте" - Енибаров, "Концерт" - Елизаров). Пользуясь средствами пластической выразительности, артист изображает растение, животное, создает иллюзию ветра, дождя, морской волны и др. Иногда номера в стиле беспредметной пантомимы сопровождаются музыкой, пением, декламацией: "Звездный дождь" - Енгибаров (реж.Ю.Белов), "Монологи" - Елизаров (реж.М.Лиепа), "Причуды мима" - Жеромский (реж.Г.Чухрай, С.Каштелян). Пантомима обогащает номера фокусников, жонглеров, акробатов, придает им оригинальность и содержательность (постановки Каштеляна, А.Бойко и др.).

В жанре пантомимы на отечественной эстраде в разные годы успешно выступают: В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, В.Спесивцев, А.Чернова и Ю.Медведев, И.Дагаева и Л.Карпенко, В.Пасынков и Г.Дмитриева, Б.Агешин, А.Анютенков, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н. и О.Кирюшкины, В.Полунин, С.Шаргородский и др.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования