Гимнасты на турниках Юрия Халтурина
В Одесский цирк прибыла аттестационная комиссия. Артисты волновались — для них это и своеобразный творческий отчет, и экзамен. А для членов комиссии — не такая уж благодатная работа.
Если просматриваемый ими номер устарел, не интересен, не пользуется успехом у зрителей, нужно все это высказать исполнителям. Кто-то из них порепетирует, получит необходимую режиссерскую помощь, улучшит художественный уровень своего выступления и сможет через год опять предстать перед комиссией. Но кому-то и просто пора на пенсию. Но цирк... С ним ведь ох как трудно расстаются! А в комиссии большинство ее членов — артисты. И каково это предлагать своему же брату-артисту навсегда покинуть манеж?
Тем приятнее было председателю комиссии объявить, а артистам услышать, что все участники программы, гастролировавшей в Одессе, аттестованы, а некоторые достойны того, чтобы им повысили зарплату. Сама аттестационная комиссия не правомочна решать последний вопрос, она может лишь рекомендовать ГТК (государственной тарификационной комиссии) рассмотреть ставки таких-то и таких-то «в сторону повышения». Не означало это и того, что ГТК сразу же выполнит рекомендации. Артисты знали это, и все-таки как радостно услышать от компетентных людей, что номер у тебя действительно хороший и получать за свою работу ты должен больше, чем получаешь сейчас!
Среди тех, о ком собирались «ходатайствовать перед ГТК», была группа гимнастов на турниках, возглавляемая Юрием Халтуриным. После того, как произнесли его фамилию и фамилии ведущих исполнителей его труппы, Халтурин сказал: «Мне-то уж ладно, молодым бы поскорее прибавили. Трюки они делают уникальные, а ставки у них...» Как не часто встретишь в наше время руководителя номера или аттракциона, думающего в первую очередь о партнерах, а потом уж о себе! Юрий Халтурин из тех, кто не умеет себя рекламировать, но хорошо работать — это у него получается.
Номер гимнастов на турниках подкупал особой интеллигентностью, мягкостью и культурой исполнения. В таком сложном и даже «сухом» гимнастическом жанре артисты нашли свои способы художественной выразительности. Это и органично подобранное музыкальное сопровождение, и детально продуманное световое решение трюковых комбинаций, когда, например, в темноте как бы исчезают и турники, и те, кто не занят в данном трюке, и только двое гимнастов, окруженные световым контуром, продолжают единоборство с пространством. Это и умело расставленные акценты, дающие зрителям возможность разобраться в наиболее сложных трюках, и удачное сочетание трудных, рискованных перелетов через турник с более простыми, но артистично исполненными.
Тут и пригодились знания, полученные Юрием в Ленинградском институте точной механики и оптики. Он сам разработал узлы будущего аппарата, сам сделал рабочие чертежи. Потрудиться пришлось очень много, зато успели все: и аппаратуру новую к концу репетиционного периода сделали, и костюмы сшили, и партнеров, бывших спортсменов, в работу ввели. И никаких лишних затрат! Рассказывая об этом, Халтурин все время вспоминал директора Симферопольского цирка Б. Тезикова, ныне ушедшего из жизни: «Без его чуткого участия и поистине отцовской заботы мы вряд ли бы сумели осуществить все задуманное в такой сжатый срок».
И опять — переезды, города, манежи. И, конечно, зрители, о которых артист думает постоянно. Читающие эти строки пусть не подумают, что сказано это ради красного словца. В цирке действительно очень чутко прислушиваются к реакции публики. Каждый вечер после выступления можно услышать: «Здорово сегодня прошли», «Что-то не так сегодня принимали...», «Слушай, а не поставить ли этот трюк поближе, а этот — перед финалом?..» И ставят. От чего-то, даже сложного, совсем отказываются, меняют музыку, и опять «слушают» зрителей. Так, вслушиваясь в реакцию зрительного зала, Юрий Халтурин однажды подумал: а не ввести ли им в их «академически» строгий жанр забавную девчушку.
Мастер спорта СССР девятнадцатилетняя Елена Веселова согласилась стать их партнершей. Мастеру спорта мастерства было не занимать. Но Юрий брал Елену Веселову на роль девчушки-задиры, эдакой зазнайки и капризули с огромным бантом в волосах. Рост Елены, 145 сантиметров, очень уж подходил для предложенной ей роли. Но сложность задачи состояла в том, что репетиционный период Веселовой предоставили лишь на два месяца. И все предстояло сделать своими силами: времени на творческие заявки в Союзгосцирк (пока ее рассмотрят, репетиционный период закончится), на приезжих режиссеров не было. И костюм для «девчушки-задиры» делали на свой страх и риск. А вдруг роль не получилась бы? Что тогда? Ведь костюма для «серьезной» роли у Елены не будет. Но рисковать так рисковать.
И работа началась. «Эти два месяца в Костроме, — вспоминает Халтурин, — в творческом отношении были, пожалуй, самыми захватывающими, самыми плодотворными. Все партнеры репетировали как одержимые. Каждый предлагал что-то свое, каждый день — какие-то находки. Тут же, на манеже, проверяли предложенное, обсуждали вместе, вместе принимали или отвергали. Эта работа стала для нас поистине первым уроком коллективного творчества. В июле 1985 года в Костроме в удивительно доброжелательной атмосфере — на манеже тогда шла программа народного артиста РСФСР Виктора Тихонова — получил путевку в жизнь наш новый номер». Нужно добавить к словам Халтурина — за подготовку этого варианта «Турников» всем участникам Союзгосцирк объявил благодарность и всех отметил премией.
У цирковых артистов работа и личная жизнь взаимосвязана и переплетена так, как ни в одной другой профессии. Работают, живут в одной гостинице, отдыхают, переезжают — все вместе. Елена Веселова, ставшая Еленой Кашириной, родила дочь, и, конечно, ушла в длительный отпуск. Случись это на другом производстве — заменят другим человеком, и, может быть, несколько хуже, но дело пойдет. Даже в театре сделают замену, выйдет артистка второго состава — сыграет, разумеется, иначе, но роль из пьесы не вымарают. А Елену заменить было некем. И рисунок номера совершенно менялся. Предложили партнеру В. Петрикову подумать над комическим образом. Опять все активно что-то придумывали, советы так и сыпались. Все до мелочей заносили на бумагу, даже зарисовки делали. И образ вроде бы получался интересный, но на номер как-то не ложился. А время шло. И появилась задумка. Скоро уже должна была вернуться Елена из отпуска, тогда можно объединить эти две роли...
Но тут, как случается и в больших и в маленьких коллективах, пошла полоса неудач. «По семейным обстоятельствам уволилась из Союзгосцирка наша Елена. Не ушла из нашего номера в другой, нет. Совсем уволилась из цирка. А через некоторое время, чтобы сохранить семью, принес в жертву любимую работу один из наших ведущих исполнителей — Игорь Бакланов», — с грустью вспоминает Халтурин.
Пришлось отложить все замыслы о комических образах и думать о восстановлении трюков. Опять репетиции с новыми людьми...
Способные гимнасты, мастера спорта СССР С. Удальцов и С. Ичетовкин за считанные месяцы освоили сложнейшие комбинации, органично вошли в номер, почувствовав его почерк, его стиль.
Сейчас Удальцов, Ичетовкин и Каширин стали, как считает Халтурин, подлинными лидерами. С легкостью демонстрируют они композиции, требующие исключительно высокого мастерства. Тут и перелеты с первого турника на третий, и тройное сальто, и двойное сальто с двумя пируэтами, сальто «делчева» и перелеты «ткачева» и прочее. Не стану перегружать статью спортивной и цирковой терминологией, скажу лишь — артисты исполняют трюки, которые украсили бы самый сильный номер этого жанра.
Прекрасная трюковая работа, отлично найденный современный стиль — вроде бы все достигнуто. Но руководитель «подкидывает» коллегам еще одну идею. И, возможно, зрители вскоре увидят новый вариант, новую композицию на турниках этого молодого коллектива.
Это дело ближайшего, но все-таки будущего. А если говорить о дне сегодняшнем, то с уверенностью можно сказать: на наших манежах появилась интересная, яркая труппа, возглавляемая Юрием Халтуриным.
Г. АГАПОВА
оставить комментарий