Из Мишкиной жизни
Однажды в праздничный вечер Мишка стоял на галерее цирка, плотно прижавшись грудью к дереву перил и, бледный от напряженного внимания, смотрел очарованными глазами на арену, где кувыркался ярко одетый клоун, любимец цирковой публики.
Окутанное пышными складками розового и желтого атласа тело клоуна, гибкое, как у змеи, мелькая на темном фоне арены, принимало различные позы: то легкие и грациозные, то уродливые и смешные; оно, как мяч, подпрыгивало в воздухе, ловко кувыркаясь там, падало на песок арены и быстро каталось по ней. Потом клоун вскакивал на ноги и, смелый, довольный собой, весело смотрел на публику, ожидая от нее рукоплесканий. Она не скупилась и дружно поощряла его искусство громким смехом, криками, улыбками одобрения. Тогда он вновь извивался, кувыркался, прыгал, жонглировал своим колпаком; при каждом движении его золотые блестки, нашитые на атласе, сверкали, как искры; а мальчик с галереи жадно следил за этой игрой гибкого тела и, прищуривая от удовольствия свои черные глазки, улыбался тихой улыбкой неизъяснимого удовольствия.
— Фот тяк! — ломаным языком и тонким голосом говорил клоун, перепрыгивая через стул.
— И фот тяк! — Он вспрыгнул на спинку стула, несколько секунд балан сировал на ней, но вдруг неестественно изогнулся, упал и, съежившись в ком, вместе со стулом замелькал по арене, так что казалось, будто стул ожил и гонится за ним.
Мальчик следил за всем, что делал клоун, и, увлеченный его ловкостью, невольно отражал и повторял на своей рожице все гримасы уморительно подвижного набеленного лица. Он повторял бы и жесты, но был стиснут со всех сторон до того, что не мог двинуть рукой. Сзади на него навалился какой-то бородач в кучерском костюме, с боков тоже давили его. На галерее было душно; грудь, прижатая к дереву перил, болела, ноги ныли от усталости и полученных толчков, но как ловок и красив этот клоун и как люб он всем!
Увлечение мальчика ловкостью артиста возвышалось до благоговейного чувства; он молчал, когда публика громко выражала свои одобрения клоуну; молчал и порой вздрагивал от желания самому быть там, на арене, кувыркаться на ней в сияющем костюме, смешить людей, слышать их похвалы и видеть сотни веселых лиц и внимательных глаз, устремленных на него.
Сильное, но смутное чувство, властно охватившее мальчика, было в общем темным чувством: оно не оживляло, а подавляло своей силой, в нем было много грусти и зависти, еще более обострявшихся каждый раз, когда у мальчика вспыхивала мысль о том, что все это красивое и приятное, как сон, должно скоро кончиться и опять ему придется идти домой, в темную и грязную мастерскую.
А клоун встал на четвереньки, одну ногу вытянул и, прыгая по арене на другой и на руках, с визгом и хрюканьем скрылся, возбудив в публике дружный хохот. Следующим номером программы была борьба двух атлетов; потом выехала на лошади барыня в длинном черном платье и в шляпе, похожей на маленькое ведерко; за ней вышли трое акробатов...
Было и еще много разных л ном еров», но из них внимание маленького зрителя заняли только двое артистов, еще более маленьких, чем он сам. Исполнив трудное упражнение на турнике, они ушли: но и они не затушевали того впечатления, которое оставил клоун. Когда представление кончилось и публика с шумом стала расходиться, мальчик с галереи все еще медлил уходить и смотрел на арену, где уже гасили огни.
Вот там явился какой-то низенький господин с тростью в руке и с сигарой в зубах.
— Это и есть он самый... клоун-то! — сказал бородатый человек и, широко улыбаясь, добавил:
— Очень я его хорошо знаю... хотя он и обрядился в настоящее...
Мальчик слышал эти слова и пристально смотрел на человека с сигарой, который стоял среди арены, что-то приказывал людям в красных мундирах, суетившимся по ней. Это блестящий ловкий клоун? И мальчик разочарованно тряхнул головой — не понравилось ему, что такой удивительный человек одевается, как самый обыкновенный модный барин. Вот если бы он, Мишка, был клоун, он так бы и ходил по улицам в ярком, широком, атласном костюме с золотом и в высоком белом колпаке.
И Мишка вышел из цирка, решительно недовольный этим неприятным превращением артиста в обыкновенного человека.
II
Длинная улица лежала пред мальчиком; по обеим сторонам ее, как две нити крупных огненных бус, протягивались вдаль фонари, оживленно и безмолвно состязаясь с тьмой ночи, полной говора людей дребезга пролеток. Вспоминая выходки клоуна, мальчик улыбался и иногда, перепрыгивая через впадину на панели или вскакивая на ступеньку крыльца вполголоса восклицал:
— Фот тяк! И фот тяк!..
И. воспроизводя на лице гримасы и ужимки. потешавшие публику, мальчик порой останавливался перед окнами магазинов и серьезно подолгу рассматривал свое отражение на стекле.
Удовлетворенный видом своей исковерканной гримасами скуластой рожицы с маленькими, живыми, черными глазами, он весело подпрыгивал и свистел. Но в нем уже являлось нечто портящее ему настроение — память, оживленная боязнью наказания, чувством, которое постоянно жило в худой груди Мишки, — память упорно восстанавливала перед ним завтрашний день — тяжелый, суетливый день.
III
Завтра утром он проснется, разбуженный сердитым окриком кухарки, и пойдет ставить самовар для мастеров. Потом приготовит посуду для чая на длинном столе среди мастерской и станет будить мастеров; а они будут ругать его и лягаться ногами...
Пока они пьют чай, он должен прибрать их постели, вымести мастерскую, потом, выпив стакан холодного и спитого чаю, он достанет из угла мастерской большую каменную плиту, положит ее на табурет и с пирамидальным камнем в руках усадится растирать краски. От возни с тяжелым камнем по плите у него заболят, заноют и руки, и плечи, и спина.
После обеда около часа отдыха; он уберет со стола и, свернувшись где-нибудь в углу, заснет, как котенок... а разбудят его пинком. Может быть, его заставят чистить пемзой доски, зашпаклеванные под иконы, и он, кашляя и чихая, долго будет дышать тонкой меловой пылью. И так весь день до ужина.
Единственное приятное, что испытывал Мишка и чего он всегда с нетерпением ждал, — это приказание бежать куда-нибудь — к столяру за досками для икон, в москательную лавку...
А самым неприятным и даже страшным для него было кропотливое и требовавшее большой осторожности поручение заготовить яичных желтков для красок.
Нужно было осторожно разбить яйцо, слить в одну чашку желток, белок — в другую; а он то портил яйцо, раздавливая в нем желток, то сливал белок в чашку с желтком и портил уже все желтки, которые успел отделить. За это били.
Скучную и нелегкую жизнь изживал он...
IV
Дойдя до ворот хмурого двухэтажного дома, окрашенного в какую-то рыжую краску, Мишка толкнулся в калитку и, убедившись, что она заперта, тотчас же решил перелезть через забор, что и исполнил быстро и бесшумно, как кошка. Проникая во двор таким необычайным путем, он избегал подзатыльника, которым непременно отплатил бы ему дворник за беспокойство отворить калитку. А кроме этого, Мишке было и невыгодно, чтоб дворник видел, где он ляжет спать.
Мальчик для сна выбирал самые укромные уголки двора, — этим он выигрывал у хозяина несколько лишних минут сна, ибо поутру для того, чтобы разбудить Мишку, сначала нужно найти его.
И теперь он тихо пробрался в угол двора, там, в узкой дыре между поленницей дров и стеной погреба, зарылся в солому и рогожи, с наслаждением вытянулся на спине и несколько секунд смотрел в небо.
В небе сверкали звезды... Они напоминали Мищке золотые блестки на атласном костюме клоуна; он зажмурил глаза, улыбнулся сквозь дремоту и беззвучно, одними губами повторив: «Фот тяк!»...» — уснул крепким сном.
Проснуться его заставило странное ощущение: ему показалось, что левая его нога быстро бежит куда-то и тащит за собой все тело. Он с испугом открыл глаза.
— Чертенок! — укоризненно говорила кухарка, дергая его за ногу. — Опять ты спрятался? Вот я ужо — погоди! — скажу хозяйке...
—Это я, тетенька Пелагея, не прятался, вот, ей, богу, не прятался, — и Мйшка, вскочив на ноги, убежденно перекрестился. — Я пришел, было везде заперто... Дядя Николай стал бы ругаться, ну, я — махить через ворота, — скороговоркой объяснил Мишка, зорко следя за руками кухарки.
— Иди, иди, шишига, ставь самовар-от, ведь уж скоро шесть часо-ов...
— Это я сичас! — с полной готовностью воскликнул Мишка и, довольный тем, что так дешево отделался, сломя голову побежал в кухню. Там, бодро возясь около самовара, позеленевшего от старости, пузатого ветерана с исковерканными боками, Мишка вступил в беседу с кухаркой.
V
— Ну, уж в цирке вчерась, — ах, тетенька! — здорово представляли! — Щуря глаза от удовольствия, сказал он.
— Я тоже хотела было пойти, — угрюмо отозвалась кухарка и со злым вздохом добавила: — Да разве у нас вырвешься?!
— Вам нельзя, — серьезно сказал Мишка и, так как он был великий дип ломат, то, ответив кухарке сочувственным вздохом, пояснил свои слова:
— Потому вы вроде как на каторге...
— То-то что...
— А уж был там паяц один... Ах, и шельма!
— Смешной? — заинтересовалась кухарка оживлением Мишки.
— То-ись, просто уморушка! Согнет он какой-нибудь крендель, так все за животики и возьмутся! — живо описывал Мишка, держа в руках пучок зажженной лучины.
— Ишь ты... люблю я этих паяцев... Клади лучину-то в самовар, руки сожжешь!
— Фюить! Готово! Рожа у него, как на пружинах... Уж он ее и так кривит и эдак... — Мишка показал, как именно паяц кривит рожу.
Кухарка взглянула на него и расхохоталась.
— Ах, ты... Таракан! Ты... ведь уж перенял! Ступай, убирай мастерскую-то, ангилютка!
ЛЕОНИД АНДРЕЕВ
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий