Современная программа по истории цирка
Раздел 5. Советское цирковое искусство
Тема 1. Становление советского циркового искусства
Характеристика периода.
Победа Октябрьской социалистической революции и расцвет национальных культур народов СССР.
Ленинское учение о преемственности развития культуры и его значение для советского цирка. 8 съезд РКП (б) о связи всех форм науки и искусства с идеями коммунизма.
Доклад А.В.Луначарского "Задача обновленного цирка", прочитанный в Доме цирка 21 января 1919 года, в котором намечались пути развития советского цирка.
Тема 2. Создание первых профессиональных цирковых организаций.
О значении артистических объединений.
1. Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка (1914 г.)
2. Союз артистов цирка (1917 г.)
3. Дом цирка (1918 г.)
Создание государственных цирков.
Художественные особенности цирковых программ. Поиски новых форм цирковых спектаклей. Привлечение литераторов, режиссеров, композиторов, хореографов.
Пантомимы на революционные темы. Творческая деятельность артиста и режиссера В.Ж.Труцци /1889-1931/. Постановка героико-батальной пантомимы на революционную тему "Махновщина" /совместно с Э.Б.Краснянским, 1929/.
Сатирический репертуар ведущих мастеров советского цирка.
Творчество В.Е.Лазаренко после Великой Октябрьской социалистической революции. Плодотворная работа над агитационным репертуаром с В.В.Маяковским. "Чемпионат всемирной классовой борьбы", "Азбука".
Тема 3. Советский цирк в период Великой Отечественной войны.
Участие артистов цирка, ставших солдатами, в борьбе за свободу и независимость Родины.
Героизм, проявленный артистами на фронтах. Герой Советского Союза И.Щепетков - артист цирка, акробат. Организация фронтовых артистических бригад, создание филиалов Московского цирка и Ленинградского Фронтового цирка.
Фронтовая бригада студентов Государственного училища циркового искусства.
Антифашистские темы в репертуаре клоунов: Карандаша, В.В.Лазаренко, Бим-Бом. Политическая сатира в номерах разговорного жанра. Работа артистов цирка в тылу. Привлечение в цирковые программы мастеров эстрады и театра: В.Н.Яхонтова, С.П.Смирнова-Сокольского, А.П.Ханова и др.
Тема 4. ГУЦЭИ - история, выдающиеся педагоги и выпускники.
ГУЦЭИ - специальное учебное заведение для подготовки артистов цирка и эстрады.
1847 год - попытка создания учебного заведения при Петербургском театральном училище.
1926 год - Мастерская циркового искусства (МАЦИС)
1927 год - Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения. 1930 год - Техникум циркового искусства (ТЦИ) и "Районный цирк".
Выпускники ТЦИ: Н. Бауман, И. Вавилова, В. Файертак, С. Рубанов, Д. Зверев, С. Шестопалов, М. Румянцев (Карандаш), имя которого было присвоено училищу в 1987 году.
1934 год - Всесоюзная школа циркового искусства (ВШЦИ).
1938 года - Государственное училище циркового искусства (ГУЦИ).
1961 год - Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Директора училища, педагоги, выпускники.
Помощь педагогов ГУЦЭИ другим государствам в создании цирковых школ.
О значении ГУЦЭИ в развитии Российского цирка.
5.4. Творчество Карандаша.
Карандаш - Михаил Николаевич Румянцев (1901-1983), клоун. Народный артист СССР.
Выпускник первого выпуска КЦИ (1930).
Поиски маски, манежного образа (костюм, грим).
Репертуар Карандаша ("Тарелки-Бутылки", "Случай в парке", "Диссертация на тему "Переливание из пустого в порожнее"" и др.)
Репризы военных лет ("Война", "Как фашисты шли на Москву и обратно", "Речь министра пропаганды Геббельса", "Гитлер и карта мира").
Карандаш - актер кино ("Девушка с характером", "Старый двор", "Концерт фронту", "Иван Никулин - русский матрос", "Карандаш на льду").