Клоуны скрестили шпаги
В КОНЦЕ 1965 ГОДА В СОФИИ СОСТОЯЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЦИРКОВОГО ЮМОРА. В НЕМ УЧАСТВОВАЛИ КЛОУНЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭКСЦЕНТРИКИ И КОМИЧЕСКИЕ АКРОБАТЫ.
ПЕРВОЕ МЕСТО В ЖАНРЕ КЛОУНАДЫ РАЗДЕЛИЛИ ТОШКА КАЗАРОВ (БОЛГАРИЯ) И АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ (СССР).
СРЕДИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭКСЦЕНТРИКОВ ПЕРВЕНСТВО ЗАВОЕВАЛИ СОВЕТСКИЕ АРТИСТЫ ЛЮДМИЛА И ГЕРМАН ОТЛИВАНИК.
ПЕРВОЙ ПРЕМИИ БЫЛИ УДОСТОЕНЫ ТАКЖЕ КОМИЧЕСКИЕ АКРОБАТЫ МЕЧКАРОВЫ (БОЛГАРИЯ).
ПОДРОБНЫЙ РАССКАЗ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕСПОНДЕНТА Ю. ДМИТРИЕВА О МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ЦИРКОВОГО ЮМОРА.
Десять дней в середине декабря прошлого года проходил в Софии фестиваль циркового юмора, в котором участвовали клоуны, музыкальные эксцентрики, комические акробаты из СССР, Чехословакии, Венгрии, Польши, Румынии, ГДР, Италии, Израиля и, конечно, из Болгарии. Нельзя не отметить подлинно дружеской и творческой атмосферы, царившей на состязании мастеров комического. Ее созданию немало способствовали руководители болгарских цирков во главе с Мирчо Пашалийским и Парисом Николовым. На фестивале состоялись интересные дискуссии о клоунаде и режиссуре.
Заслуженный артист Болгарской Народной Республики Тошка Козаров
Комические акробаты Мечкаровы (Болгария)
Несколько слов о болгарском цирке. Он располагает стационаром в Софии, несколькими шапито, студией для подготовки новых номеров и сильной труппой. Стационарный цирк вмещает две тысячи зрителей, в нем могут идти также эстрадные представления: арена сильно выдвинута вперед, а площадку перед ней легко превратить в сцену. Строительство цирка обошлось дешево. Поэтому его проектом заинтересовались в Польше и Югославии. Вероятно, и нашим строителям было бы полезно с ним познакомиться.
Теперь о труппе. Наши болгарские товарищи создали ряд превосходных номеров. Уже сейчас некоторые из них достигли уровня мирового класса.
Среди них турнисты Доновы и Златовы, исполняющие труднейшие упражнения — по десять-двенадцать баноло в темп, сходы при помощи двойных сальто с турника на землю. К тому же в труппе Доновых работает хороший комик, а у Златовых есть несколько просто уникальных трюков: перелет гимнаста с первого турника в руки к ловитору через средний турник, который при этом не снимается; исполнение в руках у яовитора полтора сальто (с ног в руки) и двойного сальто (с рук в руки). Эти рекордные упражнения проде-лываются артистами удивительно легко и красиво. Большие успехи и у партерных акробатов. Только в одной труппе три-четыре человека демонстрируют двойное сальто.
В номере наездников Романовых один из артистов стоит на коне, в то время как тот берет барьеры. Мне приходилось читать об этом эффектном трюке, но увидел я его впервые. Эквилибрист Добрич не только поднимается и спускается по мачте, неся на лбу перш с находящейся наверху артисткой. Стоя на манеже, он балансирует на лбу перш, наверху которого укреплен турник. На этом турнике партнерша вращается на спине при помощи рук. Очень оригинален номер Ботевых, жонглирующих клоунскими колпачками. Артист А. Балканский работает на проволоке без зонта или веера. Он прыгает через стол, делает арабское колесо и сальто в кольцо, которое сам держит в руках, и снова приходит на проволоку.
Андрей Николаев - клоун (СССР)
Музыкальные эксцентрики Людмила и Герман Отливакик (СССР)
Короче говоря, болгарский цирк несомненно добился выдающихся успехов. И в этом очень велика роль старых артистов — и особенно Лазаря Добрича, — охотно передающих свой опыт молодежи. Но перейдем к тому главному, что нас привело в Софию, — к фестивалю циркового юмора. Шире всего на нем были представлены клоуны. И среди них прежде всего следует назвать Тошку Казарова (Болгария) и Андрея Николаева (СССР), по праву разделивших первое место.
Тошку Козарова знают и в наших цирках. Это артист незаурядный. Он хорошо исполняет акробатические прыжки и каскады, жонглирует, играет на музыкальных инструментах, показывает фокусы. Еще важнее, что он, исходя из национальной традиции, нашел свою интересную и оригинальную маску. Тошка действует в манере деревенского затейника, выступающего на сельской площади в дни праздника. Созданию образа способствуют его костюм, немножечко стилизованный и в то же время народный, музыка, танцы. Когда Козаров на арене, кажется что от нее исходит запах луговых цветов и трав. Хорошо, что этот артист не ограничивает себя традиционными сценками, вроде «Бокса», хотя он их хорошо исполняет. Он ищет новое, свое. Вот одна из его оригинальных сценок. Не зная, куда повесить куртку, Тошка, как волшебник, рисует на грифельной доске крючок. Минута — и нарисованный крючок становится настоящим, и куртка на него повешена. В другом случае он, сломав стул, тут же превращает его в мотоцикл. Словом, Тошка — большой умелец. И это качество как нельзя лучше соответствует его маске народного любимца. Не чуждается Козаров и слова, иногда злободневного, чаще просто шутливого. В общем, это современный артист со своим творческим лицом и репертуаром, который почти целиком написан самим исполнителем.
Андрей Николаев — молодой клоун. На арене он выступает всего пять лет, после окончания циркового училища. Он играет роль жизнерадостного бутуза. Отсюда и его псевдоним — «Андрюша». Это мальчик, немножечко капризный, немножечко избалованный, но веселый и здоровый. В общем, приятный ребенок. И то, что ребенка играет взрослый человек, придает выступлению особую комедий-ность. Достоинство артиста и в том, что он исполняет только им самим созданные номера. Такова сценка с шариками, лопающимися после каждого выстрела, из какого бы положения этот выстрел не производился. В сценке «Балет», изображая балерину, Николаев танцует на пальцах, и в такт музыке падает на спину, чтобы тут же, при помощи специального амортизатора, встать на ноги. Смешна, хотя в некоторых моментах излишне натуралистична, сценка борьбы с крокодилом в... ванне. Николаев — умный, образованный, талантливый, много думающий о своей профессии клоун. Несомненно — перспективный артист. Хочется верить, что его победа на международном фестивале — тот трамплин, оттолкнувшись, от которого он достигнет новых, еще более значительных успехов.
Большого внимания заслуживают клоуны из Польши — Двораковский и Кордиум. Они так же, как Козаров и Николаев, хорошо владеют цирковыми жанрами. Артисты полностью отказались от буффонной преувеличенности в гриме и костюмах. И это им отнюдь не мешает быть именно цирковыми клоунами. Если в костюме Двораковского еще есть какая-то эксцентричность — его пиджак слишком ярок, — то у Кордиума ее нет совершенно. Он одет весьма элегантно: из верхнего кармана пиджака высовывается даже белый платочек.
Мне лично больше всего понравилась сценка, в которой они объясняются в любви и ревнуют, выражая свои чувства при помощи виста. Удачны также акробатические антре и сценка «Дама на лошади», в которой Двораковский выступает в роли зрительницы, первые севшей на коня, но по степенно превращающейся в лихую наездницу. К недостаткам артистов надо отнести некоторую уховатость, рационалистичность их выступлений. И то, пожалуй, то их номера приобретают под час излишне самостоятельное значение и, по существу, никак не связаны с программой.
Комики Штефи из Венгрии и Цендарика из Румынии разделили с Двораковским и Кордиумом вторую премию. Это — опытные артисты с давно сложившимся репертуаром. Штефи еще как-то попытался обновить свои репризы, хотя и продолжает действовать в облике клоуна-буфф. Цендарика выступает с тем, что он показывает много лет подряд. И маска у него все та же — «Чарли Чаплин», только вместо котелка на голове — подобие шляпы. Штефи, вероятно, один из последних представителей классической цирковой клоунады, его игра естественна, проста и в то же время гротескно заострена. Он весел, этот клоун, склонен к смешным проделкам. Он смеется — все смеются. Он попал впросак — и снова все смеются. Зрители понимают: все, что делает Штефи, — только шутка. Его номера незамысловаты. Он разоблачает фокусника, попадает в машину и вдвое увеличивается в росте. Артист меняет шапки, и каждый раз при этом перед публикой предстает другой человек. Штефи охотно прибегает к реквизиту. Он у клоуна тоже смешной. Например футляр от контрабаса, который не удается уложить, вскакивает, как Ванька-Встанька, и обязательно при этом кого-нибудь ударяет. Тем, кто любит цирк и клоунов, Штефи всегда нравится.
Цендарика актерски, может быть, талантливее всех участников фестиваля. Он хорошо раскрывает чаплиновскую тему маленького человека. Особенно удачна сценка в ресторане: официант, допившийся почти до белой горячки, пытается обслуживать посетителя. Здесь комедия все время чуть-чуть приближается к драме. А как хорошо изображает он эквилибриста, не могущего удержать перша на плече! Игра Цендарики импровизационна, каждый вечер артист обогащает ее новыми деталями. Он к тому же великолепно исполняет и акробатические каскады, которые органически входят в номер.
Может возникнуть вопрос: так почему же Цендарике не дали первую премию? Потому, что на протяжении многих лет он не создал ничего нового. И еще потому, что в его номерах много грубого и даже пошлого, рассчитанного на дурной вкус. Кстати, на фестивале вкус изменял не только Цендарике, но и молодым клоунам, что особенно обидно. Например, болгарские артисты Силаги исполняли такую сценку. Из чемодана течет какая-то жидкость; клоуны пробуют её, облизывают пальцы, спорят — что это? Ром, кагор, шампанское, рислинг или коньяк? Наконец чемодан раскрывают, и тут выясняется, что виной всему собака, сидящая в чемодане... Зрители смеялись. Но неужели такое антре находится в русле современной клоунады! К тому же сценка заимствована артистами у французских клоунов Рико и Алекса.
Кстати говоря, уж очень много было на фестивале повторений, использования комиками чужого репертуара. Антре «Бокс», например, исполнялось несколькими артистами. Говорят, что «Бокс» — это цирковая классика. Предположим. Но тогда артистам следовало бы найти свою оригинальную интерпретацию этого антре, что сделали Козаров или итальянские артисты братья Бизбини. Ведь в некоторых случаях исполнители просто обмениваются ударами, сопровождая все это каскадами. На первое место здесь выдвигается комический трюк сам по себе, без всякой попытки его мотивировать сюжетом или характером персонажей.
Еще одно, как мне думается, существенное обстоятельство. Немецкие клоуны Джими, Хоти и Джони показали новые антре. И это хорошо. Скажем, остроумно и притом клоунскими средствами решена сцена в ресторане, в которой посетитель требует жалобную книгу, чтобы, как позже выясняется, подложить ее под ножку качающегося стола. Но здесь традиционные маски вступают в противоречие с современным содержанием. Когда клоуны действуют в пределах абстрактных антре, их условные костюмы не шокируют. Но коли действие приобретает бытовой характер — визитка, гетры и котелок кажутся удивительно старомодными. Ну, кто в наше время, особенно днем, ходит в ресторан в визитке?
И еще одно последнее и, может быть, самое важное замечание. Даже лучшие участники фестиваля оставались в своих выступлениях по преимуществу в роли только забавников. Они не поднимались до философов арены, размышляющих о жизни и человеке, что делали выдающиеся мастера клоунады — Дебюро, Фуутит и Шоколад, Поль, Альберт и Франсуа Фрат-теллини, Грок, Анатолий Дуров, Виталий Лазаренко. (Вспомним, что и великий Чарли Чаплин недавно назвал себя клоуном). Недостаточно звучали на фестивале, наряду с комической, сатирическая и лирическая темы, а они, как известно, облагораживают, поднимают клоунаду, делают ее общественно более весомой.
Теперь о музыкальной эксцентриаде. Первую премию за лучший номер этого жанра получили советские артисты Людмила и Герман Отливаник. Их номер действительно оригинален. Они играют на эксцентрических инструментах и эксцентрическими приемами соединяют музыку с жонглированием. К тому же Отливаник нашли своеобразные взаимоотношения между персонажами: веселая, энергичная, красивая артистка втягивает в цирковое действие своего партнера-увальня, пришедшего, кажется, из прошлого века. Но у них, думается, есть один просчет: музыка не всегда соответствует внешнему виду и поведению персонажей. Почему, например, они исполняют песню об Индонезии? Вероятно, Штраус или Легар были бы для них более подходящими композиторами.
Три других премированных музыкальных номера: Григореску — Румыния (2-я премия), Эмилио и Самбо — Чехословакия и Этвиаш — Венгрия (3-я премия) — весьма традиционны. Их исполнители хорошие музыканты и достаточно квалифицированные комедийные артисты. Но построены эти номера по двум схемам. Первая: артист начинает играть, у него отбирают инструмент, потом второй, третий... и так далее. Вторая схема: артисты (или артист) играют, появляется клоун, и его музыка вносит диссонанс. Комика прогоняют, через некоторое время он выходит снова с другим инструментом — и так несколько раз. Характерно, что все три номера имеют одинаковый финал. Это — человек-оркестр, то есть артист играет на нескольких инструментах одновременно. Конечно, у каждого из трех номеров есть и своеобразие... У Этвиаш самые богатые костюмы, лучший набор инструментов. Эмилио и Самбо охотнее других прибегают к комедийным приемам, они талантливые комики. Григореску имели большой успех у публики в значительной мере потому, что исполняли твист, а артистка пела джазовую песенку. Но в общем все три номера находятся где-то на середине между цирком и эстрадой. Такие номера — и в лучшем и в худшем исполнении — мы видели много раз.
Фестиваль выявил застой и однообразие музыкальной эксцентриады. Это должно побудить артистов создавать подлинно новаторские произведения. У нас, в советском цирке, есть несколько интересных музыкальных эксцентриков: Е. Амвросьева и Г. Шахнин, Морозовские, Петровы, А. Аскеров и Д. Шварцман, Игнатовы. Но их явно мало. В то же время и на наших аренах много артистов, остающихся в пределах давно установленных стандартов. Вряд ли это способствует развитию циркового искусства... Среди комических акробатов первый приз получили Мечкаровы (Болгария). Это сильные каскадеры. Они сумели «мотивировать» свои падения, удары, акробатические прыжки. Один из артистов, притворившийся пьяным, затевает веселую возню. В результате все три партнера демонстрируют самые невероятные акробатические прыжки и падения. Номер веселый, динамичный, актерски выразительный.
Вот то самое интересное, что довелось нам увидеть в дни фестиваля в Софии. Решено, что такие состязания комиков будут проходить здесь регулярно, каждые два года. Значит, уже теперь пора готовиться к следующему, чтобы советский цирк снова блеснул талантами, высокой техникой, оригинальностью номеров.
Ю. ДМИТРИЕВ, спецкор журнала «Советская эстрада и цирк»
София
Р. S. Между прочим, почему бы не провести такой фестиваль циркового юмора у нас в стране, только для наших артистов. Его можно было бы устроить не обязательно в Москве, а, скажем, в Одессе или Саратове, Омске или Кемерове. Ом несомненно имел бы успех, заставил нашил клоунов подтянуться, создавать ковое и тем самым обогатил бы цирковое искусство.
Ю. Д.
Журнал Советский цирк. Март 1966 г.
оставить комментарий