Маленькое чудо
На эстраде — огромной и ровной, как чистое поле, — человек заслуженный артист РСФСР Эммануил Каминка. Совсем один — ни партнеров, ни декораций, ни грима, ни музыки. И сотни пар глаз устремлены на него из темного, затихшего зала.
Человек перед ними только во всеоружии своего мастерства... Падают в зал слова — суровые и нежные, строгие и улыбчивые, ласковые и грозные, робкие и дерзкие, легкие и грузные, звонкие и приглушенные... Одно за другим. Проходит минута... Час... Снова минута, и снова час... И сотни пар глаз — внимательных, серьезных, смеющихся, подернутых слезой, сузившихся в гневе, расширенных от удивления — неотрывно следят за человеком, живут, волнуются, радуются, печалятся вместе с ним. И ничто, кроме его голоса, не нарушает святую тишину зрительного зала, напряженно и жадно внимающего искусству. А он — один. Совсем один. Человек на эстраде. Огромной и ровной, как чистое поле... На концертах чтецов меня никогда не покидает ощущение свершающегося чуда. Пусть маленького, привычного, неоднократного, но чуда. Чуда изумительной, каждый раз рождающейся заново и каждый раз по-новому поражающей власти артиста над аудиторией, их слияния, их взаимодействия в живом, неповторимом процессе творчества. Разумеется, речь идет о выступлениях Чтецов с большой буквы, тех, кого принято называть мастерами художественного звучащего слова.
Русское искусство всегда было богато такими исполнителями. Но особенно бурное и широкое развитие жанр художественного чтения получил в советское время, у нас активно и плодотворно работает множество не просто хороших, но поистине великолепных и разных чтецов. Подчеркиваю: и разных, ибо каждый имеет свой излюбленный и наиболее близкий ему круг тем и авторов, свою манеру общения со слушателем, свой стиль исполнения. При всем том, однако, этих благородных рыцарей звучащего слова объединяет общая страсть и неутомимость в пропаганде лучших произведений отечественной и зарубежной прозы и поэзии, стремление сделать их достоянием как можно большего числа людей. Один из таких чтецов и ветеранов жанра — заслуженный артист РСФСР Эммануил Каминка. В текущем сезоне он выступил с новой программой — А. И. Куприн («Леночка», «Последнее слово», «Страшная минута») и Стефан Цвейг («Письмо незнакомки»). Это было несколько неожиданно для почитателей его таланта, тяготеющего преимущественно к светлому, окрашенному легкой грустью, а порой и саркастическому юмору Чехова, Шолом-Алейхема и Марка Твена. Но чувство неожиданности и даже некоторой настороженности улетучилось сразу же, как только Каминка начал читать и незаметно погрузил слушателей в мир купринских героев.
Удивительно свежо прозвучала в его исполнении элегическая, философски-раздумчивая «Леночка» с ее прозрачным лиризмом воспоминаний о первой любви, с ее мыслью о смене поколений, о властной быстротекущей и неостановимой реке жизни. Сатирически гневным, остро публицистичным был артист в монологе «Последнее слово», пронизанном страстной ненавистью к мещанину. А «Страшную минуту» Каминка читал целомудренно и строго, глубоко проникая вслед за автором в психологию Варвары Михайловны, бережно и тонко обнажая ее интимные переживания. Но подлинным триумфом чтеца явилось второе отделение концерта, целиком заполненное «Письмом незнакомки». Алексей Максимович Горький писал, что этот рассказ взволновал его «до глубины души... потрясающе искренним тоном... нечеловеческой нежностью отношения к женщине, оригинальностью темы и той магической силой изображения, которая свойственна только истинному художнику». Горький отмечал, что до Цвейга никто «не писал о женщине с таким рыцарским уважением и с такой сердечной нежностью к ней. И—ни тени сентиментальности, все — так просто, мудро». Именно в таком ключе высокой простоты и лаконичной мудрости, абсолютно лишенных мелодраматической чувствительности и сентиментальной слезливости, читал Каминка «Письмо незнакомки». И все мы, слушатели, без малого час сидели в величайшем напряжении, безраздельно захваченные драматической исповедью страдающего и любящего женского сердца.
Никаких манерных украшательств, никаких бьющих на эффект приспособлений— артист передавал эту исповедь с покоряющей естественностью, ничем не заслоняя автора собой, а, наоборот, предельно приближая его к слушателям, сливаясь с его интонацией, с его отношением к героине рассказа, Так Каминка читает всегда. В этом, на мой взгляд, стиль и сила его исполнения, отмеченного, кроме того, безупречным вкусом и большой внутренней культурой. Но все эти мысли пришли уже потом, после концерта, который проходил в зале имени П. И. Чайковского, А тогда, под первым впечатлением, я вместе со всем залом горячо бил в ладоши, снова и снова вызывая чтеца. Все мы, конечно, понимали, что после «Письма незнакомки» невозможно читать на бис. Нам просто хотелось еще и еще раз выразить артисту переполнявшее нас чувство благодарности за то высокое эстетическое наслаждение, которое он доставил своим чудесным искусством.
Н. ЛЕЙКИН
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий