Мастера искусств советуют
Не так давно в большом старинном селе Медведь на Новгородской земле я познакомился с шофером совхоза «Волна революции» Павлом Ивановичем Колчиным.
Этого человека хорошо знают не только жители его родного села, но и труженики всего Солецкого района. С бригадой самодеятельных артистов Медведского Дома культуры П. И. Колчин выступает с концертами в самых отдаленных селах и деревнях района. И всегда он встречает восторженную реакцию зрителей. В этом, собственно, нет ничего удивительного: во-первых, Павел Иванович обладает незаурядными способностями комедийного артиста, во-вторых, жанр, в котором он выступает, особенно любим народом. П. И. Колчин читает басни, играет миниатюры, исполняет пародии, поет куплеты на злобу дня, ведет конферанс. Отмечая нехватку хорошего эстрадного репертуара для такого рода представлений, Павел Иванович особенно сетовал на полное отсутствие литературы, которая помогла бы эстрадным артистам-любителям постичь некоторые таинства этого сложного сценического жанра.
— Вы знаете, — говорил П. И. Колчин, — я вижу, что в моих выступлениях появились штампы. Это меня очень тревожит. А вот как избежать этого — не знаю. Хотел поговорить с артистами ленинградской эстрады, которые выступали в нашем селе, но разговора не получилось. От меня просто отмахнулись.
Эти слова Павла Ивановича я вспомнил, прочитав о разговоре народного артиста СССР М. М. Тарханова с одним из его учеников.
— Михаил Михайлович, а у вас нет штампов? — задал ученик вопрос М. М. Тарханову.
— Как же нет, конечно, есть, — ответил Тарханов. — Только разница между мной и тобой заключается в том, что у меня их тридцать пять — сорок, а у тебя два-три.
Шутливый на первый взгляд ответ замечательного мастера сцены ярко свидетельствует о том, каким страшным бичом для артиста является штамп. Вот почему заслуженный артист РСФСР Л. Б. Миров, рассказывая об искусстве эстрады артистам самодеятельности, вспомнил об этом разговоре в своей статье «Моя точка зрения», помещенной в книге «Мастера искусств советуют». Книга эта выпущена издательством «Советская Россия». Лучшие представители различных эстрадных жанров выступают в книге с рассказами об особенностях мастерства эстрадного артиста. Они как бы приоткрывают дверь в свою творческую лабораторию. Популярный конферансье Л. Миров рассказывает о том, как он и его партнер М. Новицкий работают над темами, советует, как избавиться от штампов, говорит о творческих задачах исполнителей, об установлении абсолютного взаимопонимания и полного доверия между актером и зрителем, о необходимости использовать в конферансе актуальные местные темы.
Перевоплощению эстрадного артиста, работе над образом посвящают свои выступления народный артист РСФСР А. Райкин и заслуженная артистка РСФСР М. Миронова. Интересны рассказы народного артиста РСФСР И. Любезнова о том, как он читает басню, К. Смирновой о жанре музыкальной пародии, заслуженного артиста Бурятской АССР Б. Брунова об искусстве конферанса, Аф, Белова об актерском мастерстве и вреде подражания известным эстрадным артистам. Заслуженная артистка РСФСР Л. Зыкина делится в книге своим опытом, как доносить до слушателей образ песни, ее смысл, подробно говорит о костюме для исполнения русских песен.
К сожалению, некоторые из авторов в своих статьях много места уделили подробному повествованию о том, как они стали артистами. Даже учитывая ссылки на просьбы зрителей рассказать свои биографии, вряд ли стоило это делать в книге, основное назначение которой — раскрыть сложную специфику эстрадного искусства, помочь самодеятельным артистам овладеть ею. На днях я послал книгу «Мастера искусств советуют» в село Медведь. Думаю, что она поможет Павлу Ивановичу Колчину выступать еще ярче и точнее. Да и не только ему — всем многочисленным артистам-любителям трудного и нужного искусства эстрады.
В. ФИЛИППОВ
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий