Мечислав Войницки с песней один на один
Польше, где похоронено сердце Фредерика Шопена и где в сентябре отмечалось 200 лет со дня рождения Михала Огинского — в этой стране любят и ценят эстрадную песню.
Ни один год не проходит здесь без фестивалей эстрадного искусства вокалистов во всех городах. Даже Варшавский Дом моделей «Ева» пропагандирует хороший вкус и новые образцы... эстрадных песен. Каждый месяц Польское радио устраивает в нем «ярмарку», где эстрадные исполнители могут «примерить» новинки на свою индивидуальность и сделать заказ композиторам.
Польские песни знают и любят в нашей стране. Мастера эстрады Польши часто приезжают к нам на гастроли, И нынешним летом москвичи вновь встретились со старыми знакомыми: артистами Польского радио и телевидения Ежи Поломским, Реной Рольской, Марьяном Ионкайтисом, Тодеушем Возняховским, Веславой Дроецкой, киноактрисой и эстрадной певицей Барбарой Рыльской, солистами Варшавского театра оперетты Вандой Поляньской и Мечиславом Войницким. Одаренный певец Мечислав Войницки широко популярен в своей стране. И не только в своей: ему аплодировали в Италии, США, Канаде, Австралии, во всех столицах стран народной демократии. У нас он пел в двух театральных сезонах партии оперетточных героев. И хотя мировую известность он — певец с консерваторским образованием — приобрел как исполнитель арий из оперетт и опер, в течение последних пяти лет Мечислав Войницки неизменно дарит слушателям эстрадные песни. Однако полюбил он эстраду не сразу. Как это произошло? Вот что рассказал корреспонденту журнала «Советская эстрада и цирк» В. Лебединской сам Мечислав Войницки:
— Честно говоря, до 1960 года я не поверил бы, что стану эстрадным певцом. Все началось с моего разностороннего увлечения музыкой. Я не только пел, но и играл на скрипке. А потом решил попробовать сочинять. Проще было, конечно, начать с легкой музыки. Моя первая и единственная песенка называлась «Уточка и мак». Она была смешной, трогательной — лирико-драматической. Коротконогая уточка полюбила высокий, гордый цветок. Пока она спрашивала у мамы — имеет ли право любить такого красавца, на луг пришли косари... И от неразделенной любви бедной уточки остались только воспоминания. Песенка была создана для себя, для домашнего круга. Друзья уговорили меня спеть ее на эстраде. Моя неуклюжая, как я думал, уточка неожиданно легко облетела всю Польшу. Песенку подхватили многие эстрадные исполнители. Даже стали называть ее именем кафе.
Мечислав Войницки
Но сам я больше не сочинял таких грустных песенок. Всерьез увлекшись эстрадой, начал готовить для себя репертуар. Перевел несколько итальянских и французских песен на польский язык, подобрал по своему вкусу произведения наших композиторов. Теперь я уже выступаю в сольном эстрадном концерте. Часто пою по телевидению, и тогда зрительным залом становится для меня вся Польша. В этом году я получил премию и приз — серебряную маску за лучшее исполнение эстрадной песни на голубом экране. Несомненно, эстрада создает певцу большую популярность, чем театр. Но не это соображение было для меня решающим, хотя, конечно, известность всегда приятна артисту. Эстрада заняла в моем творчестве не меньшее место, чем театр, потому что я понял: овладение этим жанром расширяет актерские возможности, ювелирно оттачивает индивидуальность. Работать над собой мне пришлось значительно больше, чем прежде. Легкий жанр далеко не легкий труд. Ведь в спектакле артисту помогает все: режиссер, партнеры, костюм, декорации, мизансцены, возможность показать характер в развитии. На эстраде певец вынужден сыграть роль в течение двух-трех минут. Весь его «реквизит» — только мимика и жест. Он один на один с песней, а за короткое время надо выразить ее содержание, причем сделать это артистично. Вот за что полюбил я эстрадный жанр, считая его одним из самых серьезных в актерском искусстве.
От эстрадного певца требуется многое: нужно быть артистом, иметь сценическую внешность, чувство ритма и уметь легко подавать себя. Есть два вида песен. Для одних достаточно только голосовых данных, другие нельзя исполнять без актерского мастерства. Я стремлюсь включать в свой репертуар только песни с содержанием и мыслью, в которых могу выразить свою актерскую индивидуальность. Работать над ними очень трудно и очень интересно! По моему мнению, хороший голос еще не дает артисту права выступать на эстраде. Главное — иметь вкус, В чем он выражается? Надо научиться так использовать свой голос, чтобы актерской интерпретацией и голосовым звучанием не мучить зрителей. Эстрада требует от исполнителя не только безупречного вкуса, но и тонкого чувства меры. Цель настоящего артиста — найти самые скупые средства, которыми легко, без нажима передается содержание песни. Современная мода в эстраде: сдержанный и предельно выразительный жест (что, кстати, в совершенстве умеют делать французы и чего, как мне кажется, лишены итальянцы). Переигрывание на эстраде особенно нетерпимо, проявление дурного вкуса резче бросается в глаза. Чем скупее выразительные средства у эстрадного певца, тем труднее для него и легче для зрителей.
Есть сторонники «теории», что на столичной эстрадной площадке актер должен выступать в одной манере, а на провинциальной — в другой, приноравливаясь к вкусу и требованиям публики. Так, будто бы, завоевывается популярность и народное признание. Я категорически возражаю! Никогда нельзя идти на поводу у зрителей, приспосабливаться к ним. Необходимо воспитывать их, приучать к тонкой, элегантной манере исполнения. В Советском Союзе я не первый год. Пел в Сибири, Армении, Грузии и перед самыми взыскательными слушателями — в Ленинграде и Москве. Советская публика очень чуткая, сердечная, гостеприимная. И в каждый свой приезд я обращаю внимание на то, как год от году возрастает культура, повышаются требования советской публики. Таких зрителей я люблю.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий