Организация производственно-творческого процесса в Союзгосцирке - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Организация производственно-творческого процесса в Союзгосцирке

 

Художественные традиции советского цирка уходят в да­лекое прошлое. Еще задолго до нашей эры в труде, играх, культах многих народов встречаются элементы циркового искусства.

Во второй половине XVIII века, в Лондоне Астлей по­строил первый в мире стационарный цирк. Вначале он назы­вался Школой верховой езды, а потом Амфитеатром. Франкони впервые в мире выстроил здание цирка с круглым манежем (13 метров в диаметре), назвав его «цирком». Позже и это специфическое искусство стало «цирковым», и артисты стали называться «цирковыми артистами».

Современное цирковое искусство во всем его многообра­зии сложилось лишь в середине XIX века. Одна из самых сильных его сторон — многожанровость, широкая палитра красок. Жанры цирка складывались веками; они рождаются, намного реже, чем новые с необычными трюками номера, и все же жанровая разновидность на примере советского цирка — это живой творческий процесс.

Советский цирк сегодня — это яркое, самобытное, многожанровое, сверкающее многонациональными красками, под­линно народное искусство, воспевающее гармонически-раз­витого советского человека, сильного телом и духом, способ­ного преодолевать любые трудности.

Советский цирк — цирк высокой культуры, новаторский в своей сущности, но бережно хранящий лучшие демократиче­ские традиции русского цирка.

Самой важной задачей всей организационно-творческой работы Союзгосцирка является создание новых высокохудо­жественных произведений циркового искусства — программ, аттракционов, номеров — и постоянная работа по поддержа­нию  и  усовершенствованию  действующего  репертуара.

Уже при Советской власти родились новые цирковые жан­ры, не бытовавшие раньше. Свидетельством этому являются номера «Акробаты на верблюдах» (Кадыр—Гулям), «Коми­ческий полет с «амортизаторами» (под рук. А. Вязова), «Акробаты на гигантских шагах» (Павловы), «Воздушный полет с качелями» (под рук. О. Лозовика), «Акробаты на качелях с медведями» (под рук. В. Белякова), «Подвижные брусья» (под рук. Б. Исаева), «Медвежий хоккей» и «Цирк на воде», «Цирк на льду».

Работая над составлением творческой перспективы, дея­тели советского цирка не забывают о необходимости обога­щения жанров, не теряя глубоких народных цирковых тради­ций. В то же время наш цирк остается новаторским, оптими­стическим, цирком высокой современной культуры.

Анализируя планы художественно-постановочной работы Союзгосцирка за многие годы, мы можем заметить, что в го­довых и перспективных (пятилетних) планах учитывается состояние творческого конвейера в данный период: наличие жанров, потребность в отдельных номерах (в частности, для выездов за рубеж).

Например, в начале 50-х годов был большой недостаток в номерах конного цирка и клоунады. Были созваны всесо­юзные совещания, на которых после детального обсуждения были разработаны перспективные планы по развитию этих жанров, а затем конкретные планы по созданию номеров. Конными номерами преимущественно занимался Ленинград­ский и другие цирки. Номерами клоунады — Московский цирк. Центральная студия циркового искусства занялась переподготовкой клоунов на четырехмесячных курсах. В 1955 году в цирковом училище создано отделение клоуна­ды. Появление в последующие годы крупных номеров этих жанров — результат организаторской деятельности по реа­лизации намеченных планов.

Были годы, когда особое внимание обращалось на созда­ние номеров джигитов, прыгунов с ходулями, воздушных гим­настов, дрессированных медведей. Эти номера, наиболее сильные в советском цирке, по просьбе иностранных импрес­сарио входили в каждую гастрольную программу.

Важную часть плана составляют номера, предлагаемые самими артистами. Инициатива талантливой артистической молодежи, поддерживаемой режиссерами - постановщиками, особенно ценна. В результате их совместной работы неред­ко появляются выдающиеся номера. Инициатива создания новых и переоснащения действующих номеров может исхо­дить не только от артистов, но и от других работников цир­ков и центральных учреждений Союзгосцирка, включая и его руководство.

Средства на художественную работу предусматриваются в производственно-финансовом плане Союзгосцирка по статье «централизованные расходы». Художественно-поста­новочный план и распределение средств утверждаются ру­ководством Союзгосцирка.

 

Для примера рассмотрим план распределения постановоч­ных средств на 1980 год. По этому плану средства распре­делены так: приблизительно 77 ассигнованных средств идет на централизованные мероприятия Союзгосцирка (оплата труда авторов, а также постановка и оформление программ для зарубежных гастролей и др.). Основная часть ассигно­ваний направляется в распоряжение Всесоюзной дирекции на создание и переоформление программ, аттракционов и номеров. Часть средств распределяется но цирковым пред­приятиям, главным образом на постановку парад-прологов и детских спектаклей. Если же на какой-нибудь цирк воз-лагается   постановка  нового  номера   или    аттракциона,   то этому цирку отпускаются необходимые средства.

Количество и содержание номеров на следующий год, а также сроки подготовки, ассигнования на каждый номер, количество исполнителей и их персональный состав определяет руководство Союзгосцирка. Оно же решает вопрос о включении номера в эксплуатацию.

В штатном расписании Союзгосцирка имеется художественный отдел. Он организует работу по подготовке художест­венно-постановочного плана и осуществляет непосредствен­ный контроль за его выполнением, работу режиссерской кол­легии Союзгосцирка и Центральной квалификационно-тари­фикационной комиссии. Заказы на литературные и музы­кальные произведения, а также контроль за репертуаром и обеспечением музыкального сопровождения номеров и пред­ставлений осуществляет репертуарный отдел Союзгосцирка. В 1977 году произошла реорганизация Центральной сту­дии циркового искусства. С введением в строй нового здания Центральной репетиционной базы в Измайлове (с манежем и другими помещениями) студия была преобразована во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, ат­тракционов и номеров. Дирекция получила дополнительные штатные единицы. Ее структура в настоящее время выгля­дит так: кроме пяти функциональных отделов (планово-фи­нансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-техниче­ского снабжения, административно-хозяйственный) в дирек­ции имеются творческие мастерские подготовки и обеспече­ния творческой работы.

Творческие мастерские (службы) имеют такие направ­ления: спортивно-акробатические жанры, клоунада, иллю­зия и музыкальная эксцентрика, дрессура. Вспомогательны­ми являются службы обеспечения: информационно-методиче­ская, литературно-музыкальная, художественно-конструктор­ская, электротехнического оборудования и эксперименталь­но-производственная.

Дирекции по подготовке новых программ теперь подчине­ны все режиссеры-постановщики и художники Союзгосцир­ка. Здесь осуществляется вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих но­меров, создание и переоформление программ-коллективов, а также осуществление постановок, парад-прологов по заяв­кам цирков.

Для рассмотрения заявок и предложений творческих ма­стерских, служб, цирков и артистов существует своя режис­серская коллегия. Для обсуждения крупных художествен­ных вопросов — Художественный совет. После рассмотрения в творческих мастерских, службах и после того, как 'будут составлены постановочные группы для каждого номера (ре­жиссер-постановщик, художник, иногда и писатель, и ком­позитор), художественно-постановочный план подписывают директор и художественный руководитель Всесоюзной дирек­ции и передают его на утверждение в Союзгосцирк. Там его предварительно рассматривают инспектора художественного отдела, режиссерская коллегия, возможно, коллегия и Худо­жественный совет Союзгосцирка, и только после этого под­писывают.

В плане обозначено место подготовки произведения. Это Всесоюзная дирекция, ее харьковский филиал, постановоч­ные и другие цирки. Определены сроки выпуска, автор сце­нария, режиссер-постановщик, количество исполнителей, по­становочные расходы. Указаны новые и усовершенствован­ные произведения, номера для международных программ, вводы исполнителей взамен выбывших, материальное обнов­ление цирковых произведений конвейера.

Среди новых произведений в планах особо выделяются работы выпускников Государственного училища циркового и эстрадного искусства. За годы своего существования ГУЦЭИ дало цирку много первоклассных произведений цир­кового искусства.

Удачной представляется форма подготовки номеров в училище. После просмотра комиссией Союзгосцирка, Всесо­юзной дирекции и ГУЦЭИ слушателей предпоследнего кур­са по предложению педагогов-режиссеров определяются уча­стники новых групповых и сольных номеров, а также испол­нители в действующих номерах конвейера. Таким образом, слушатели не только осваивают учебный план ГУЦЭИ, но и выходят из стен училища в составе готовых номеров и после отпуска равноправно вступают в семью артистов цир­ка. Некоторые выпускники сразу после школьной скамьи получают награды на международных конкурсах. Это ста­новится возможным потому, что 'по заданию Союзгосцирка Всесоюзная дирекция рассматривает сценарии готовящихся в ГУЦЭИ номеров, берет на себя подготовку и оплату рек­визита, костюмов и оформления каждого номера, оплату за сценарии и за работу над номерами режиссеров-педагогов.

При этом, естественно, сокращается время, которое при дру­гой постановке дела уходило бы на подготовку номеров уже после окончания артистами училища.

В годовых художественно-постановочных (Планах преду­сматриваются персональный состав номера, состав поста­новочной группы и ее руководитель режиссер-постановщик, предельные ассигнования, передаваемые цирку из центра­лизованных расходов для подготовки реквизита и костюмов. Руководителем постановочной группы может быть режиссер-постановщик Всесоюзной дирекции, главный режиссер цир­ка или привлечённый для разовой постановки режиссер од­ного из театров.

После окончания репетиционного периода под руковод­ством директора цирка создается комиссия из представите­лей цирка, цирковой программы, общественных организаций, театральных деятелей, которая оценивает качество номера, работу исполнителей и вносит предложение для центральной тарификационной комиссии о ставках артистов. На подго­товку нового циркового номера требуется обычно один-два года. Этот срок может быть сокращен, если заранее утверж­ден сценарий, изготовлен репетиционный реквизит, закуплены животные. К сожалению, часто бывает, что репетиционные периоды выходят далеко за пределы сроков из-за отсутствия материального оснащения.

Цирковой режиссер должен быть не только хорошим ор­ганизатором, но и разбираться в экономической стороне де­ла. Именно он отвечает на вопросы членов режиссерской ко­миссии о примерной стоимости будущего номера, его со­ставе, сроках репетиционного периода, месте изготовления реквизита и др. Непродуманные предложения, как правило, отвергаются режиссерской коллегией. Когда же режиссеру и руководителю номера удается убедить художественный отдел и руководство Союзгосцирка предоставить репетици­онный период без предварительной подготовки, номер дол­гое время не вводится в эксплуатации, а стоимость его в ко­нечном счете превышает сметную.

Часто режиссерами номеров выступают их руководители. Это опытные артисты, имеющие талант режиссера, прора­ботавшие не один год в одном, а то и в нескольких жанрах. Некоторые из таких артистов, по разным причинам прекра­тивших свою артистическую деятельность, с успехом рабо­тают режиссерами-постановщиками Всесоюзной дирекции.

Одним из самых важных завоеваний советского цирка яв­ляется приход в цирк дипломированных режиссеров. В начале это были театральные режиссеры. После открытия в ГИТИСе имени А. В. Луначарского отделения цирковой ре­жиссуры в цирки пришли режиссеры со специальной подготовкой.

Роль режиссера в советском цирке очень велика. С его деятельностью связаны самые важные творческие достиже­ния советского цирка: возросшая культура циркового пред­ставления, постановка пантомим-феерий и других сюжет­ных спектаклей на современную тему, постановка принципи­ально новых программ-коллективов, оригинальных аттрак­ционов и номеров, постоянная работа над повышением ма­стерства артистов, утверждение новаторского стиля и многое другое.

Западная пресса справедливо отмечала, что буржуазный цирк отстает в художественном отношении от советского цирка потому, что в нем нет режиссера. А одна из лондон­ских газет указывала на то, что цирк в СССР находится в руках государства в благоприятных условиях и поэтому он развивается успешно.

Все больше завоевывают признание нештатные режиссе­ры-артисты, окончившие заочное отделение ГИТИСа. Мно­гие из них уже успели создать интересные произведения и получить призовые места на всесоюзных творческих кон­курсах.

Создание новых номеров и переоформление действующих происходит во всех стационарных цирках, но наибольший вклад в это дело вносят постановочные цирки, расположен­ные в Москве, Ленинграде, Киеве, Туле, Минске, Саратове, Ярославле, Горьком. Изготовлением реквизита и костюмов занимаются постановочные части этих цирков, в штате ко­торых есть столяры, портные и др. Пользуются также ус­лугами театральных комбинатов ГАБТа, театра им. Кирова и других театров,  а также различных предприятий.

Главную роль в постановочной работе играет художест­венно-производственный комбинат Союзгосцирка. Он изго­тавливает реквизит, костюмы, обувь, головные уборы, бута­форию, разные цирковые секреты для иллюзионистов, клоу­нов и др., а также шьет декоративные и рабочие ковры, па­радные дорожки и даже брезентовые покрытия для цирков-шапито.

Для упорядочения этой работы следует иметь годовой план постановочной работы с учетом возможностей худо­жественно-производственного комбината, постановочных цирков, театральных комбинатов и других производств.

Для совершенствования системы создания произведений циркового искусства следует выделить ряд проблем, требу­ющих творческого подхода. К таким проблемам можно от­нести прежде всего вопрос о более четком разделении функ­ций художественного отдела и Всесоюзной дирекции. В свя­зи с тем, что все функции подготовки номеров и все режис­серы переданы дирекции, нам представляется, что не следу­ет в художественном, отделе и Всесоюзной дирекции иметь аналогичные режиссерские коллегии, рассматривать те же сценарии, заказывать произведения, принимать заявки арти­стов, заниматься разовыми постановками в цирках и т. д.

Не менее важными вопросами, решить которые призван Союзгосцирк, его художественный отдел, являются вопросы организации конкурсов и смотров, осуществление повседнев­ного контроля за художественной работой цирков, за репер­туаром, использование полных возможностей новых цирков, создание сюжетных и тематических спектаклей—феерий, бо­лее интенсивное использование крупных площадок дворцов спорта и т. д.    В этой связи особо стоит задача режиссуры и Художественного совета в разработке творческой перспек­тивы создания новых номеров и аттракционов, обогащающих цирк. Перед художественным отделом стоит весьма важная задача более глубокой разработки вопросов теории цирко­вого искусства. Художественный отдел должен также следить за тем, чтобы не было диспропорции жанров, чтобы не выпускалось слабых и ненужных номеров. Наконец, зна­чимой задачей является оказание постоянной и действенной помощи творческой молодежи.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования