Организация производственно-творческого процесса в Союзгосцирке
Художественные традиции советского цирка уходят в далекое прошлое. Еще задолго до нашей эры в труде, играх, культах многих народов встречаются элементы циркового искусства.
Во второй половине XVIII века, в Лондоне Астлей построил первый в мире стационарный цирк. Вначале он назывался Школой верховой езды, а потом Амфитеатром. Франкони впервые в мире выстроил здание цирка с круглым манежем (13 метров в диаметре), назвав его «цирком». Позже и это специфическое искусство стало «цирковым», и артисты стали называться «цирковыми артистами».
Современное цирковое искусство во всем его многообразии сложилось лишь в середине XIX века. Одна из самых сильных его сторон — многожанровость, широкая палитра красок. Жанры цирка складывались веками; они рождаются, намного реже, чем новые с необычными трюками номера, и все же жанровая разновидность на примере советского цирка — это живой творческий процесс.
Советский цирк сегодня — это яркое, самобытное, многожанровое, сверкающее многонациональными красками, подлинно народное искусство, воспевающее гармонически-развитого советского человека, сильного телом и духом, способного преодолевать любые трудности.
Советский цирк — цирк высокой культуры, новаторский в своей сущности, но бережно хранящий лучшие демократические традиции русского цирка.
Самой важной задачей всей организационно-творческой работы Союзгосцирка является создание новых высокохудожественных произведений циркового искусства — программ, аттракционов, номеров — и постоянная работа по поддержанию и усовершенствованию действующего репертуара.
Уже при Советской власти родились новые цирковые жанры, не бытовавшие раньше. Свидетельством этому являются номера «Акробаты на верблюдах» (Кадыр—Гулям), «Комический полет с «амортизаторами» (под рук. А. Вязова), «Акробаты на гигантских шагах» (Павловы), «Воздушный полет с качелями» (под рук. О. Лозовика), «Акробаты на качелях с медведями» (под рук. В. Белякова), «Подвижные брусья» (под рук. Б. Исаева), «Медвежий хоккей» и «Цирк на воде», «Цирк на льду».
Работая над составлением творческой перспективы, деятели советского цирка не забывают о необходимости обогащения жанров, не теряя глубоких народных цирковых традиций. В то же время наш цирк остается новаторским, оптимистическим, цирком высокой современной культуры.
Анализируя планы художественно-постановочной работы Союзгосцирка за многие годы, мы можем заметить, что в годовых и перспективных (пятилетних) планах учитывается состояние творческого конвейера в данный период: наличие жанров, потребность в отдельных номерах (в частности, для выездов за рубеж).
Например, в начале 50-х годов был большой недостаток в номерах конного цирка и клоунады. Были созваны всесоюзные совещания, на которых после детального обсуждения были разработаны перспективные планы по развитию этих жанров, а затем конкретные планы по созданию номеров. Конными номерами преимущественно занимался Ленинградский и другие цирки. Номерами клоунады — Московский цирк. Центральная студия циркового искусства занялась переподготовкой клоунов на четырехмесячных курсах. В 1955 году в цирковом училище создано отделение клоунады. Появление в последующие годы крупных номеров этих жанров — результат организаторской деятельности по реализации намеченных планов.
Были годы, когда особое внимание обращалось на создание номеров джигитов, прыгунов с ходулями, воздушных гимнастов, дрессированных медведей. Эти номера, наиболее сильные в советском цирке, по просьбе иностранных импрессарио входили в каждую гастрольную программу.
Важную часть плана составляют номера, предлагаемые самими артистами. Инициатива талантливой артистической молодежи, поддерживаемой режиссерами - постановщиками, особенно ценна. В результате их совместной работы нередко появляются выдающиеся номера. Инициатива создания новых и переоснащения действующих номеров может исходить не только от артистов, но и от других работников цирков и центральных учреждений Союзгосцирка, включая и его руководство.
Средства на художественную работу предусматриваются в производственно-финансовом плане Союзгосцирка по статье «централизованные расходы». Художественно-постановочный план и распределение средств утверждаются руководством Союзгосцирка.
Для примера рассмотрим план распределения постановочных средств на 1980 год. По этому плану средства распределены так: приблизительно 77 ассигнованных средств идет на централизованные мероприятия Союзгосцирка (оплата труда авторов, а также постановка и оформление программ для зарубежных гастролей и др.). Основная часть ассигнований направляется в распоряжение Всесоюзной дирекции на создание и переоформление программ, аттракционов и номеров. Часть средств распределяется но цирковым предприятиям, главным образом на постановку парад-прологов и детских спектаклей. Если же на какой-нибудь цирк воз-лагается постановка нового номера или аттракциона, то этому цирку отпускаются необходимые средства.
Количество и содержание номеров на следующий год, а также сроки подготовки, ассигнования на каждый номер, количество исполнителей и их персональный состав определяет руководство Союзгосцирка. Оно же решает вопрос о включении номера в эксплуатацию.
В штатном расписании Союзгосцирка имеется художественный отдел. Он организует работу по подготовке художественно-постановочного плана и осуществляет непосредственный контроль за его выполнением, работу режиссерской коллегии Союзгосцирка и Центральной квалификационно-тарификационной комиссии. Заказы на литературные и музыкальные произведения, а также контроль за репертуаром и обеспечением музыкального сопровождения номеров и представлений осуществляет репертуарный отдел Союзгосцирка. В 1977 году произошла реорганизация Центральной студии циркового искусства. С введением в строй нового здания Центральной репетиционной базы в Измайлове (с манежем и другими помещениями) студия была преобразована во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, аттракционов и номеров. Дирекция получила дополнительные штатные единицы. Ее структура в настоящее время выглядит так: кроме пяти функциональных отделов (планово-финансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный) в дирекции имеются творческие мастерские подготовки и обеспечения творческой работы.
Творческие мастерские (службы) имеют такие направления: спортивно-акробатические жанры, клоунада, иллюзия и музыкальная эксцентрика, дрессура. Вспомогательными являются службы обеспечения: информационно-методическая, литературно-музыкальная, художественно-конструкторская, электротехнического оборудования и экспериментально-производственная.
Дирекции по подготовке новых программ теперь подчинены все режиссеры-постановщики и художники Союзгосцирка. Здесь осуществляется вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих номеров, создание и переоформление программ-коллективов, а также осуществление постановок, парад-прологов по заявкам цирков.
Для рассмотрения заявок и предложений творческих мастерских, служб, цирков и артистов существует своя режиссерская коллегия. Для обсуждения крупных художественных вопросов — Художественный совет. После рассмотрения в творческих мастерских, службах и после того, как 'будут составлены постановочные группы для каждого номера (режиссер-постановщик, художник, иногда и писатель, и композитор), художественно-постановочный план подписывают директор и художественный руководитель Всесоюзной дирекции и передают его на утверждение в Союзгосцирк. Там его предварительно рассматривают инспектора художественного отдела, режиссерская коллегия, возможно, коллегия и Художественный совет Союзгосцирка, и только после этого подписывают.
В плане обозначено место подготовки произведения. Это Всесоюзная дирекция, ее харьковский филиал, постановочные и другие цирки. Определены сроки выпуска, автор сценария, режиссер-постановщик, количество исполнителей, постановочные расходы. Указаны новые и усовершенствованные произведения, номера для международных программ, вводы исполнителей взамен выбывших, материальное обновление цирковых произведений конвейера.
Среди новых произведений в планах особо выделяются работы выпускников Государственного училища циркового и эстрадного искусства. За годы своего существования ГУЦЭИ дало цирку много первоклассных произведений циркового искусства.
Удачной представляется форма подготовки номеров в училище. После просмотра комиссией Союзгосцирка, Всесоюзной дирекции и ГУЦЭИ слушателей предпоследнего курса по предложению педагогов-режиссеров определяются участники новых групповых и сольных номеров, а также исполнители в действующих номерах конвейера. Таким образом, слушатели не только осваивают учебный план ГУЦЭИ, но и выходят из стен училища в составе готовых номеров и после отпуска равноправно вступают в семью артистов цирка. Некоторые выпускники сразу после школьной скамьи получают награды на международных конкурсах. Это становится возможным потому, что 'по заданию Союзгосцирка Всесоюзная дирекция рассматривает сценарии готовящихся в ГУЦЭИ номеров, берет на себя подготовку и оплату реквизита, костюмов и оформления каждого номера, оплату за сценарии и за работу над номерами режиссеров-педагогов.
При этом, естественно, сокращается время, которое при другой постановке дела уходило бы на подготовку номеров уже после окончания артистами училища.
В годовых художественно-постановочных (Планах предусматриваются персональный состав номера, состав постановочной группы и ее руководитель режиссер-постановщик, предельные ассигнования, передаваемые цирку из централизованных расходов для подготовки реквизита и костюмов. Руководителем постановочной группы может быть режиссер-постановщик Всесоюзной дирекции, главный режиссер цирка или привлечённый для разовой постановки режиссер одного из театров.
После окончания репетиционного периода под руководством директора цирка создается комиссия из представителей цирка, цирковой программы, общественных организаций, театральных деятелей, которая оценивает качество номера, работу исполнителей и вносит предложение для центральной тарификационной комиссии о ставках артистов. На подготовку нового циркового номера требуется обычно один-два года. Этот срок может быть сокращен, если заранее утвержден сценарий, изготовлен репетиционный реквизит, закуплены животные. К сожалению, часто бывает, что репетиционные периоды выходят далеко за пределы сроков из-за отсутствия материального оснащения.
Цирковой режиссер должен быть не только хорошим организатором, но и разбираться в экономической стороне дела. Именно он отвечает на вопросы членов режиссерской комиссии о примерной стоимости будущего номера, его составе, сроках репетиционного периода, месте изготовления реквизита и др. Непродуманные предложения, как правило, отвергаются режиссерской коллегией. Когда же режиссеру и руководителю номера удается убедить художественный отдел и руководство Союзгосцирка предоставить репетиционный период без предварительной подготовки, номер долгое время не вводится в эксплуатации, а стоимость его в конечном счете превышает сметную.
Часто режиссерами номеров выступают их руководители. Это опытные артисты, имеющие талант режиссера, проработавшие не один год в одном, а то и в нескольких жанрах. Некоторые из таких артистов, по разным причинам прекративших свою артистическую деятельность, с успехом работают режиссерами-постановщиками Всесоюзной дирекции.
Одним из самых важных завоеваний советского цирка является приход в цирк дипломированных режиссеров. В начале это были театральные режиссеры. После открытия в ГИТИСе имени А. В. Луначарского отделения цирковой режиссуры в цирки пришли режиссеры со специальной подготовкой.
Роль режиссера в советском цирке очень велика. С его деятельностью связаны самые важные творческие достижения советского цирка: возросшая культура циркового представления, постановка пантомим-феерий и других сюжетных спектаклей на современную тему, постановка принципиально новых программ-коллективов, оригинальных аттракционов и номеров, постоянная работа над повышением мастерства артистов, утверждение новаторского стиля и многое другое.
Западная пресса справедливо отмечала, что буржуазный цирк отстает в художественном отношении от советского цирка потому, что в нем нет режиссера. А одна из лондонских газет указывала на то, что цирк в СССР находится в руках государства в благоприятных условиях и поэтому он развивается успешно.
Все больше завоевывают признание нештатные режиссеры-артисты, окончившие заочное отделение ГИТИСа. Многие из них уже успели создать интересные произведения и получить призовые места на всесоюзных творческих конкурсах.
Создание новых номеров и переоформление действующих происходит во всех стационарных цирках, но наибольший вклад в это дело вносят постановочные цирки, расположенные в Москве, Ленинграде, Киеве, Туле, Минске, Саратове, Ярославле, Горьком. Изготовлением реквизита и костюмов занимаются постановочные части этих цирков, в штате которых есть столяры, портные и др. Пользуются также услугами театральных комбинатов ГАБТа, театра им. Кирова и других театров, а также различных предприятий.
Главную роль в постановочной работе играет художественно-производственный комбинат Союзгосцирка. Он изготавливает реквизит, костюмы, обувь, головные уборы, бутафорию, разные цирковые секреты для иллюзионистов, клоунов и др., а также шьет декоративные и рабочие ковры, парадные дорожки и даже брезентовые покрытия для цирков-шапито.
Для упорядочения этой работы следует иметь годовой план постановочной работы с учетом возможностей художественно-производственного комбината, постановочных цирков, театральных комбинатов и других производств.
Для совершенствования системы создания произведений циркового искусства следует выделить ряд проблем, требующих творческого подхода. К таким проблемам можно отнести прежде всего вопрос о более четком разделении функций художественного отдела и Всесоюзной дирекции. В связи с тем, что все функции подготовки номеров и все режиссеры переданы дирекции, нам представляется, что не следует в художественном, отделе и Всесоюзной дирекции иметь аналогичные режиссерские коллегии, рассматривать те же сценарии, заказывать произведения, принимать заявки артистов, заниматься разовыми постановками в цирках и т. д.
Не менее важными вопросами, решить которые призван Союзгосцирк, его художественный отдел, являются вопросы организации конкурсов и смотров, осуществление повседневного контроля за художественной работой цирков, за репертуаром, использование полных возможностей новых цирков, создание сюжетных и тематических спектаклей—феерий, более интенсивное использование крупных площадок дворцов спорта и т. д. В этой связи особо стоит задача режиссуры и Художественного совета в разработке творческой перспективы создания новых номеров и аттракционов, обогащающих цирк. Перед художественным отделом стоит весьма важная задача более глубокой разработки вопросов теории циркового искусства. Художественный отдел должен также следить за тем, чтобы не было диспропорции жанров, чтобы не выпускалось слабых и ненужных номеров. Наконец, значимой задачей является оказание постоянной и действенной помощи творческой молодежи.