Особое задание
Серега, Михей и я работаем в механическом. Может, мы никогда бы и не подружились — цех большой, если бы не любовь к искусству.
Каждый вечер, кроме тех, когда я уходил а вечернюю школу или Михаил — к своей Люсе, мы собрались в красном уголке общежития. Серега приносил гитару и напевал модные песенки Окуджавы и Висбора. Слух у него хороший. Я бренчал на мандолине. Миша, можно сказать, играл на балалайке. Наверное, хуже, чем виртуоз Андреев, но его я не слышал. Дело шло на лад, мы даже собирали аудиторию. Правда, она не столько наслаждалась нашей музыкой, сколько отгадывала на спор, что мы играем. А при нашей музыкальной подготовке это было не так-то просто. И все шло хорошо, пока в красном уголке не появился член нашего цехового комитета комсомола Коля Варочкин. Он отозвал нас в сторону и заявил:
— Нехорошо у вас получается, ребята!
— Сами знаем, что плохо, — отозвался Михей. — Так ведь для себя играем.
— Не в том разрезе плохо: кружок организовали, а комитет не знает. Непорядок! Надо его оформить, на учет взять.
— Тоже мне учетчик! — сразу же закипятился Серега. — Нечего бюрократию разводить!
— Да и музыкант один — Серега, — объяснил Михаил. — А у нас и слуха-то нет.
— Слухами мы не пользуемся, — нажимал Коля Варочкин. — У нас есть твердое указание. По солистам план я уже выполнил, нужен ансамбль.
Спорить было бесполезно. На следующий день в цехе появился график выступлений нашего музыкального трио. В субботу предстояло дать концерт на соседней макаронной фабрике. Билеты на «Сто четыре страницы про любовь» Михею пришлось продать, и Люся на него страшно обиделась. Через неделю нас повезли в подшефный колхоз. На прощанье Варочкин каждого из нас постучал по спине и объяснил, что мы — посланцы рабочего класса и обязаны крепить союз серпа и молота. Мне пришлось пропустить занятия в школе. И не в последний раз. Потом целую неделю мы выступали в цехах нашего завода. И все это в обеденные перерывы, так что сами довольствовались сухими бутербродами. Но когда нам предложили после смены пойти в подшефный детский сад, Серега встал на дыбы:
— Не пойду! Пусть сами играют в ладушки-оладушки!
Михей горько вздохнул: он вспомнил, что Люсина мама приглашала его на блины. Пошли в детский сад. Старшая группа почему-то отсутствовала, пришлось выступить перед младшей. Исполнили «Во саду ли а огороде». Малыши изумленно таращились на нас. Потом, приняв все это за веселую игру, притащили разорванный барабан, губную гармошку и музыкальный волчок. Получился великолепный концерт. Напрасно руководители пытались навести тишину: ребятишки веселились от души. Люся перестала здороваться с Михеем. Настал день, и Коля Варочкин торжественно изрек:
— Остановиться — значит отстать! Надо вам, ребята, подумать о репертуаре. Что вы сейчас играете — «Дунайские волны», «По долинам и по взгорьям»? А нужна классика. Без нее нельзя. Нас не поймут. Я тут кое с кем посоветовался, рекомендуют разучить венгерскую рапсодию. Забыл композитора. В общем из братской страны... Да, вспомнил! Композитора Листова.
— Листа, — поправил Михей.
— Так для этого надо ноты знать, а мы-то на слух...
— Правильно! Нужно освоить. Недели хватит?..
— Колька, ты олух! — взмолился Сергей. — Я читал про одного дореволюционного балалаечника, так он рапсодию Листа месяцами оттачивал.
— Так то было до революции! — отрезал Коля. — Постыдился бы, а еще передовик производства! В общем, десять дней. И рассматривайте это как задание по линии культсектора.
Мы твердо решили доказать Кольке его невежественность и в конце недели сами пришли к Варочкину с инструментами.
— Молодцы, ребята! — обрадовался он. — Я же говорил, смелость города берет! Давайте послушаем.
Мы разложили ноты — я уж и не помню точно, какие, — и в бодром темпе три раза подряд сыграли «Молдаванеску» из старого репертуара. Колька ликовал. Потом зачем-то закрыл дверь на ключ и заговорщицки прошептал:
— Ну, ребятки, теперь надежда только на вас. Особое задание! Через неделю во Дворце культуры вечер. Будут подводить итоги соревнования. Сборочный цех все равно позади останется. Вот и надо по поводу нашей победы песню сочинить. Сами и исполните. Ну как?
Я хотел было отказаться: песен никто из нас прежде не писал, но Сережка опередил:
— Будет песня! — рубанул он.
— Орлы! — закричал Коля Варочкин. — Львы! Не посрамите чести родного цеха.
— Не посрамим! — пообещал Серега.
Последняя декада в нашем цехе всегда бывает тяжелой. А такого еще не бывало. Вечерами после этого штурма мы возвращались в общежитие, как моряки после шторма. И принимались за музыкальное творчество. В общем нам доставалось, но работа над песней спорилась. Наверное, потому, что мы действительно любили свой механический цех. Настал торжественный вечер. Дворец культуры ломился от зрителей. По итогам соревнования мы оказались впереди. Цифры, как всегда, были на уровне. Но что это был за уровень и как он был достигнут, знали все. Начался концерт. Пришла и наша очередь. Вышли на сцену в фуражечках, подражая популярным ярославским куплетистам. Ударили по струнам:
Мы правдивые робята,
Откровенно говоря.
Спеть о цехе очень надо.
Да, ох попросили нас не зря!
Я видел Колькино лицо в первом ряду. Он сидел довольный и широко улыбался: «Так, мол, держать!» Мы продолжали:
Мы правдивые мужчины:
Хоть и грустно, а поем.
Что такое штурмовщина?, —
Да, ох! Брак в три смены выдаем!
Зал разразился аплодисментами. Колька уже не улыбался. А мы, знай себе, распевали:
Эти липовые цифры
Не приводят нас в восторг.
Почему на сцену вышли —
Пусть расскажет наш культорг.
Серега сделал шаг к краю сцены.
— Давай, Коля! Выходи к нам!
Зал раскалывался от аплодисментов, а Варочкин тем временем, наступая на ноги зрителям, пробирался к выходу.
...Прошел год. Весной я заканчиваю десятилетку. Серега занимается во Дворце культуры и стал лауреатом смотра. Колю Варочкина перевели учетчиком на склад готовой продукции, и теперь там полный порядок. У каждого свой талант. Да, забыл сказать — на днях мы гуляли на свадьбе Михея и Люси. Вот где мы дали концерт!
И. ЧЕХОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1967 г
оставить комментарий