Нам отвечают
В последнее время редакция журнала «Советский цирк» поместила ряд статей, справедливо критикующих существенные недостатки работы репертуарно-художественного отдела Союзгосцирка.
В статьях: «Творчество без творчества» Т. Рыбасовой и М. Левашовой, «Почему?» К. Константиновского, «Режиссер не должность, а высокая профессия» Г. Кадникова, «Заметки артиста» Н. Ольховикова, «Стиль работы» В. Плинера, «Это вам не стационар» В. Кунина — говорится о необходимости более плодотворной работы по созданию новых цирковых номеров, о цирковой режиссуре, повышении исполнительского мастерства артистов цирка, о состоянии производственно-творческой работы передвижных цирков, о стиле работы репертуарно-художественного отдела.
Следует признать, что в работе Центральной студии циркового искусства имеются серьезные недостатки. Она мало выдвигает собственные творческие предложения по новым номерам, недостаточно экспериментирует, а иные произведения слишком долго готовит.
Союзгосцирк и студия принимают сейчас практические меры для преодоления этих недостатов. Создается конструкторское бюро, увеличен режиссерский состав, перестраивается работа литературной части, пересматриваются методы подготовки и выпуска номеров разговорного жанра. Будут изменены творческие взаимоотношения студии и циркового училища. Намечено строительство специального здания студии, что даст возможность улучить и расширить ее деятельность.
Важные критические замечания о необходимости повышения артистами исполнительского мастерства содержит статья Н. Ольховикова. Репертуарно-художественный отдел разрабатывает мероприятия, направленные на повышение квалификации артистов цирка, усовершенствование их профессионального мастерства. Эти мероприятия в ближайшее время будут представлены на рассмотрение коллегии Министерства культуры СССР.
Следует отметить, что в связи с подготовкой к. XXII съезду КПСС многие артисты цирка подготовили ряд оригинальных и сильных трюков, способствующих усовершенствованию действующих номеров. Заслуживают внимания предложения, высказанные в статье С. Кожевникова «Создадим новые акробатические трюки», в частности о замене подкидных досок другими подбрасывающими приспособлениями.
Прав тов. Кожевников, критикуя недостаточную борьбу со стандартом в трюковом репертуаре акробатических номеров с подкидными досками.
Большую положительную работу по повышению исполнительского мастерства проводят режиссеры Союзгосцирка тт. Р. Грилье, Н. Барзилович, Г. Перкун, А. Федорович, А. Ширай, Б. Эдер, Н. Зиновьев и другие. Ежегодные курсы артистов разговорного жанра при студии, а также семинары артистов, выступающих в передвижных коллективах «Цирк на сцене», оказывают заметное влияние как на подготовку нового репертуара, так и на повышение квалификации артистов. И все же вопрос о цирковой режиссуре, поставленный в статье Г. Кадникова «Режиссер — не должность, а высокая профессия», вопрос важный, требующий и специального разговора и практических мер. Необходимо улучшить методы работы и руководство режиссерами.
В статье содержится ряд справедливых положений. К сожалению, не всегда они носят конкретный характер, порой воспринимаются как пожелания-декларации, что снижает остроту разговора о новой драматургии и новых сценариях.
Два конкретных предложения тов. Кадникова заслуживают серьезного рассмотрения. Это предложение о создании самодеятельных студий клоунады и привлечении к постановочным работам в Московском и Ленинградском цирках режиссеров, интересно показавших себя в других цирках.
В числе мероприятий, намеченных для улучшения деятельности режиссеров, входит и совещание по вопросам цирковой режиссуры.
Признавая справедливость содержащихся в статье тов. Кадникова критических замечаний и необходимость устранения недостатков, о которых идет речь, а также сообщая о некоторых мерах по их ликвидации, следует в свою очередь высказать наше несогласие с необоснованными обвинениями режиссеров А. Федоровича и В. Миронова, давно работающих в цирке и сделавших немало полезного. Думается, что автор статьи и редакция своим участием в совещании режиссеров смогут внести конструктивные предложения для выработки метода работы, отвечающего задачам дальнейшего повышения идейного и художественного уровня произведений циркового искусства. А для разговора о режиссуре могут быть привлечены представляющие конкретный материал такие, на наш взгляд, достойные внимания работы, как программы армянского цирка (режиссер Г. Перкун), белорусского коллектива (режиссер А. Галь), молодежного коллектива (режиссер А. Арнольд), программы представлений на стадионах (режиссеры А. Ширай, В. Миронов, Е. Зискинд).
В статьях «Стиль работы» В. Плинера и «Слово читателей» затрагивается вопрос о стиле работы репертуарно-художественного отдела. Да, имеются серьезные недостатки в руководстве творческой деятельностью артистов и цирковых предприятий. Авторы статей не обязаны были, критикуя наши недостатки, упоминать о сделанном, о положительных результатах. Но объективности ради на страницах журнала хотелось бы назвать и то, что получило признание зрителей, вошло в наш актив. Говоря об этом, мы не хотим снимать остроты критики тех недостатков, о которых идет речь.
Напомним, что за последнее время выпущены оригинальные цирковые номера и аттракционы; аттракцион «Чудеса без чудес» под руководством А. Сокола, в постановке В. Плучека и Г. Кадникова (выпуск Центральной студии циркового искусства и Одесского цирка), «Смешанная группа дрессированных хищников» под руководством В. Запашного в постановке Б. Эдера (выпуск Центральной студии и Ивановского цирка), аттракцион иллюзионного жанра под руководством А. Шага-Новожилова в постановке Вуроса (выпуск Центральной студии и Минского цирка), музыкальный номер «До-Ре-Ми» в исполнении Поповой, Амвросиевой и Шахнина в постановке М. Местечкина (выпуск Московского цирка), «Буффонадная клоунада» в исполнении Феррони в постановке Р. Грилье (выпуск передвижного цирка № 4), номер «Дрессированные свиньи» под руководством Я. Петерсона в постановке Н. Барзиловича (выпуск Рижского цирка) и в его же постановке номер «Жонглеры и балансеры на вольностоящей лестнице» в исполнении Черняускас (выпуск передвижного цирка № 8), номер «Конно-танцевальная сюита» под руководством Ю. Ермолаева в постановке Н. Зиновьева (выпуск Киевского цирка), номера молодых артистов и выпускников Государственного училища циркового искусства «Акробаты-прыгуны» под руководством Канагина, «Акробаты-вольтижеры с амортизатором» под руководством Солохина, «Воздушный номер с лопингом» под руководством Лозовика, «Силовые акробаты» под руководством В. Канарского, «Воздушная гимнастка» в исполнении Канагиной, «Монгольский воин» в исполнении М. Измагилова (выпуск Ленинградской группы «Цирк на сцене»), «Китайские игры» под редакцией Дун Лян-чана (выпуск Новосибирской группы «Цирк на сцене»).
Считаю нужным сообщить, что репертуарно-художественный отдел систематически командирует режиссеров для постановочной работы, укрепляет постоянные составы цирковых коллективов и оркестров, проводит инспектирование и другие мероприятия. Но, видимо, того, что мы делаем, мало, — и критика наших недостатков в журнале, обсуждение нашей работы артистами поможет устранить недостатки, создавать произведения, достойные нашего народа.
А. БАБКИН,
зам. начальника репертуарно-художестренного отдела
* * *
В связи со статьей В. Кунина «Это вам не стационар» и материалами читательских конференций, опубликованных в журнале «Советский цирк» № 8, отдел эксплуатации и формирования программ сообщает:
Редакция журнала «Советский цирк своевременно и правильно подняла вопрос о работе передвижных цирков, поскольку до сих пор этому уделялось мало внимания.
За последние годы приобретены за рубежом и построены в Советском Союзе несколько современных конструкций, а некоторые реконструированы. Но действительно, некоторые конструкции находятся в таком состоянии, что в будущем сезоне не могут эксплуатироваться (цирки № 1, 6, 7).
В настоящее время Союзгосцирк заключил договор с Калининским совнархозом на постройку необходимого количества новых конструкций передвижных цирков.
В 1962 году все передвижные цирки будут полностью обеспечены вагончиками-гардеробными в зимнем сезоне 1961/62 года будет опробовано воздушное отопление зрительного зала и гардеробных в десятом и четырнадцатом цирках.
О программах передвижных цирков. В последние два-три года, особенно в 1961 году, в передвижных цирках работали ведущие мастера: народная артистка РСФСР И. Бугримова, заслуженные артисты РСФСР Н. Гладильщиков, А. Корнилов, Б. Вяткин и М. Егоров, артисты узбекского циркового коллектива и многие другие.
Но прав автор статьи, есть артисты, уклоняющиеся от работы в «передвижках». Они стараются избежать такой разнарядки, а попадая в передвижной цирк, пытаются доказать, что их номер «слишком хорош» для такого цирка, относятся высокомерно к скромным труженикам, работающим в «передвижках». Вот имена таких артистов: Бацевич, Минтек, Стуколкии, Марал-Ханум, Шебес, Старостины, Страшные. Их высокомерно-пренебрежительное отношение к выступлениям в передвижных цирках не отвечает этическим нормам советского артиста.
До сих пор в передвижных цирках недостаточно проводится воспитательная работа. Ее улучшение — первоочередная задача и нашего отдела и общественных организаций цирков.
В минувшем сезоне в десяти из четырнадцати цирков были созданы партийные группы.
И хотя в каждом цирке избирается местком, это лишь начало. Воспитательная работа руководителей цирков, профсоюзных и партийных организаций должна быть развернута на основе решений XXII съезда КПСС.
Обстановка работы в цирках, производственные условия, конечно, зависят от заботливости и умения директора. К сожалению, не все директора хорошо работают. Так, например, директор Юдельсон (цирк № 6) и директор Феонов (цирк № 7) сняты с работы за бесхозяйственность.
Передвижные цирки свою работу заметно улучшают, становятся иными производственные и бытовые условия. Уже сейчас в некоторых передвижных цирках артистам работать приятнее, чем в иных стационарных цирках. К таким относятся цирки № 5, 13, 14. Не случайно народный артист РСФСР В. Филатов, заслуженный артист РСФСР А. Александров-Федотов и многие другие выразили желание в будущем году работать в передвижных цирках.
Отдел эксплуатации и формирования программ учтет критические замечания артистов, высказанные на страницах журнала, и примет необходимые меры. Мы обязаны уделять внимание работе передвижных цирков не меньше, чем стационарным. Нам нужно чаще бывать в передвижных цирках, популяризировать опыт работы лучших директоров.
Хотелось бы, чтобы редакция журнала чаще выступала по вопросам эксплуатационной работы цирковых предприятий, чтобы появились статьи директоров и других работников, содержащие как критические замечания, так и конкретные предложения, направленные на улучшение работы.
Л. ЗАЙЦЕВ,
начальник отдела эксплуатации и формирования программ
И. И. ЧИЖЕВСКИЙ
Исполнилось 60 лет со дня рождения и 40 лет работы на манеже известного мастера арены Ивана Ивановича Чижевского.
Трудовой путь юбиляр начал учеником слесаря на судостроительном заводе в Одессе. В годы гражданской войны служил в Красной Армии. С 1920 года работает в цирке. Он выступал в различных акробатических номерах и в номерах воздушных гимнастов. Чиевский является создателем оригинального номера «акробаты на батуде». Иван Иванович воспитал многих молодых артистов.
П. Г. ТАРАХНО
В Керчи на манеже передвижного цирка № 5 было торжественно отмечено пятидесятилетие работы в цирке клоуна-сатирика Петра Георгиевича Тарахно.
Юбиляра сердечно приветствовали мастера манежа, представители общественных организаций города, а также друзья-земляки, с которыми в дни своей юности Петр Георгиевич выступал в организованном им любительском цирке.
Журнал ”Советский цирк” декабрь 1961г.