Плюшевые барьеры
Искусство художника на эстраде не является искусством театрального художника в такой же степени, в какой эстрада не является театром.
И если художники театра обмениваются опытом на своих выставках, если они смотрят спектакли друг друга, так как те долго сохраняются в репертуаре, если наконец театральные художники имеют свой путь исторического развития и свою критику, то художники эстрады лишены всего этого.
По репродукциям и по театроведческим материалам мы знаем оформление' всех наиболее удачных спектаклей. Этот материал собран и систематизирован. Что касается художника на эстраде, то он некая одинокая фигура, питающаяся собственной интуицией, вкусом, подталкиваемая режиссером и совершенно не знающая, что делалось в эстраде до нее. Где собрано оформление наиболее удачных концертов? Как познакомиться с принципом решения наиболее интересных эстрадных обозрений, ревю и представлений? Что было примечательного в решении номеров такого-то жанра? Какие были костюмы у исполнителей такого-то номера? Устное «творчество» актеров — вот единственный источник познаний.
Вечная целина. И каждый приходящий на эстраду художник должен заново распахивать это поле. Неизвестно, что делалось до него, непонятно, где начало, неясно, что прекрасно и что безобразно. Хорошо, если первые шаги на эстраде художник делает под руководством опытного и вдумчивого режиссера, который в состоянии не только заботиться об оформлении данного представления, но и думать об изобразительной культуре эстрады в целом. Мне в этом отношении повезло — моим первым «наставником»-режиссером был Лев Борисович Миров. В Московском театре эстрады готовилось представление «Коротко и ясно», и я был приглашен Мировым и Смирновым-Сокольским для участия в создании этого представления.
Очень ответственная площадка для художника, желание создать что-либо новое, оригинальное, боязнь невольно оказаться во власти трафаретного решения сцены — все это заставило меня обратиться к библиографическим материалам. Я хотел узнать, что делалось раньше? Как оформлялась эстрада до меня? Бесплодные поиски. Ничего не зная об эстраде, я начал рисовать. Неизвестно, чем бы кончились мои попытки, если бы не вдумчивый, очень требовательный режиссер Л. Б. Миров. Он не жалел времени и сил, чтобы добиваться от художника максимального понимания задач эстрады. Обладая прекрасным природным вкусом, Лев Борисович сумел так направить работу художника, что ее неизменно встречал успех.
Закономерно ли это? Нет. Ведь такой встречи могло и не быть. Действительно, в нашей стране выпускаются сотни эстрадных программ и представлений. Их создают режиссеры, часто не обладающие отличным вкусом Мирова. И вот начинается работа с художником... Нет, далеко не всегда художник сможет, даже если он очень захочет, интересно оформить эстрадное представление. А жаль. Каждый вечер эстрадные представления — концерты и программы — посещают сотни тысяч людей. Зал эстрады — вся страна. Прививать дурной вкус сотням тысяч зрителей — дело, мягко говоря, не похвальное. Эстрадным художникам нужна критика, серьезный и глубокий разбор творчества, поиски и обоснование причин успеха. Нужна пресса и, я не боюсь этого слова, репродуцирование наиболее интересных эскизов, макетов, набросков. Пора понять выставочным организациям — работу художников эстрады смотрят сотни тысяч людей, а культура оформления эстрадных спектаклей — это воспитание эстетического вкуса зрителя, пожалуй, гораздо более действенное, чем выставки эстампа или живописи. Художники эстрады ждут своих выставок. С уверенностью можно сказать, что громадный материал, накопленный эстрадой и хранящийся где-то под спудом — эскизы концертов и программ от клубных сцен до стадионов, эскизы костюмов, эскизы номеров, эскизы шествий, ансамблей, комедийных и песенных представлений, — все это должно стать, наконец, предметом обсуждения, разбора, изучения и использоваться для обмена опытом.
Искусство эстрады включает в себя самые разнообразные виды оформления; это грандиозные представления на стадионах, чаще всего типа новогодних елок во Дворце спорта в Лужниках; эстрадные концерты профсоюзов — гигантские представления во Дворце съездов; это эстрадные программы и представления в театрах эстрады, во Дворцах культуры; это театрализованные концерты для взрослых и, для детей, наконец, это яркое решение отдельных номеров, костюмы, реквизит и т. п. Вряд ли можно перечислить все формы работы эстрады, настолько бесконечно разнообразие подобных представлений и по теме и по характеру. Но все же можно разделить задачи художника на три категории: 1) оформление сценической площадки эстрадного представления; 2) оформление одного номера; 3) создание костюма.
Каждая из этих категорий имеет свои особенности, но мне бы хотелось поподробнее рассмотреть первую из них, как наиболее серьезную. Московский эстрадный театр «Эрмитаж», эстрадный театр ЦПКиО имени А.М. Горького, Зеленый театр, эстрадный театр сада имени Баумана, эстрадные театры в Сокольниках, на ВДНХ — наиболее значительные летние сцены Советского Союза. На них выступает все самое талантливое, что создала эстрада, выступают гастролеры из-за границы. И эти основные площадки Москвы совершенно не приспособлены для крупных современных эстрадных представлений. Техническая отсталость в оснащении сцены такова, что возможности для создания представления на этих площадках весьма и весьма ограничены. Дореволюционная система занавесей и кулис («эталон» — выстроенный во времена оно эстрадный театр «Эрмитаж») не дает возможности режиссеру и художнику отойти от шаблонных решений эстрадного концерта.
Осветительное хозяйство таких площадок не позволяет пользоваться даже теми приборами, из которых состоит небогатое оборудование эстрадных помещений. Электропроводка не рассчитана на ту нагрузку, которая необходима даже для самых элементарных световых эффектов. В этом году летний сезон эстрадного театра сада им. Баумана открылся представлением «Вчера, сегодня, завтра». Оформление было сделано мной. Во время проб задник из синтетической плащевой полупрозрачной пленки очень хорошо менял цвета под лучами осветительных приборов. Когда же он был растянут на сцене, оказалось, что проводка сада не рассчитана на то количество подсветов, которое необходимо для создания нужного цвета.
От двух мощных электроприборов — «пушки» и новейшего чехословацкого проекционного фонаря, — которых не имеют даже многие театры, эффект был намного меньше возможного. Это случилось потому, что «пушками» нельзя было пользоваться, так как «летели» пробки. А сколько приходится употреблять фантазии, сил и энергии для того, чтобы создать хоть что-либо интересное на такой площадке! С болью и горечью приходится наблюдать, как виднейшие и наиболее значительные художники эстрады — К. Ефимов, В. Мамонтов, Б. Кноблок, Н. Зеленский тратят невероятную энергию не на создание наиболее острого и яркого решения, а на воплощение в жизнь хотя бы того элементарного, без чего нельзя обойтись.
Что касается так называемых зимних площадок-клубов, то и их сцены, к сожалению, не выходят за рамки самых низких стандартов. Четыре ряда «знаменитых», покрытых пылью веков плюшевых кулис и такой же плюшевый или полубархатный задник при нескольких направленных в «никуда» соффитах — стандартная одежда любой клубной сцены. Дорогостоящая безвкусица, обтянутая плюшем, не может удовлетворять основательно возросший вкус советского зрителя. Действительно, наши люди сидят у себя дома на новой — легкой и экономичной — мебели, смотрят на экран сверкающего полировкой телевизора. На окнах висят яркие и приятные декоративные ткани, на обоях спокойный незамысловатый орнамент.
Давным-давно выброшены плюшевые занавески и бархатные коврики. Где можно сейчас найти этот остаток дурного вкуса прошлых веков? Только на эстрадной сцене. Это несправедливо — ведь люди не каждый день ходят в театр и на эстрадные концерты. Необходимо помнить — для рядового зрителя это праздник. Надо помнить и то, что атмосфера новизны и праздничности нас окружает всюду. Люди спешат в театр мимо витрин магазинов, где выставлены новые ткани. Сами они одеты в новые костюмы, Они проходят мимо кварталов новых домов, где много новых молодежных кафе, кинотеатров. И попадают в новый Дворец культуры. Открывается занавес — и на сцене, обставленной по-старому (сто раз видели), висят старые, вызывающие зевоту бархатные или плюшевые кулисы. И атмосфера праздничности пропадает, пропадает тот внутренний подъем зрителя, с которым он всегда встречает открытие занавеса. Ведь за занавесом должно быть что-то новое, приятное.
И пройдет еще немало минут, прежде чем актер сумеет вернуть зрителю его первоначальное чувство подъема. Спрашивается, возможно ли создать такие площадки, которые бы отвечали современным требованиям технического оснащения сцены и были бы эстетически интересно решены для любого эстрадного представления? Думается, что возможно, и уж повелось, что застрельщиком в решении новых форм является молодежь.
Молодые художники и архитекторы, взявшие в свои руки оформление новых кафе, столовых, киосков, добились значительных успехов. В любом молодежном кафе типа «Аэлита» чувствуешь не только эстетически современное, ласкающее глаз решение интерьера, но и экономически выгодное устройство служб и необходимых помещений. И если наши руководители дворцов культуры, клубов и проектных организаций постараются привлечь к решению этих проблем молодых архитекторов и художников, они получат очень интересные, в смысле технических возможностей площадки для выступлений и концертов. Это обширная область для применения фантазии, и чем оригинальнее площадка, тем богаче зрительский эффект. Ведь можно и без кулис создать сцену достаточно яркую и красивую, пригодную для любых выступлений — от сольных до ансамблевых.
Но допустим, что сцена наша хороша и удобна и нам необходимо оформить эстрадное представление. Каким бы оно ни было, какая бы тема в нем ни доминировала, нужно обходиться минимальными средствами. Недаром говорят: краткость — сестра таланта. Эстрадное представление, то есть чередующиеся номера, должно быть оформлено предельно лаконично по средствам и максимально выразительно по производимому впечатлению. Художник обязан очень вдумчиво и точно отбирать детали для оформления. Именно яркая деталь — основа впечатления. В одном из выступлений Шуров и Рыкунин приставили к роялю голову и хвост коня и пели пародийно-грустную песенку. Эта деталь настолько красноречиво дополняла номер, что впечатление от него было куда более полное, чем от иных оформлений громадных сцен железными сварными кранами от пола и до колосников.
Эстрадное представление на любую тему — революционную или лирическую — всегда чередование разных номеров, сценок, интермедий и опять номеров. Представьте себе, что каждый номер, каждая интермедия оформлена во всю сцену (как это иногда бывает на некоторых больших концертах). Не надо обладать особым воображением, чтобы представить себя на месте несчастного зрителя, которому дают весь этот зрелищный винегрет в гигантских дозах. Внимание рассеивается, глаз устает. Разнообразие жанров эстрады, собранных в одном представлении, обязывает найти, если хотите, знак номера — то самое точное и лаконичное изображение, которое бы помогало характеру выступления и было бы связано с оформлением программы в целом.
Но этот знак должен стать подлинной находкой. Очень часто, например, исполнительница русских песен выступает не фоне березок. Я сам, да простит меня зритель, частенько пользовался этим приемом. Спрашивается, есть ли более заштампованный ход, чем этот? Может ли быть в действительности что-либо более шаблонное и избитое, чем березка к русским песням? Нет. Это заскорузлый, устоявшийся годами штамп номер один. И мы, художники, обязаны избегать подобных штампов, искать более свежие средства выразительности.
В такой же степени необходимо вести поиск полноценной детали для каждого исполнителя. Она, обогащая костюм, не должна быть слишком громоздкой и в то же время должна помогать созданию образа. Работа художника на эстраде — это работа по точному жанровому решению сцен и по точному отбору деталей. Лаконичность и ясность — вот язык художника эстрады, в чем бы ни проявлялась его работа: в декорациях к представлению или в костюмах. Несколько слов еще об одном давно назревшем вопросе. Совершенно очевидно, что проектным организациям Москвы необходимо всерьез подумать о типовом проекте и строительстве летних крытых эстрадных площадок с применением пластиков, никелированных конструкций и т. п.
На таких сценах художники будут иметь широкие возможности для создания постановок, отличающихся свежестью и новизной. Своеобразному же, оригинальному решению декораций должен способствовать широкий обмен опытом, а он не мыслим без регулярного репродуцирования эскизов, без постоянно действующих выставок художников эстрады.
Эдуард ЗМОЙРО, художник
Журнал Советский цирк. Август 1965
оставить комментарий