Пражский театр пантомимы «На Забрадли»
В чешских газетах промелькнуло сообщение: Пражский театр пантомимы «На Забрадли» вернулся из многомесячных гастролей по странам Европы и на Кубе и снова играет в своем родном доме, в переполненном тесном зале под старинными низкими сводами».
Мое знакомство с этим театром состоялось незадолго до его зарубежной гастроли, и я представляю, какой большой успех выпал на долю молодого талантливого коллектива с таким интригующим чисто чешским названием «На Забрадли» («У перил»). Не трудитесь разгадать его смысл. Надо просто зайти и увидеть и понять... Первое впечатление, до поднятия занавеса, странное. Разностильная, нарочито грубая мебель в фойе, партер на сто — сто пятьдесят мест, три керосиновые лампы под синими абажурами на стенах (это— имитация, свет электрический), квадратная сцена — метров пять ширины, осветительная будка из некрашеного теса. В зале — разнокостюмье: черные пары дипломатов, пестрые рубашки студентов, декольте, рабочие платья, солдатские мундиры. Запаздывают с началом на пятнадцать минут. Но вот раздается бесхитростная музыка в механической записи. Раздвигается занавес, и с первой минуты мы попадаем в атмосферу большого искусства.
Ладислав Фиалка — режиссер и ведущий актер.
Душа этого театра — Ладислав Фиалка — режиссер и ведущий актер. Кто видел французского мима Марселя Марсо, будет обескуражен. Пражский «чародей молчания» кажется на первый взгляд во многом похожим на своего парижского собрата. Да он, собственно, и не собирается этого скрывать — отдельные номера его программы непосредственно сделаны по либретто Марсо: «Тянущий канат», «Бабочка», «Давид и Голиаф», «Жизнь человека». Но глубоко ошибается тот, кто на этом основании сочтет Фиалку эпигоном. Разве в пантомиме, как и в театре, не могут жить классические сюжеты, исполняемые разными актерами по-своему, со своим взглядом на мир? Конечно, мимическое искусство не располагает такими большими возможностями, как синтетический театр: оно ограничено, в его выразительных средствах — нет слов, самого щедрого и умного аппарата человека. Но и в пределах пантомимы можно сделать многое для выражения многогранной человеческой жизни. И, глядя на искусство Фиалки, лишний раз убеждаешься в том, что нет границ человеческой фантазии и творчеству.
Прежде всего о маске Фиалки — в пантомиме это особенно важно. Вы помните, как выглядит знаменитый Бип Марсо — герой его мимических стихотворений? Худощавый парень в матросской тельняшке, короткой тужурке и в узких, с заплатой панталонах. В губах зажат наивный цветок — символ его смешной, а чаще грустной поэзии. Лицо по-клоунски набелено, под веками застыла черная капля слез, широкий раскрашенный рот раскрыт в натянутой улыбке — полупечальной, полусмешной, а брови, нарисованные на лбу, замерли в трагическом изломе. Так вот: у Фиалки совсем другое лицо. Он смотрит на мир, удивленно. Он то в белом, то в черном гладком трико. По-детски широко раскрытые глаза с поперечными штрихами на веках, вздернутые брови на белом, собранном в складки лбу. Он хочет все увидеть, понять, ощутить радость открытий. Этим стремлением, этой внутренней темой своего лирического героя пронизаны все мимические рассказы Фиалки. Лучше всего проследить это на тех номерах, которые взяты им из программы Марсо и нам хорошо известны. В сравнении лучше видишь особенности и самобытность искусства чешского мима.
Вот номер, который в программе Марсо называется «Бип и бабочка», а у Фиалки—«Мотылек», еще вернее (в заставке, которую перед каждым номером выносят два мима-статиста), «Человек и мотылек». У Марсо, как рассказывает в своей книге «Театральный Париж» Г. Бояджиев, этот номер выполнен так: «Бип ловил мотылька; и воочию был виден прихотливый полет бабочки, передаваемый артистом не только мечущимися в воздухе пальцами, но и всем его телом, как бы вторящим полету мотылька. И опять за этой конкретной картиной отчетливо вырисовывались контуры общей темы — эфемерности легко пришедшего счастья». О Фиалке с технической стороны можно без преувеличения написать то же самое: и искусно переданный прихотливый полет бабочки, и мечущиеся, пружинистые пальцы, и гибкое тело актера, как бы вторящее полету мотылька. Но у Фиалки было и другое, большее, главное. О нем в этом номере никак нельзя было сказать последнюю фразу об «эфемерности легко пришедшего счастья». Фиалка нес тему удивления жизнью, бесконечной и вечной природой и более того — именно человеческой радости от проникновения в ее тайны.
Как это делалось!
...Поймав бабочку, Фиалка бесцеремонно берет ее в руки, перехватывает трепещущие крылышки указательным и большим пальцами то левой, то правой руки, с любопытством разглядывает, как она бьется, вырываясь на волю от праздного, глупого человека. Потом с интересом смотрит, как мотылек, обессилев, затихает, встрепенется и снова поникнет. Человек разочарован — и это все? Тогда он выпускает ее на свободу. Взметнулась бабочка и... упала. Человек снова ее ловит, теперь уж без труда, и снова подкидывает в воздух: лети, я тебя отпускаю, ты мне больше не нужна! А мотылек, судорожно сделав круг над его головой, опять падает к ногам человека. Фиалка злится, потом сдувает с пальцев прилипшую пыльцу и... на секунду задумывается. Когда он поднимает лицо, мы видим в его глазах слезы и еще многое видим... И вот тогда актер-человек бережно, как величайшую драгоценность, берет бабочку на ладонь, подносит ко рту и дышит на нее человеческим теплом и смотрит влюбленно, благоговейно... Мотылек взлетел и понесся вверх, к свету, к солнцу, и глаза артиста сияют.
Нужно ли выводить мораль из этой прекрасно сыгранной сцены и еще доказывать ее философичность? В мимическом рассказе «Жизнь человека» без достаточных оснований, как видно, больше из щепетильности, помеченном в программе театра звездочкой, что значит «взято у Марсо», Ладислав Фиалка еще больше отходит от первоисточника и дает свое, сугубо оригинальное прочтение этого мимического сюжета. Поначалу все так, как у Марсо, только более кратко, лаконично, Но финал принципиально иной, просто новый, подсказанный чешскому артисту жизнью, мировоззрением, если хотите. И от этого вся сцена приобретает другую, оптимистическую окраску. У Марсо человек растет, набирается сил, взбирается по лестнице жизни, стареет и умирает. Он всегда и всюду один. Тема трагического одиночества человека в мире, где полно людей, звучит у французского мима печальным реквиемом. Ладислав Фиалка в этой роли рождается дважды. Сначала он шагает по жизни один и умирает так же грустно и бесследно, как и Бип. Но второй раз герой Фиалки решает жить по-другому. Достигнув зрелости, он вступает в строй людей, полных сил и энергии, решивших стать хозяевами жизни, и он идет вместе с ними, и ему не страшны старость и смерть, он живет, действует, борется...
В цирке. Этюд.
Мог сыграть такое Марсо? Мог. Но не сыграл. Не захотел или не пришло в голову? Все равно — не случайно. Так же, впрочем, как и то, что новое прочтение сюжета «Жизнь человека» принадлежит Ладиславу Фиалке —актеру и гражданину социалистической Чехословакии. Программа «Этюды» в театре «На Ззбрадли» обширна и разнообразна: в ней 23 номера. Первое отделение состоит из цикла миниатюр «Цирк», в них, пожалуй, с наибольшей силой проявляется техническая виртуозность и совершенное владение мимикой, жестом и телом актеров чешской пантомимы. Невозможно забыть картину «Наездник» в исполнении Фиалки. На фоне черного бархата, целиком сливаясь с ним, актер в черном трико, в белых перчатках и обрезных белых чулках на щиколотках изображает одновременно скакуна и жокея. Световой луч сверху выделяет попеременно то лицо и перчатки галопирующего всадника, то нервные ноги нетерпеливого скакуна в белых чулках. Впечатление ошеломляющее по своей точности и и конкретной ассоциации с жизненными примерами. Язык мима — движение, действие, в этом его драматичность и доступность любому зрителю. Искусство Фиалки и его небольшой талантливой труппы тем и покоряет в этюдах о цирке, в жанровых картинках «Шахматы», «Вернисаж», «Что он видел в перке» и других, что оно всегда конкретно, что оно укрепляет и выражает в физическом действии поступки, чувства и мысли человека, делает их видимыми, возбуждает не только эмоции, но и сознание.
Театр «На Забрадли» лишь один из театров малого жанра, открывшихся в последнее время в Праге. Он завоевал уже мировую известность. С ним должен встретиться советский зритель.
А. ГЕРШКОВИЧ
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий