Предисловие
Писать предисловия — роскошь, читать их — прямая расточительность.
И, будучи убежденным противником предисловий, мы все же решаемся отступить от принципа и предпослать предлагаемой книге несколько вступительных слов.
Нам кажется уместным коснуться происхождения данной работы, указать, как она выросла и из чего вырастала, — это должно пояснить ее характер и примирить с ее недостатками.
К этой книге мы пришли через журналистику, или, лучше сказать, через газету.
По своей профессии, являясь журналистом и в течение ряда лет, заведуя театральным отделом утреннего и вечернего выпусков «Красной газеты» (1922—1930), мы по положению аппаратного работника не считали себя вправе выступать на те темы, которые могли быть освещены сотрудниками редакции. Единственная область, которая не встречала претендентов и оставалась вакантной, была область малых жанров, область эстрады и цирка. Освещение этого участка мы взяли на себя.
Специфические особенности работы советского журналиста, не являющегося пассивным описателем виденного, заставили нас заняться ознакомлением с природой, историей, организацией, возможностями и творческими проблемами малых жанров вообще и циркового искусства в частности. Но мы столкнулись с полной не разработанностью вопроса: в этих областях царил первозданный мрак, под прикрытием которого декларировались серенькие теории и велась довольно беспринципная практика. Мы очутились на заброшенном, пустом месте.
Чтобы вести выпавшую на нашу долю работу в печати, необходимо было иметь хотя бы минимальный теоретический и критический багаж, но чтобы овладеть этим багажом, оставалось непосредственно разрабатывать материал: в русской искусствоведческой литературе цирку не было посвящено ни одной работы и самые проблемы циркового искусства не рассматривались печатью всерьез.
Мы окунулись в производственную жизнь государственных цирков, предприняли розыски иностранной литературы, собрали необходимые первоисточники. Материал оказался громадным, и чувствовалось, что при надлежащей разработке он может сложиться в связную картину эволюционного развития циркового искусства. Последнее обстоятельство казалось особенно заманчивым, так как ознакомление с иностранной литературой показало, что и на Западе не существует связной истории циркового искусства и дело ограничивается либо близоруко-добросовестным собиранием фактов и фактиков, либо поверхностным беллетристическим бытоописательством. Между тем в силу специфики циркового искусства, отдельные грани которого в неприкосновенности сохраняются со времен 20-х и 30-х годов, необходимо было иметь под рукой цельную картину развития цирка: через правильное понимание его прошлого было легче планировать будущее.
Все это побудило нас продолжить работу, первоначально начатую в интересах газеты, и, в частности, для первого опыта завершить ее в форме исторического исследования о цирке. Поддержка главного редактора «Красной газеты» П. И. Чагина позволила приступить к такому труду, встретившему также организационное содействие со стороны управляющего государственными цирками республики А. М. Данкмана. Задача оказалась более сложной, чем можно было ожидать. Разрозненность и разнородность подлежавших проработке материалов, их неучтенность и сравнительная редкость, недоговоренность по самым основным вопросам, произвольное толкование наиболее ходовых понятий и терминов — все это ставило ряд чрезвычайно тяжелых преград.
Когда основные положения настоящей работы были определены, в Ленинграде возник Музей цирка и эстрады Центрального управления государственными цирками (1928), недолговременная работа, в котором в качестве заведующего научно-исследовательской частью позволила нам проверить наши построения по весьма и весьма обширным первоисточникам. Проработка дополнительных материалов внесла мало изменений в общую концепцию исследования, но придала ему более фундаментальный характер. В то же время нам пришлось перешагнуть через цирковой барьер и вступить на арену в качестве художественного руководителя Ленинградского цирка. Работу эту мы рассматривали как своеобразную «вылазку» журналиста и поэтому основной задачей своей считали не столько безошибочное разрешение вопроса, сколько своевременную и правильную постановку вопроса о реконструкции советского цирка. Впечатления от практической работы в цирке, несомненно, также отложились на страницах предлагаемой книги. Пожалуй, именно эти впечатления оказались особенно плодотворными: здесь, на арене Ленинградского цирка, под влиянием текущей практической работы совместно с Е. П. Гершуни укрепились основные положения о цирковом образе, которые определяющим лейтмотивом проходят через все наше исследование. Эта же практическая работа в стенах цирка на многое открыла глаза и подтвердила правильность целого ряда теоретических построений.
Таким образом, в первооснове предлагаемый труд является результатом работы советского журналиста.
Сказанное определяет характер данного труда и призвано примирить с его недостатками.
В основном мы ставили себе целью проследить идеологическую, формальную, организационно-производственную и бытовую эволюцию циркового искусства в связи с воздействием экономических, социально-политических и общекультурных факторов.
Мы ставили себе целью проследить эволюцию циркового искусства со времени возникновения первых стационарных столичных цирков Европы (конец XVIII века) вплоть до наших дней, добиться единой, цельной картины событий, определить тенденции роста современного цирка и наметить перспективы его дальнейшего развития.
За недостатком места мы были вынуждены сжиматься до последней степени и, в частности, до минимума сократить страницы, посвященные перспективам развития циркового искусства: они, скорее всего, выпадали из общего плана книги, в целом носящей исторический характер.
Стремление сделать книгу более доступной, облегчить ей путь в более широкие читательские круги (а ведь она посвящается теме совершенно исключительной по своей «узкой» специфичности!..) побудило нас отказаться от обычного тона исторических исследований и излагать строго проверенный материал в описательно-повествовательной манере. Разумеется, навыки журналиста, если можно так выразиться, также «тянули» нас в эту сторону.
К разрешению нашей задачи мы подходили не в качестве искусствоведа, вооруженного испытанными методологическими предпосылками, но всего лишь в качестве журналиста и критика, рассматривавшего отдельные текущие проблемы цирка в первую очередь с точки зрения практических интересов газетно-журнальной работы. В известном смысле это, несомненно, ставит нас в невыгодные условия, и поэтому просьба быть снисходительным к нашей работе не есть обычное авторское вступление, но, можно сказать, представляет собой вполне реальную, вполне прямую и обоснованную просьбу.
Как первая работа в весьма мало исследованной области, предлагаемая книга совершенно неизбежно должна страдать целым рядом недочетов. Но мы рассчитываем, что на ее полях со временем можно будет делать все необходимые поправки и дополнения и таким образом, в конце концов, вплотную подойти к изучению циркового искусства, в последние годы завоевавшего громадную популярность и именно в наших условиях имеющего все данные для настоящего роста и расцвета, от которого, к сожалению, мы сейчас отстоим еще очень и очень далеко.
Мы стремимся привлечь внимание к цирковому искусству, которое остается одним из наиболее запущенных участков советской художественной культуры. Мы рассчитываем на внимание критика, в своих отзывах корректирующего работу наших цирков, мы просим внимания молодого циркового артиста, от практического творчества которого зависит содержание наших цирковых афиш. Мы рассчитываем также на внимание искусствоведческих организаций, которые должны помочь поставить полноправное изучение малых жанров. Мы были бы рады завоевать внимание практических работников цирка, обычно незнакомых с тем материалом, с которым они оперируют, как и внимание молодежи физкультурных кружков, заполняющей наши амфитеатры, и профессионального зрителя, интересующегося вопросами малых зрелищ.
Предлагаемая книга — первая книга о цирке на русском языке и первая комплексная история циркового искусства за время его существования. Мы ждем указаний, советов и коррективов, но, прежде чем судить, просим внимательно прочесть книгу, она представляет собой плод четырехлетнего всестороннего изучения предмета. Доверяем себя снисхождению читателя и чувству справедливости критика.
Евгений Кузнецов
Вступительные замечания
Современный цирк объединяет разнороднейшие по происхождению, форме, характеру и содержанию виды зрелищ, начиная от дрессировки животных или укрощения хищников и кончая разнообразнейшими жанрами наездничества, гимнастики, акробатики и клоунады, начиная от крупных механизированных аттракционов и кончая грандиозными пантомимами.
Из чего исходить при рассмотрении столь противоречивого материала, что именно брать за отправную точку исследования?
Нас интересует цирк как таковой, не отдельные его отрасли и проявления, а вся сумма цирковых зрелищ, весь тот комплекс цирковых представлений, который составляет специфику цирка.
Естественно, что если бы нам удалось найти какое-либо объединяющее начало, общеобязательное для современного цирка в целом и каждого из современных цирков в частности, то исходя отсюда уже можно было бы уверенно распутывать затянувшийся узел.
Существует ли, однако же, такое объединяющее исходное начало в современном цирке? И если такое начало существует, то когда же и под влиянием каких именно возбудителей оно установилось?
Ответив на эти вопросы, мы осветили бы происхождение и процессы формообразования современного цирка.
Разрешению данных вопросов и посвящен предлагаемый первый раздел.
Огромная благодарность и большое человеческое спасибо Евгению Петровичу Чернову за книгу, которую отсканировал
и предствавил ее для всеобщего доступа.