Путь из вчера в завтра
Под литературно изящными цирковыми рецензиями более чем тридцатилетней давности подпись: Евгений Кузнецов. В статьях — дыхание времени, факты и события, имена и фамилии.
На фото. Е. М. Кузнецов
Но только ли истории они принадлежат? Будет ли и сегодня все полезным и интересным для деятелей цирке? Вопросов много. Чтобы ответить, снова и снова вчитываюсь, вдумываюсь, осмысливаю давно минувшее. Вырисовывается все более и более стройная картина рождения советского цирка. А Мысли, высказанные несколько десятилетий тому назад, звучат свежо. Еще раз убеждаешься, что Евг. Кузнецов принадлежит не прошлому, а настоящему и будущему. Он современен в самом полном и глубоком значении этого слова. Припоминаются слова К. С. Станиславского: современность — путь из вчера в завтра. Каким же было это вчера? В силу ряда исторических причин крупнейшие цирки в дореволюционной России находились в руках иностранцев. Те же условия, что мешали становлению и развитию национального цирка, создали и определенное отношение к нему как к «зрелищу для простонародья». Поэтому у цирка в России не было ни критиков, ни историков, ни исследователей. Противников же — хоть отбавляй.
После империалистической и гражданской войн часть ведущих мастеров уехала за границу, некоторые погибли, многие в составе кочевых трупп разбрелись по стране. Крупные аттракционы распались, здания были разрушены, а в уцелевших некому было выступать. Советское правительство вынуждено было дать согласие на приглашение иностранных артистов. О театре, живописи, балете писали маститые ученые. О цирке не было принято говорить серьезно. Если упоминали, то лишь для того, чтобы рассказать забавный анекдот, описать пикантную мелодраматическую закулисную историю и лишний раз сказать:
а) цирк аполитичен;
б) цирк не искусство, а нечто среднее между спортом и театром;
в) развитие кино и техники наносит цирку смертельный удар, и дни его сочтены.
И это далеко не полный перечень голосов в хоре противников и недругов цирка. А. В. Луначарский стоял на иных позициях, он понимал, что «цирк является необыкновенно популярным в массах», его мысли разделял и Евгений Кузнецов, считая, что цирк может стать могучим орудием социализма. Но чтобы отстоять цирк в бушующем море идеологической борьбы, создать его историю, заложить основы цирковедения, доказать его право на жизнь в семье искусств, нужны были мужество борца, знания, творческая смелость, честность. Идущему первым всегда очень трудно: путь неизведан, нет попутчиков, не с кем делить радость открытий и горечь поражений. Да-да, были и поражения! Но речь не о них, а о победах. Их больше. Они значимее. Евгений Кузнецов талантливо сочетал в себе дар исследователя, широту кругозора теоретика, смелость практика и критика, человеколюбие писателя. И одна из сторон его деятельности — важная и плодотворная — критика почему-то до сего времени почти не удостоена внимания.
Разумеется, статья эта ни в коей мере не претендует на исследование всего творчества крупнейшего теоретика и историка советского цирка. Данные заметки — впечатления от только что прочитанных рецензий тех лет. Впечатления яркие и незабываемые. Ни одно сколько-нибудь значительное художественное явление в цирковом мире Евг. Кузнецов не оставлял без внимания. При оценке он всегда считался с художественными особенностями номера, требованиями жанра, рассматривал, верны ли все детали и трюки логике развития действия, понимая, что от зоркости и эрудиции критика в значительной мере зависит судьба исполнителей. Двадцатые годы. В манеже — соцветие имен, костюмов, стилей. Еще вчера эти артисты блистали перед фешенебельными посетителями парижского цирка Медрано, берлинского — Буша, Винтергартена. А сегодня — они в стране, строящей социализм. Они несут нам чуждую идеологию. А что им противопоставить? Учебу.
Да, только учеба, только овладение прогрессивными традициями мирового цирка поможет найти новый путь в искусстве. Но все ли надо перенимать у зарубежных гастролеров? Конечно, нет. Только мастерство и артистизм. Евг. Кузнецов строго осудил тех, кто слепо копировал зарубежные номера. «Механически перенимая иностранцев, — писал он, — ссылаются на какие-то «общие устои мастерства», не учитывая, что любой «типаж», любая «маска» и повадка навеяны конкретными социальными типами окружающей действительности и что обличья европейских артистов (любые обличья, вплоть до столь распространенного «великосветского» теннисиста) вскормлены точным социальным заказом европейского зрителя». Это строгое предупреждение актуально и сегодня. Некоторые маловзыскательные артисты после гастролей за рубежом бездумно вводят в свои номера чужеродные детали, нарушающие содержание, стиль их выступления. На первый взгляд кажется — мелочи. Но подобные легкомысленные заимствования ведут к тому, что нарушается художественная правда. Основная задача искусства социалистического реализма не только в удовлетворении эстетических потребностей человека, но и в утверждении высоких моральных принципов, идей. А это по силам только совершенным произведениям. Последовательно в ряде статей Кузнецов раскрывает «секреты» мастерства. «Главный недостаток цирковых акробатов, — писал он около сорока лет тому назад, — отход от связной, завершенной композиции и показывание отдельных фрагментов, отдельных упражнений, отдельных положений...
На фото. Евгений Кузнецов и В. Г. Дуров
Лишенный артистичности, даже технически сложнейший номер плохо доходит до публики». Как же правильно строить номер? Никогда не стареющий вопрос. Евг. Кузнецов отвечает очень ясно, опираясь на конкретные факты. Например, шпрехшталмейстер объявил: «Ритер и Кнаппе. Геркулесы». И публика ждала встречи с атлетами. Если один не разочаровывал, то второй — тщедушный, семенящий на курьих ножках, — вызывал раскатистый хохот. Вот так геркулес! Пока Ритер жонглировал пудовым шаром, играл пяти пудовым снарядом, Кнаппе готовил реквизит, заполнял паузы. Зрители смеялись. Молодой критик увидел здесь нечто большее, чем отдельную удачную находку в построении циркового номера.
«...Этот чисто служебного значения помощник, этот ассистент, почти слуга, преображает сольный номер на силу, ловкость — в давно невиданный образец циркового диалога (здесь и ниже подчеркнуто Евг. Кузнецовым. — И. Ч.), замечательный немой дуэт, построенный на чередовании контрастов... Это настоящий диалог развивающийся непрерывно без единого «белого места», перебрасывающий зрителя от волнения к смеху, от страха к раскатистому хохоту». Разве прием контраста при построении парного циркового номера устарел? Нисколько! Почему же к нему так редко прибегают постановщики? Ведь без характеров, без образов нет произведения искусства, какими бы трюками ни насыщался номер. Кстати, Евгений Кузнецов очень точно определил служебную роль трюка: «Следует отказаться от погони за трюками, как таковыми, за голыми рекордами… и не бояться превращать трюк из самодовлеющей цели в средство выражения какой-либо идеи или ситуации». И артисты и режиссеры знают, как трудно из группы акробатов или гимнастов создать цельные номера, художественные полотна, не сбиться на демонстрацию отдельных трюков. Каждый исполнитель должен показать не только умение прыгать, летать, жонглировать, но и рассказать о человеке средствами цирка. А для этого требуется артистическое мастерство, предельная искренность, внутренняя правдивость и простота.
Раздумья над виденным закономерно привели молодого критика к мысли о необходимости в цирке режиссуры. Он первым обосновал ее роль и функции. Четкие замечания Евгений Кузнецова — ключ к режиссерской работе в цирке. Ясны и цель, и средства, и метод. Цирк всегда должен быть созвучным эпохе, жить для народа. Он должен отражать исторические и социальные закономерности времени. А это возможно только при условии подчинения искусства арены методу социалистического реализма, ибо только он может дать цирку силы шагать в ногу со временем. Евгений Кузнецов глубоко вскрыл суть нашумевшего номера Клифф-Аэрос. Об этом следует вспомнить потому, что и в наши дни нет-нет да и раздаются голоса «стариков», а еще чаще молодых (с чужого голоса), что вот-де раньше был цирк, были аттракционы. Что же представлял собой аттракцион Клифф-Аэрос? Придуманный им аппарат представлял систему разомкнутых желобов, спускавшихся из-под купола. После десятиминутного прощания с женой и публикой артист бросался, как мешок, по скатам и через три секунды приземлялся в манеже.
Молниеносного спуска никто не видел. Усилия режиссуры были направлены не на подчеркивание отваги исполнителя, а на взвинчивание публики, на нездоровую игру на нервах. Мог ли такой номер пробудить в зрителях любовь к жизни, вызвать приток энергии, мобилизовать на преодоление трудностей? Конечно, нет. А настоящее произведение искусства должно пробуждать высокие чувства. «Мария Ширай с партнером (Александром Ширай. — И. Ч.) работает под самым куполом на такой головокружительной высоте, на которую вряд ли отважится иностранный циркач, работает благородно, без надуманных трюкачеств, мягко и, можно бы сказать, «лирично», — с подлинно юношеской восторженностью писал Евг. Кузнецов. «Цхомелидзе — интереснейшее явление русского цирка. Номер его неожидан и необычаен как по материалу, так и по очень высокой интеллектуальной культуре. Внешний облик, задуманный в плане карикатуры на этакого неудачника-недотепу, полон юмора, смелой правдивой фантастики и очень тонких, порою психологических черточек, тогда как мастерство исполнителя и дрессировщика безупречно...». Интеллектуальная культура в цирке, где, как издавна считалось, ничего, кроме грубой физической силы, не требуется? Психологические черточки в образе, созданном акробатом-дрессировщиком? Для эстетствующих искусствоведов это было слишком смело и ново.
Заслуга Кузнецова в том, что, развивая пожелание А. В. Луначарского о слиянии духовного и физического начал в цирковом номере, он постоянно подчеркивал и утверждал необходимость мысли, идейности и содержательности в цирке. Поэтому естественна и его последовательная борьба против всяческих проявлений на арене формализма, абстракционизма, натурализма. «Утверждаем, — писал он, рецензируя программу Ленинградского госцирка около тридцати лет назад, — что не самый цирк стал становиться неинтересным, но что все более неинтересными стали становиться те его проявления, которые построены исключительно на голом техницизме, на абстрактном формализме, на «сильном трюке» ради «сильного трюка». Трудно переоценить значение заложенных Евгением Кузнецовым основ отечественного цирковедения и цирковой критики, Он приветствовал появление номера первого советского укротителя Н. Гладильщиков а, этнографический номер Кадыр-Гуляма и молодого В. Дурова. Он прочил им блестящую артистическую будущность, и время подтвердило его удивительную дальновидность. А разве не помогли советы, точные замечания критика сестрам Кох, Океаносу, Сержу, братьям Гурьевым? «...Техницизма — хоть отбавляй, — писал он о них, — но не хватает стиля, артистизма, блеска, нерва, настоящего темпа работы — словом, той шлифовки, той последней «огранки», которая и преображает алмазы в бриллиант».
Ничто новое, свежее не ускользает от внимательного взгляда Евгения Кузнецова. Не случайно в годы, когда советский цирк искал своего клоуна, Виталию Лазаренко посвящается рецензия. Он отмечал и отказ от кричащего парика и плакатного грима, и сделанный по эскизу Н. Эрдмана костюм, пародировавший фантастические пижамы молодого московского актерства, и, главное, стиль исполнения. Понимая роль и значение В. Лазаренко, говорил и о чужом, наносном в его творчестве. При оценке работы клоунов Евг. Кузнецов исходил из очень важного положения А. В. Луначарского: клоун — смеет быть публицистом. Смысл краткой формулы на необычайную высоту поднимал того, кто раньше валялся в опилках, получал пощечины. Перед клоуном вставали новые задачи: большая актуальность и публицистическая острота текстов, композиционно грамотное построение клоунад, действие емкое, точное, острое. Последовательно отстаивая традиции прогрессивной клоунады, молодой критик подвергает строгому и объективному анализу выступления сатириков Громова и Милича. «Они выступают в цирке... на эстраде, сколачиваемой у входа в конюшню. Они боятся сойти в манеж, со всех сторон очутиться опоясанными кольцами зрителей. Им необходимо подобие сцены, показывающей исполнителя только с одной стороны, только фас; они не владеют изобразительными красками цирка, теряются в нем и, стоя немощно, как паралитики, докладывают стишонки, пытающиеся лягать Мейерхольда и Маяковского».
Громов и Милич — выходцы из Одесского театра миниатюр — принесли в цирк несвойственные ему приемы и, что более существенно, использовали низкопробный репертуар. К сожалению, их современные последователи и по сей день подвизаются в цирке. Не важно, пришли ли они из театра, с эстрады. Важно другое: вступив в круг манежа, они не желают считаться с его законами, не задумываются, что порой выглядят, как ворона в павлиньих перьях. Потому-то и надо сейчас вспомнить о полемике Кузнецова с Громовым и Миличем и иже с ними. Да, да, это была полемика о судьбе жанра. Претенциозная статья, написанная Громовым и Миличем «О цирке, иностранцах и цирковом юморе», расценивалась как частный выпад против взыскательного рецензента. Под лозунгом нового они протаскивали свою идейку: «Нужно создать новый стиль циркового номера со злободневным репертуаром, без традиционных клоунских костюмов (читай: клоунов, — И. Ч.) и гримов».
Даже редакция, опубликовавшая довольно тенденциозную и злобную статью, сочла нужным дать весьма красноречивое примечание: «Можно и должно создать новое содержание и новые формы цирковой сатиры, но по своему стилю она должна неизменно оставаться клоунадой, на цирковом аксессуаре, на цирковом приеме. То, что предлагают Громов и Милич, — попросту эстрадный юмор, эстрада в цирке и вопроса никак не разрешает». Упоминание об этой полемике важно еще и потому, что она красноречиво свидетельствует: деятельность первого циркового критика и теоретика протекала в условиях жестокой борьбы. В идеологических битвах утверждался в цирке метод социалистического реализма, утверждалось новое. И журналист Евг. Кузнецов был на переднем крае борьбы за советский цирк. Строгий критик — смелый и деятельный мечтатель. Его богатая фантазия рисовала облик советского цирка — цирка небывалой красоты и романтической взволнованности. Поэтому он горячо приветствовал Вильямса и Энрико Труцци, поставивших первую пантомиму в советском цирке с несколько наивным сюжетом — «Черный пират». Возрождение забытого жанра было связано со стремлением превратить цирк в могучее оружие борьбы за социализм, слить номера в цельный, идейно направленный спектакль. И еще одно: желание придать несколько поблекшему цирку фееричность, красочность, яркость.
Все последующие годы Евг. Кузнецов продолжал свою борьбу за успехи, идейность и торжество советского цирка. Он работал как создатель и руководитель экспериментальной мастерской новых номеров, как художественный руководитель советского цирка, как соавтор и автор ряда цирковых номеров, аттракционов, программ, пантомим, во многом определивших «новый почерк» советского цирка. Евгений Михайлович Кузнецов и его работы обращены к настоящему и к будущему. Его литературное наследие — это большой и честный труд, достойный публикации и изучения.
И. ЧЕРНЕНКО
Журнал Советский цирк. Июнь 1963 г.
оставить комментарий