Разговор о Георге Отсе
Мне хочется продолжить разговор, который начат в статье Георга Отса «Певец и песня» («Советская эстрада и цирк», № 7, 1967 г.). Со многими утверждениями, высказанными в ней, нельзя не согласиться.
Но в статье, на мой взгляд, обойден один очень существенный вопрос, а именно — взаимоотношения певца и музыкантов. Общеизвестно, что музыканты не просто аккомпаниаторы, они в равной степени с певцом творцы песни. Хорошо, когда певец и ансамбль представляют собой содружество единомышленников. Я работаю с ансамблем Тартаковского, музыкантами интересными, способными. На репетициях мы часто спорим, не соглашаемся друг с другом. Но вот стоило одному из них уехать, и не стало главного, что и рождало наши споры, — работы, творчества. Георг Отс пишет: «Трудно поверить, но иной певец ухитряется давать до четырех сольных концертов в день. Едва ли это делается только из-за любви к искусству... Мне кажется, происходит это из-за неправильной системы оплаты труда артиста».
По-моему, дело не только в -оплате труда артиста. По существующему положению музыканты, аккомпанирующие номеру певца и сольному концерту, получают одну и ту же ставку. Отработать на сцене пять минут или целый вечер — разницу понять не трудно. Поэтому музыкантам, попросту говоря, невыгодно работать с солистами. Значит, нужно, как мне кажется, пересмотреть вопрос о ставке аккомпаниаторов. Хорошим музыкантам, работающим с певцами, необходимо повысить ставки. Кстати, это уже сделано в Ленинграде, и работникам концертных организаций других городов стоит, наверное, перенять опыт ленинградских коллег.
Автор статьи правильно говорит о том, что певцу нужен режиссер. Еще Вахтангов писал: «Средствам можно научиться, форму надо сотворить, надо нафантазировать», И, наверное, рождению этой фантазии режиссер мог бы помочь, как никто. Но, откровенно говоря, я не вижу на эстраде такого режиссера, который мог бы, как Сергей Каштелян, в оригинальном жанре, необычно и своеобразно поставить песню, придумать для певца маску, т. е. помог бы становлению его творческой личности. Может быть, певцами эстрады когда-нибудь заинтересуются театральные режиссеры?
Всем нам очень нужны дружеская поддержка, совет, творческая помощь. Очень часто в адрес того или иного певца можно услышать: «Голос есть, но что он поет?» Зачем далеко ходить за примерами — вспомните, как «вознесли» в свое время Тамару Миансарову, как после песни «Пусть всегда будет солнце», которую она так необычно исполнила, многим казалось, что . на эстраде появилось нечто новое. Однако найденные интересные штрихи и свежие интонации певица быстро заштамповала, а образ так и не родился. Кому, как не режиссеру, следовало бы помочь этой интересной и несомненно талантливой исполнительнице найти свой путь, обрести свое творческое лицо.
ВАДИМ МУЛЕРМАН
Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.
оставить комментарий