С любовью к цирку - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

С любовью к цирку

ВЛАДИМИР КУНИН  С любовью к циркуТворчество ленинградского прозаика, члена Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР ВЛАДИМИРА КУНИНА хорошо знакомо многим читателям.

Его последняя повесть, «Интердевочка», имела у читателей шумный успех. Но, думаю, не ошибусь, если скажу, что не последнее место в книгах писателя занимает цирк. «Багаж срочной отправки», «Очень длинная неделя», «Цветы для клоуна», «Местная анестезия» — в этих, да и многих других рассказах и повестях цирк предстает перед нами без мишуры, света прожекторов, бравурных звуков оркестра, а как бы изнутри, увиденный человеком, хорошо знающим его специфику.

С Владимиром Куниным мы встретились в дни работы XXI Всесоюзного кинофестиваля в Баку, куда он был приглашен как член жюри. И разговор, естественно, зашел о цирке.

— Владимир Владимирович, один из рецензентов, разбирая ваши произведения, заметил, что в них «пристрастная зоркость товарища по профессии уступает место пристальному, глубинному зрению писателя». Очень точная оценка. Во всяком случае, читая ваши повести, рассказы, я всегда удивлялся: откуда у профессионального литератора такое доскональное знание специфики цирка!

— Все очень просто. Я ведь бывший цирковой артист. После окончания Института физкультуры имени Лесгафта был мастером спорта. А через несколько лет, в 1955-м, перешел в цирк. Зрители старшего поколения, возможно, помнят довольно своеобразный номер «Кресло-качалка». Так вот, это самое кресло служило еще и подкидной доской. Потом вместе с В. Волковой и И. Любимовой мы подготовили выступление совсем иного плана — ханд-вольтиж. Именно те годы, о которых я всегда вспоминаю с теплотой и признательностью, общение с людьми цирка и дали мне материал для рассказов, повестей на эту тему.

— А как появились ваши первые рассказы!

— Знаете, это было для меня самого как-то неожиданно. Просто желание самовыражения, что ли. Самый первый свой рассказ, «Серафима»,— о незаметном, скромном человеке, служащей по уходу за животными, влюбленной в свое дело, без остатка отдающейся ему,— я послал в 1959 году в журнал «Советский цирк». Послал просто, без каких-то надежд на публикацию. Но рассказ понравился, его напечатали, и это придало мне уверенности. Вскоре с редакцией у меня установился тесный контакт. Ну а позже, когда, получив во время работы на манеже серьезную травму, я вынужден был покинуть цирк, меня пригласили работать в наш цирковой журнал специальным корреспондентом. Ездил по стране, писал об артистах, их номерах, проблемах.

Но сказать, что меня всегда занимала только лишь цирковая тема, было бы не совсем верно. В 1962 году я написал первый свой сценарий, по которому на «Ленфильме» поставили картину «Я — шофер такси». В главной роли снимался замечательный артист Ефим Копе-лян. Увы, фильм этот, ранее одобренный и утвержденный, уже готовый к прокату, зрители так и не увидели. Кому-то из вышестоящего начальства он вдруг показался аполитичным или, что еще страшнее, чуть ли не антисоветским. Негатив было приказано смыть.

Сегодня, когда мы узнали о существовании целого ряда картин, отправленных «на полку» или вовсе уничтоженных, все это стало понятно и объяснимо. Но тогда, после столь категоричной оценки фильма, в котором поднимались многие вопросы, о которых не рекомендовалось говорить вслух, мне стало очень трудно работать.

Затем был сценарий «Хроника пикирующего бомбардировщика». Совершенно случайно его прочитал Юрий Павлович Герман — человек, которому я бесконечно признателен и память о котором храню по сей день. Благодаря его упорству фильм (с участием Олега Даля) вышел на экраны. Но и после этого, несмотря на то, что картина имела большой зрительский успех, все равно, приступая к последующим фильмам (а их на моем счету уже более двадцати), я всякий раз испытывал разного рода организационные сложности, приходилось преодолевать всевозможные ведомственные барьеры. Сейчас, правда, когда бюрократии поставлен заслон, стало немного легче — уменьшилось количество проходимых инстанций, стали конкретнее условия для принятия сценариев.

— Были ли среди тех ваших киноработ и фильмы о цирке!

— В свое время я написал сценарий по своей повести «Местная анастезия». Напомню вкратце сюжет. В небольшом среднеазиатском городке гастролирует цирк, и на одном из представлений получает серьезную травму воздушный гимнаст Дмитрий Волков. Он попадает в клинику, и старый хирург Гервасий Васильевич пытается спасти Волкова. Непросто складываются взаимоотношения этих вроде бы совершенно разных людей.

И вот один режиссер, воспользовавшись моим длительным отсутствием на киностудии, просто переписал этот сценарий и снял по нему очень неудачную, с моей точки зрения, картину, в которой не было уже ни цирка, ни человеческих характеров. Осталось лишь подобие сюжета, иллюстративность. Так вот не повезло мне с цирком в кинематографии. Правда, спустя несколько лет по моему сценарию был поставлен фильм «Взвейтесь, соколы, орлами». Он — о трех поколениях цирковых артистов.

— К сожалению, приходится убеждаться, что сейчас вы все более отходите от цирка в своем творчестве...

— Это не совсем так. Я, хоть и оставил сейчас цирковую тему, все-таки думаю обязательно вернуться к ней, но уже с каких-то сегодняшних, серьезных позиций. Ведь нужно, наверное, на время отойти от цирка, чтобы посмотреть на него уже обновленным взглядом — не изнутри, а чуточку сверху. Потому что, считаю, когда постоянно изнутри — это все-таки несколько сужает восприятие. И вот, думаю, именно сейчас, после того, как я довольно долго не писал о цирке, и следовало бы заняться этой темой, постараться выписать ее как можно жестче, открытее. Но для этого мне сегодня, наверное, не хватает знаний теперешнего цирка. Ведь я оставил манеж двадцать шесть лет назад... Нет, все-таки я не теряю надежды написать новую повесть о цирке, хотя посещаю его теперь лишь как зритель.

— И как, на ваш взгляд, выглядит цирк сегодня!

— Дело в том, что зритель я ведь очень пристрастный. Это и понятно. Раньше ходил в цирк для того, чтобы увидеть своих друзей, с которыми работал, чтоб встретиться с близкими сердцу людьми, на которых, честно говоря, смотрел с завистью — ведь они по-прежнему выступали на арене, а я всего лишь сидел среди публики. Теперь с каждым годом манеж моего возраста становится все более пустым. Ветераны уходят, их сменяют молодые артисты. Они, конечно, не менее прекрасны, но все-таки это совсем другое поколение.

Я нисколько не идеализирую, но мне кажется, что в то ставшее уже далеким время в цирке не было места мелким склокам, каким-то обидам, отношения людей были чище, честнее. Может быть, это потому, что каждый из нас был в душе романтиком...

Да и чисто творческие вопросы решались без излишней волокиты. Представления были большей частью дивертисментными. А сегодня цирк получил, как мне кажется, совсем иную направленность. Появилась тенденция театрализации,какой-то сюжетной разработки номеров. Может быть, в совсем небольших дозах это и не вредит делу, и тут я согласен с Ю. Дмитриевым, что «человек может хорошо стоять на руках, проделывать сальто-мортале или поднимать тяжелые гири, но этого мало для того, чтобы называть его цирковым артистом». Действительно, без определенного образа, без артистического шарма в цирке нельзя. Но в последнее время стали злоупотреблять театрализацией представлений, искусственной сюжетностью номеров. И за всем этим вдруг стало исчезать то, что выгодно отличало наш цирк: ушло значение трюка. А ведь трюк, сколько я помню, был всегда во главе угла каждого номера, люди не жалели себя, чтобы сделать, например, тройное сальто-мортале с трапе в руки ловитору. Такое у немногих получалось — лишь у избранных, у единиц, самых талантливых. Так вот, в то время, когда советский цирк поражал весь мир блистательными, сложнейшими трюками, мы говорили: «Ах, нам не хватает сюжетной направленности, театрализации, этакой постановки, чисто режиссерского взгляда». А вот сейчас я наблюдаю тенденцию обратную — трюк уходит в область предания и на смену ему явилась пресловутая театрализация, обилие хореографических вставок, что в конечном итоге и изживает трюк. Это проявляется сегодня в чуточку гипертрофированных формах, что не может не вызывать опасения. Потому что все-таки в основе цирка лежит именно трюк. Другое дело как его подать — в героическом ли, в романтическом, юмористическом плане, завязан ли он в нехитром сюжете. Именно так — при помощи трюков, а

не прикрываясь театрализацией, — артисты цирка должны создавать художественные образы.

— А согласны ли вы с мнением, что советский цирк лучший в мире!

— Мне трудно ответить на этот вопрос, ведь я не достаточно хорошо знаю состояние цирка зарубежного. Но, думаю, все-таки наш цирк на сегодняшний день сдал свои позиции. И из-за тех болезней, которые в прошлые времена коснулись и циркового искусства, и из-за (повторюсь) злоупотребления сюжетностью, театрализацией в ущерб трюку.

Разумеется, наши артисты завоевывают призы на престижных международных конкурсах, с успехом выступают во многих странах. Но все это небольшая частица конвейера, если так можно выразиться, «визитная карточка советского цирка». В массе же своей программы, работающие на периферии, оставляют желать много лучшего. И не одних артистов тут беда, а в основном руководства, которое годами не обращает внимания на нужды людей, не помогает в оформлении, не тарифицирует вовремя.

— Почему, на ваш взгляд, так редки сегодня литературные произведения, фильмы о цирке!

— Прежде всего, если честно, то у нас пока очень немного литераторов, сценаристов, режиссеров, хорошо знающих цирк. Ведь, согласитесь, одно дело создать скороспелую яркую картинку об искусстве «сильных, ловких, смелых», ничего не дающую ни уму, ни сердцу, а совсем другое — написать серьезное художественное произведение с конфликтной драматургией, отражающее настоящее положение дел.

И не надо забывать, что мы довольно долгое время находились в плену целого ряда запретов. Еще И. Ильфу и Е. Петрову принадлежала фраза: «Заказчик хочет быть красивым». И писателей, заставляли живописать эту «красивую» жизнь. Зачастую не рекомендовалось развивать драматургическую конфликтную ситуацию, если речь шла о какой-то профессии, которая была под защитой сильных чиновников. Помните, мы не должны были знать, что есть плохие милиционеры, что в нашем обществе есть мафия, наркомания, казнокрадство и многие другие пороки. Мы, наконец, не должны были дискредитировать высокого советского искусства, в том числе и циркового, даже если дела в этой области и шли не очень благополучно. И, само собой разумеется, не дай вам бог было тронуть «генералов от искусства» — цирковых артистов, облеченных регалиями, не вылезающих из зарубежных поездок. И их покровителей тоже — не трожь. Ну нельзя было, и все тут. А ведь в основе этого лежит та самая жизненная и жестокая драматургия, которая наверняка смогла бы послужить основой острого, интересного сюжета для повести, для умного сценария.

И я думаю, что такие произведения обязательно появятся. Время для этого самое подходящее. Просто пока еще не собрались силами. Ведь очень заметно, что свобода слова порождает на первых порах чудовищную неуверенность в людях, которым и надо сказать это самое слово. По всей вероятности, нужен какой-то инкубационный период, когда все процессы демократизации войдут в плоть, в кровь и мозг человека. И стремление объективно, честно описать все происходящее вокруг станет естественной потребностью человека. Уверен, тогда и будут созданы в числе других серьезные художественные произведения о цирке и его людях — книги, фильмы, которых все мы уже давно ждем.

 

Беседу вел Н. АРАКЕЛОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования