Начало цирка на Руси
Под цирковым куполом сосуществуют достаточно разнообразные виды и роды искусств по преимуществу зрелищного порядка. Эти слагаемые различны по своей природе и включались в цирковое искусство на разных этапах его развития.
Трудно говорить об истоках циркового искусства, так как сведений о них очень мало. Во всяком случае, истоки искусства театрального и циркового едины. Цирк и театр вышли из народных игрищ, приурочивавшихся к празднествам охотничьим и земледельческим на заре общественной жизни человечества.
Игрищами на старорусском языке назывались празднества, места сборищ, развлечения, игра на музыкальных инструментах, танцы, пение, спортивные упражнения, состязания в силе и ловкости, драматические сценки и многое другое.
Как показывают летописи и различные поучения духовенства, игрищами называли также народные языческие свадьбы и даже поминки. Термин «игрище» продолжал бытовать у нас еще в XIX веке в области народно-драматического творчества; вплоть до нашего времени так назывались устные народные драмы.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что театр и цирк тоже именовались игрищами.
По сравнению с другими искусствами цирку повезло в том отношении, что «цирковое» игрище было и зарисовано и описано еще в XI—ХII веках. Здесь речь идет о фресках Киево-Софийского собора и о Молении Даниила Заточника.
Фрески с изображением циркового представления находятся на лестнице Софийского собора в Киеве. За последнее время в том же храме обнаружены изображения, значительно дополняющие содержание скоморошьих представлений. Оказывается, они были значительно разнообразнее, чем об этом думали раньше, и дело не только в выведенных за пределы храмовой лестницы изображениях боев скоморохов с ряжеными зверями, звериной травле и игре на музыкальных инструментах, — дело в том, что на фресках изображен целый ипподром, то есть цирковое здание, сидящие в ложах князь с княгиней, их свита и зрители, собравшиеся на конное ристание.
По поводу того, что именно изображено на фресках, долгие годы шли научные споры. Одни утверждали, что это греческое представление, другие говорили, что это зарисовка местного, киевского представления. Теперь, когда количество и качество изображенных объектов возросло, вопрос стал более ясным.
Ипподром. Фреска Киево-Софийского собора. XI век (публикуется впервые)
Конное ристание. Фреска Киево-Софийского собора. XI век
Были ли знакомы киевлянам того времени те виды циркового искусства, которые изображены на фресках? На этот вопрос мы можем ответить совершенно точно: да, были знакомы. Оказывается, известны им были и конные ристания. Так, в старинной летописи мы читаем, что перед дворцом князя: «Угре (т. е. венгры) на фарех (т. е. на лошадях) и на скоках играхуть... Кияне же дивя-хутся угром множеству и кметьству (т. е. искусству) и комонем (т. е. коням)».
Существовали ли в Киеве в XI веке ипподромы? Ни отрицать этого, ни утверждать мы пока не можем.
Совершенно ясно, что если всадников было множество, то, очевидно, они и места занимали много. Остается неясным, происходило ли это ристание на поляне или на какой-то специально огороженной арене, с местами для князя, свиты и народа. Речь идет о 1150 годе, о княжении Изяслава Мстиславовича, когда наши международные связи были широки и когда мы могли использовать опыт ипподромов, широко известных, например, в Византии.
Но какой национальности были актеры? На фресках изображены лица нерусские. Возможно, что это были актеры Византийского ипподрома. Но характерно, что на восточный лад изображены и киевские князь с княгиней и в ложах — русский народ. Думается, художником был византиец, но изобразил он представление, бытовавшее на Руси.
Таким образом, можно полагать, что перед нами изображение киевского придворного ипподромного, то есть смешанного, театрально-циркового представления, нарисованного художником на византийский лад. Значит, можно предположить, что цирковое искусство на достаточно высоком уровне было известно на Руси еще в XI веке.
Остается решить вопрос: чем был вызван интерес Киевского двора к ипподрому?
Дело в том, что русские неоднократно ходили войной на Константинополь, причем войны были победоносны. Известно также, что русские купцы вели оживленную торговлю с греками и подолгу живали в Константинополе. Мало того, великая княгиня Ольга, как сказали бы мы сейчас, ездила к византийскому императору с официальным визитом дружбы, и император принимал ее с большим почетом, устраивал в ее честь пиры, на которых, по описаниям византийских летописей, русским показывали цирковые и театральные представления. Кроме того, княгиня посещала со своей свитой ипподром и там также смотрела представления. Следовательно, киевский двор и киевляне вообще видывали византийские представления, и ничего нет неправдоподобного в том, что аналогичные представления устраивали в самом Киеве силами скоморохов. Историческим фактом является и то, что византийские труппы посещали северный берег Черного моря и ходили в глубь страны.
Теперь перейдем к описанию циркового представления, составленному Даниилом Заточником.
Даниил был русским человеком, никогда за границей не жил. Между тем описание сделано так обстоятельно, что он мог дать его, только увидев подобное представление. Даниил писал: «...один, как орел, вскакивает на коня и, рискуя своей жизнью, мчится по ипподрому; другой летает с церкви или высокого дома на шелковых крыльях; иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед царем крепостию своего сердца; иной прорезает себе голени и, обнажив кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость; а иной, вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега, пришпоря лошадь и произнося: «Фенадрус (очевидно, имя актера. — В. В.-Г.) за честь и милость царя нашего готов отдать жизнь»; а иной, привязав веревку к церковному кресту и опустив другой конец на землю, относит его далеко от церкви и потом бежит долом, держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч; а иной обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем».
Как в этом легко убедиться, в описании многое совпадает с тем, что изображено на киевских фресках.
К середине XVI века относятся новые сведения о деятельности скоморохов. Стоглавый собор отмечает формирование скоморошьих «ватаг» (на языке Нижней Волги в ту пору так называли артели, бродившие в поисках заработка). Образуются целые скоморошьи селения, селятся скоморохи и в городских слободах. За свои выступления скоморохи получают так называемую «гудочную плату». С этого времени начинается расцвет их деятельности. Кроме обычных музыкально-театральных и цирковых представлений они участвуют в церковных драмах («Пещное действо»). Участвуют они и в народных обрядах — свадьбах и поминках. В свадьбах они играют
На рисунке. Единоборство с ряженым. Фреска Киево-Софийского собора. XI век.
роли дружек и сватов. В этих случаях скоморохи своим жизнеутверждающим искусством разрушают религиозно-магический характер обрядов. В 1572 году их включают в штат «потешного чулана» при царском дворе, а несколько позже мы встречаем их и при дворах знатнейших бояр и князей.
В XVII веке в живописи, поэзии, литературе, в театрально-цирковом искусстве появляются новые темы, жанры, новые организационные формы использования творчества скоморохов.
Явно повысившийся спрос на скоморошье искусство привел к его совершенствованию, к образованию новых специальностей: участились сведения о кукольниках, вожаках ученых зверей — медведей, собак, обезьян. Кроме того, происходит и сословная дифференциация скоморохов, они теперь встречаются среди посадских жителей, и среди казаков, и даже среди низшего духовенства.
В 1613 году в Москве строится Потешная палата — это первое на Руси известное нам театральное здание. И в штат этой палаты привлекаются как русские скоморохи, так и иностранные шпильманы (актеры).
В Потешной палате давались цирковые представления; продолжались они до самой середины века. Пригоняли к нам северных оленей из Кевроли и Мезени, ученых слонов («слоновые потехи») и медведей («медвежьи потехи»), забавляли царя прыгуны-«метальники». Особой популярностью пользовались братья Луневы и Лодыгин. Лодыгину были отданы в обучение русские ребята, и вскоре «метальники» Макар и Иван Андреевы стали давать самостоятельные представления. Тульский крестьянин Иевка Григорьев и рязанец
Медвежья травля (предположительно). Фреска Киево-Софийского собора. XI век век (публикуется впервые).
Скоморошье ипподромное представление. Калька с фото Фрески Киево-Софийского собора. ХІ век.
Григорий Иванов показывали дрессированного льва, а Петр Городец таскал тяжести зубами.
Какова была дальнейшая судьба наших народных театрально-цирковых «актеров»-скоморохов?
Расцвет их искусства не был продолжительным. В 1648 году особой царской грамотой скоморошество было запрещено, музыкальные инструменты, «личины» («хари», маски) и всякого рода бутафории были сожжены. Этот акт насилия над народным искусством может быть поставлен в прямую связь с усилением народных восстаний, которые характеризуют весь XVII век. Ведь скоморохи, еще в Киевской Руси выступавшие на стороне народных масс, несомненно, и в XVII веке были на их стороне.
Хронологически запретительная грамота совпадает с так называемыми «соляными» бунтами — народными восстаниями в Москве и других городах.
Грамота представляет собой несомненный интерес: она подробно перечисляет скоморошьи специальности того времени. Это были: глум (т. е. сатира), пение, скакание, плясание, игра на музыкальных инструментах, вождение ученых зверей — медведей, собак, разные ряжения, между прочим «кобылкой», и вождение «кобылки» (сцена с «кобылкой» входила в комедию о Петрушке), разные «бесовские», «сатанинские» действия и игры (очевидно, драматические сценки) и т. д. Все это имеет непосредственное отношение и к цирковому искусству.
Административные мероприятия не могли, конечно, уничтожить искусство скоморохов. Скоморошество вместе со всем культурно-бытовым укладом перешло на другой этап исторического развития: скоморохи возродились в творчестве «гаеров» и «балаганных дедов», в городском демократическом театре и в цирке.
В. ВСЕВОЛОДСКИЙ-ГЕРНГРОСС
Журнал «Советский цирк» декабрь 1957 г