Дрессированные акробаты. Медведи Луиджи Безано - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Дрессированные акробаты. Медведи Луиджи Безано

У дрессировщика Луиджи Безано сложились вполне дружеские отно­шения с партнерами. Да, мы не оговорились, именно с партнерами, так как в его номере медведи действи­тельно выступают партнерами своего руководителя.

До сих пор в многочисленных «медвежьих» номерах мы видели медведей-антиподистов, роликобежцев, эквилибристов — словом, подра­жателей различным цирковым жан­рам. Это есть и в номере Безано: его мишки качаются на качелях, ба­лансируют, стоя на передних лапах на вращающейся катушке, ездят на велосипедах и мотоцикле. Освои­ли они и акробатические премуд­рости: японский перекат, курбет, арабское колесико, стойку. Но главное   не   в   этом.

Оригинальность заключается в том, что «дрессированные акробаты» исполняют у Безано ряд трюков вместе с человеком! Вот медведь, аккуратно вытянув носочки, за­правски жмет стойку на голове у дрессировщика или, подобно изящ­ному вольтижеру, ловко исполняет курбет — прыжок «лапы в руки». А в групповых трюках у Безано — сразу два партнера: один из них делает стойку на ногах, а другой — в руках дрессировщика. Закончив акробатическую комбинацию, мед­веди делают публике вполне профессиональный комплимент!

Впервые с группой дрессирован­ных гималайских медведей зрителей познакомили артисты Безано (отец и   сын).

Гималайцы довольно злые живот­ные. И хотя к Луиджи они относятся вполне дружелюбно, иногда, обни­мая хозяина, они применяют «запре­щенные приемы», память о которых у него сохраняется надолго. Гималай­ские медведи не отличаются хоро­шим зрением; они всецело полагают­ся на свой нюх и поэтому пугливы. Почувствовав где-нибудь по сосед­ству тигров, лошадей или других жи­вотных, медведи нервничают и кате­горически отказываются выходить на арену из клеток. Конечно, их пугли­вость   затрудняет   работу.

Гималайские медведи, непривыч­ные к русским зимам, болезненно переносят холод и легко простужа­ются. Вследствие всех этих особенно­стей и, главное, из-за их строптивого нрава, с гималайскими медведями мало кто рискует работать. Лишь не­сколько дрессировщиков иногда брали одного-двух медведей. И поэтому, когда отец Луиджи — ста­рый цирковой артист Александр Безано — решил подготовить группу гималайцев, опытные артисты отнес­лись к его затее с недоверием. Но тем не менее в 1937 году артист вы­пустил единственный в Советском Союзе номер. Через восемь лет он подготовил еще одну группу медве­дей, но с ней на манеж уже вышел его 17-летний сын Луиджи,

Луиджи — представитель четвер­того поколения цирковой семьи Бе­зано. В прошлом веке его прадед артист Антонио Безано переселился из Италии в Россию, и с тех пор бо­лее ста лет фамилия известных жо­кеев и дрессировщиков Безано не сходит с цирковых афиш. Хороший жокей Александр Безано в пожилом возрасте перешел на дрессировку. Луиджи унаследовал от него и лю­бовь к бродячей жизни и к каприз­ным родственникам бурого Топты­гина.

Увидев как-то у дрессировщика Вилларса номер, в котором медведь демонстрировал некоторые акроба­тические трюки, Луиджи решил соз­дать целый номер такого типа.

Выпуск медвежьего акробатиче­ского номера усложняется еще и тем, что его участников приходится часто менять на более молодых и заново с ними репетировать, так как медвежата быстро растут и уве­личиваются в весе. Едва вес медве­жонка, стоящего на голове у Безано, достигнет семидесяти килограммов, уже необходим более легкий дублер. В трюке с двумя партнерами Луиджи поднимает вес около ста восьмиде­сяти килограммов.

Глядя на воспитанников Безано, трудно представить, как же они все-таки смогли осилить такие премудро­сти. Даже настоящие акробаты тре­нируются месяцами, а ведь этим «ар­тистам» почти невозможно объяснить, что от них требуется.

Как-то раз Луиджи репетировал с медведем стойку на передних ла­пах и после каждой удачной попытки угощал его лакомством. Другой мед­вежонок, привязанный неподалеку у стены, наблюдая за учебой, быстро сообразил, за что его товарищ полу­чает награду, и по собственной ини­циативе начал, опираясь на стену, старательно задирать   ноги  вверх.

Животные нередко сами подска­зывают дрессировщику трюки или выдвигают наиболее талантливых исполнителей. Случаи вроде выше­описанного не единичны.

Иногда медведи выступают в роли «режиссера». Так, например, когда один из них после исполнения трюка стал требовать двойной пор­ции сахара, другие запомнили это и тоже начали попрошайничать, А если хозяин «упрямился», просительно подталкивали его. Так сами медведи «внесли» элемент юмора в номер своего   дрессировщика.

Бывают случаи, что от их шуток не до смеха, особенно когда, воспользовавшись возможностью, медведи стараются удрать из клетки и само­стоятельно попутешествовать. Однаж­ды летом Александр и Луиджи Безано ехали в колхоз на концерт. Во время краткого привала они слегка приоткрыли клетку с «артистами». И вдруг медведи выскочили из неё. Порядок восстановили, но медведи­ца   Эмка  успела   скрыться  в  быстро надвинувшихся степных сумерках. Сколько ее ни звали, все было безрезультатно. Пришлось заночевать тут же, на дороге, чтобы на рассве­те снова начать   поиски.

Но утром Эмка не появилась, и отчаявшиеся хозяева собирались от­правиться на розыски, как вдруг вда­ли показались огромные клубы пыли. Это была большая отара овец. А впереди ее, под звон бубенчиков и блеяние, катился испуганный чер­ный комочек. Это была Эмка, встре­тившая стадо, которое, к счастью, двигалось по направлению к машине.

Кстати, история Эмки очень инте­ресна. Она родилась в Египте, когда Безано там гастролировал. Обычно гималайские медведи в неволе не размножаются: вероятно, сказывает­ся отсутствие тех полезных трав, ко­торыми они питаются на воле. Безано изменили принятый рацион. Они рас­ширили медвежий ассортимент зеле­ным луком, витаминами и т. д. И вот медведица Максимка родила двух детенышей — Эмку и Зиту. Оба они выросли и работают на арене.

Работа в акробатическом номере с медведями требует огромного напряжения: трудно совмещать арти­стическое исполнение акробатиче­ских трюков с наблюдением за жи­вотными. Луиджи Безано требовате­лен не только к своим воспитанни­кам, но и к себе, так как понимает, что успех номера во многом зависит и от того, насколько артистично он подан. Гастролируя в Москве, Безано заметно отшлифовал номер. Но, как признается сам артист, он еще дале­ко не удовлетворен и продолжает добиваться от животных большей фик­сации каждого трюка, улучшения обшей композиции.

В ближайшее время артист соби­рается перестроить номер — исклю­чить из него трюки, которые демон­стрируют и другие дрессированные медведи. Он решил сделать номер полностью   акробатический.

Н. РУМЯНЦЕВА

  Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования