Дрессированные акробаты. Медведи Луиджи Безано
У дрессировщика Луиджи Безано сложились вполне дружеские отношения с партнерами. Да, мы не оговорились, именно с партнерами, так как в его номере медведи действительно выступают партнерами своего руководителя.
До сих пор в многочисленных «медвежьих» номерах мы видели медведей-антиподистов, роликобежцев, эквилибристов — словом, подражателей различным цирковым жанрам. Это есть и в номере Безано: его мишки качаются на качелях, балансируют, стоя на передних лапах на вращающейся катушке, ездят на велосипедах и мотоцикле. Освоили они и акробатические премудрости: японский перекат, курбет, арабское колесико, стойку. Но главное не в этом.
Оригинальность заключается в том, что «дрессированные акробаты» исполняют у Безано ряд трюков вместе с человеком! Вот медведь, аккуратно вытянув носочки, заправски жмет стойку на голове у дрессировщика или, подобно изящному вольтижеру, ловко исполняет курбет — прыжок «лапы в руки». А в групповых трюках у Безано — сразу два партнера: один из них делает стойку на ногах, а другой — в руках дрессировщика. Закончив акробатическую комбинацию, медведи делают публике вполне профессиональный комплимент!
Впервые с группой дрессированных гималайских медведей зрителей познакомили артисты Безано (отец и сын).
Гималайцы довольно злые животные. И хотя к Луиджи они относятся вполне дружелюбно, иногда, обнимая хозяина, они применяют «запрещенные приемы», память о которых у него сохраняется надолго. Гималайские медведи не отличаются хорошим зрением; они всецело полагаются на свой нюх и поэтому пугливы. Почувствовав где-нибудь по соседству тигров, лошадей или других животных, медведи нервничают и категорически отказываются выходить на арену из клеток. Конечно, их пугливость затрудняет работу.
Гималайские медведи, непривычные к русским зимам, болезненно переносят холод и легко простужаются. Вследствие всех этих особенностей и, главное, из-за их строптивого нрава, с гималайскими медведями мало кто рискует работать. Лишь несколько дрессировщиков иногда брали одного-двух медведей. И поэтому, когда отец Луиджи — старый цирковой артист Александр Безано — решил подготовить группу гималайцев, опытные артисты отнеслись к его затее с недоверием. Но тем не менее в 1937 году артист выпустил единственный в Советском Союзе номер. Через восемь лет он подготовил еще одну группу медведей, но с ней на манеж уже вышел его 17-летний сын Луиджи,
Луиджи — представитель четвертого поколения цирковой семьи Безано. В прошлом веке его прадед артист Антонио Безано переселился из Италии в Россию, и с тех пор более ста лет фамилия известных жокеев и дрессировщиков Безано не сходит с цирковых афиш. Хороший жокей Александр Безано в пожилом возрасте перешел на дрессировку. Луиджи унаследовал от него и любовь к бродячей жизни и к капризным родственникам бурого Топтыгина.
Увидев как-то у дрессировщика Вилларса номер, в котором медведь демонстрировал некоторые акробатические трюки, Луиджи решил создать целый номер такого типа.
Выпуск медвежьего акробатического номера усложняется еще и тем, что его участников приходится часто менять на более молодых и заново с ними репетировать, так как медвежата быстро растут и увеличиваются в весе. Едва вес медвежонка, стоящего на голове у Безано, достигнет семидесяти килограммов, уже необходим более легкий дублер. В трюке с двумя партнерами Луиджи поднимает вес около ста восьмидесяти килограммов.
Глядя на воспитанников Безано, трудно представить, как же они все-таки смогли осилить такие премудрости. Даже настоящие акробаты тренируются месяцами, а ведь этим «артистам» почти невозможно объяснить, что от них требуется.
Как-то раз Луиджи репетировал с медведем стойку на передних лапах и после каждой удачной попытки угощал его лакомством. Другой медвежонок, привязанный неподалеку у стены, наблюдая за учебой, быстро сообразил, за что его товарищ получает награду, и по собственной инициативе начал, опираясь на стену, старательно задирать ноги вверх.
Животные нередко сами подсказывают дрессировщику трюки или выдвигают наиболее талантливых исполнителей. Случаи вроде вышеописанного не единичны.
Иногда медведи выступают в роли «режиссера». Так, например, когда один из них после исполнения трюка стал требовать двойной порции сахара, другие запомнили это и тоже начали попрошайничать, А если хозяин «упрямился», просительно подталкивали его. Так сами медведи «внесли» элемент юмора в номер своего дрессировщика.
Бывают случаи, что от их шуток не до смеха, особенно когда, воспользовавшись возможностью, медведи стараются удрать из клетки и самостоятельно попутешествовать. Однажды летом Александр и Луиджи Безано ехали в колхоз на концерт. Во время краткого привала они слегка приоткрыли клетку с «артистами». И вдруг медведи выскочили из неё. Порядок восстановили, но медведица Эмка успела скрыться в быстро надвинувшихся степных сумерках. Сколько ее ни звали, все было безрезультатно. Пришлось заночевать тут же, на дороге, чтобы на рассвете снова начать поиски.
Но утром Эмка не появилась, и отчаявшиеся хозяева собирались отправиться на розыски, как вдруг вдали показались огромные клубы пыли. Это была большая отара овец. А впереди ее, под звон бубенчиков и блеяние, катился испуганный черный комочек. Это была Эмка, встретившая стадо, которое, к счастью, двигалось по направлению к машине.
Кстати, история Эмки очень интересна. Она родилась в Египте, когда Безано там гастролировал. Обычно гималайские медведи в неволе не размножаются: вероятно, сказывается отсутствие тех полезных трав, которыми они питаются на воле. Безано изменили принятый рацион. Они расширили медвежий ассортимент зеленым луком, витаминами и т. д. И вот медведица Максимка родила двух детенышей — Эмку и Зиту. Оба они выросли и работают на арене.
Работа в акробатическом номере с медведями требует огромного напряжения: трудно совмещать артистическое исполнение акробатических трюков с наблюдением за животными. Луиджи Безано требователен не только к своим воспитанникам, но и к себе, так как понимает, что успех номера во многом зависит и от того, насколько артистично он подан. Гастролируя в Москве, Безано заметно отшлифовал номер. Но, как признается сам артист, он еще далеко не удовлетворен и продолжает добиваться от животных большей фиксации каждого трюка, улучшения обшей композиции.
В ближайшее время артист собирается перестроить номер — исключить из него трюки, которые демонстрируют и другие дрессированные медведи. Он решил сделать номер полностью акробатический.
Н. РУМЯНЦЕВА
Журнал «Советский цирк» апрель 1961 год