Труппа Донвальдо
В 1926 году в Ленинграде, на улице Пролеткульта, в спортивном зале, под руководством опытных цирковых артистов — Тафани, Орлова, Альперова и Брайтонс — группа молодых людей занималась акробатикой. В 1927 году самые способные из них создали цирковую акробатическую труппу. Сначала эта труппа именовалась Али Чанышевы, позже — Донвальдо и, наконец, Осташенко.
Первоначально в числе участников этой труппы были: X. Гисматулин, К. и В. Никольские, В. и В. Махинок, А. Львов, П. Павлов и М. Осташенко. Все это были люди молодые, горячие и весьма способные к акробатике. Репетировали они без устали и везде, где только возможно: на арене, в цирковом фойе, в коридорах гостиниц, а во время переездов из города в город — даже на платформах железнодорожных станций, если поезд стоял продолжительное время. Уже в 1929 году московский рецензент писал: «Четкость, легкость и темперамент их работы буквально поражают» 1.
Особенных успехов труппа добилась к 1931 году, когда во главе ее встал М. Осташенко, а членами труппы являлись: П. Осташенко, Г. Чайченко, Г. Семиничев, Г. Клейнгольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г. Питателев.
С веселым шумом появлялись Донвальдо на арене и сейчас же начинали отроить акробатические пирамиды: одну, другую, третью. Выстроили пирамиду, зафиксировали ее и тут же рассыпали. Но пирамиды — это только, так сказать, прелюдия к номеру. Главная же часть номера состояла из акробатических прыжков, исполняемых во все более убыстряющемся темпе, под подбадривающие возгласы тех, кто ожидал своей очереди прыгать.
Трудно перечислить комбинации из прыжков, демонстрируемых Донвальдо, но некоторые из них назвать необходимо. М. Осташенко исполнял в темпе двадцать четыре арабских сальто-мортале, обходя, таким образом, три раза круг арены, и он же проделывал пять раз подряд (как говорят в цирке, в пять углов) такую комбинацию: рундат, флик-фляк, заднее сальто-мортале и переднее сальто-мортале.
Исполняя флик-фляк, три раза обходил круг арены Г. Чайченко. С каждым новым кругом он все больше прижимался к барьеру арены и все убыстрял темп.
П. Осташенко на барьере, опоясывающем арену, демонстрировал разнообразные акробатические прыжки: «арабские колеса», «колпинские прыжки»2, «колеса на локтях», а заканчивал «колесами не месте», которые делал в центре манежа.
__________________________________________________________________
1 Юр. Ага, Эстрада в Эрмитаже, «Новый Зритель», 1926, № 26—27.
2 Комбинация, состоящая из чередования рундатов и арабских колес, исполняемых по кругу. Впервые была продемонстрирована артистом М. Осташенко в 1928 г. на ст. Колпино под Ленинградом.
Л. Кобленц исполнял комбинацию: рундат — флик-фляк — пируэт-сальто-мортале, снова флик-фляк и снова пируэт-салыо-мортале.
Г. Клейнгольц делал рундат — твист и снова рундат — твист. Последний раз он прыгал так высоко, что перелетал через барьер, отделяющий арену, и оказывался в проходе для публики.
Все перечисленные здесь трюки исполнялись легко, непринужденно и изящно. В прыжках особенно ценится высота. П. Осташенко, Г. Клейнгольц и особенно М. Осташенко прыгали необычайно высоко. Упражнения были во всех деталях отделаны и доведены до совершенства. Не случайно Г. Клейнгольц первый получил звание чемпиона СССР по акробатическим прыжкам.
А сколько было актерского обаяния в застенчивой и в то же время горделивой улыбке М. Осташенко, когда он, закончив прыжки, принимал восторги публики! Какая экспрессия, какая выразительность были в фигуре Г. Чайченко, когда он готовился к прыжкам! С особенным старанием и увлечением делал кульбит, пролетая через весь манеж, Г. Семиничев. А прыжки П. Осташенко зрители воспринимали как спортивную игру, которая доставляла удовольствие самому исполнителю.
Номер Донвальдо проводился, как говорится, на одном дыхании, зрители бывали поражены, больше того, ошеломлены чудесным каскадом прыжков. Казалось, что номер продолжается всего пять-шесть секунд, тогда как на самом деле он шел восемь-девять минут.
Где сейчас те, кто работал в этой группе?
М. и П. Осташенко продолжают выступать в цирке, но как акробаты-эксцентрики. К. Никольский — известный жонглер, заслуженный артист РСФСР, А. Вязов — воздушный гимнаст-эксцентрик, Е. Мочалое и Г. Чайченко — клоуны, Л. Кобленц — участник номера «эквилибристы на шарах», кое-кто из Дональдо ушел из цирка.
Журнал «Советский цирк» март 1961 г