Манипуляция с номерами
Сезон в этом году в Ростове-на-Дону начался 23 сентября. Открытие цирка по вине отдела формирования Союзгосцирка прошло не совсем гладко. Только за четыре дня до начала стало известно, кто из артистов будет участвовать в первой программе. Поэтому мы были вынуждены выпустить афишу без указания номеров. Правда, состав участников мы получили еще 24 августа. Но 19 сентября поступила телеграмма из отдела формирования за подписью его начальника Л. Зайцева, неожиданно отменяющая пять номеров, в том числе аттракцион канатоходцев Волжанских. Между прочим, еще 9 сентября нам обещали прислать Волжанских вместо номера канатоходцев под руководством Магомедова.
Такая же «метаморфоза» произошла и с коверными. Мы были уверены, что у нас будут работать Зонов и Чеколтан. И вдруг телеграмма: «Едет коверный Козаченко».
Как же быть! Ведь арена не «прокатная» площадка для демонстрации случайных номеров, механически связанных между собой. Местными авторами был написан стихотворный пролог, рассчитанный на тех, кто должен был приехать. А их-то в программе не будет. И вот за два дня до открытия пришлось срочно «перекраивать» текст. Это не могло не сказаться на его качестве.
Подобное повторилось перед второй программой.
В цирк прибыла конюшня Руссо. Зачем? Ведь от первой программы остались жокеи Соболевские, па-де-де на лошадях Лапиадо. Из обещанных тринадцати номеров после всевозможных трансформаций мы получили только восемь. Не было возможности заблаговременно выпустить рекламу, и пришлось срочно обратиться в местную группу «Цирк на сцене» с просьбой дать артистов. Нам «одолжили» для открытия иллюзиониста Чи Юня; а на предпраздничные Октябрьские вечера и утренники мы пригласили приехавших из Ленинграда в отпуск музыкальных эксцентриков Гофтман.
Все это возникает из-за неоперативной, нечеткой работы отдела формирования, у которого нет контакта с художественным отделом, куда поступают запросы цирков.
Нетерпимо, когда ноябрьская-декабрьская программы становятся известны цирку только в октябре месяце. Состав участников на весь зимний сезон должен определяться еще летом.
Мы предлагаем проводить комплектование программы по тематическому признаку. Возможны, например, такие представления: «На арене молодежь», «Вечера клоунады», «Женщина в цирке», «Дружба народов». В этом случае программы будут выглядеть как законченные тематические представления, и режиссер может осуществить свои творческие замыслы, заняться подлинно художественной работой.
Естественно, отклонения от намечаемой программы допустимы, но непозволительно произвольное выдергивание из программы ударных номеров и замены их без учета того, что недавно видел зритель. Так, к открытию этого сезона Л. Зайцев хотел послать к нам в цирк акробатов Касьяновых и воздушных гимнастов Благодарских, которые выступали в Ростове в конце лета 1959 года.
Отделу формирования следовало бы разработать план передвижения цирковых номеров по конвейеру, а режиссеры и директора цирков могли бы участвовать в его составлении. В этом случае мы обеспечим более нормальные условия для работы.
Е. РЯБЧУКОВ
Главный режиссер цирка
Ростов-на-Дону
Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.